Меняем старое на новое. Плюсы и подводные камни агролизинга

Автор: Юлия Житникова

Благодаря обновлению технопарка российские аграрии смогли увеличить урожаи и выйти на новый уровень рентабельности. Драйвером активного развития этого сектора экономики стали меры государственной поддержки — льготные агролизинговые программы. Не зря компании – поставщики техники фиксируют чуть ли не ежегодное увеличение лизингового портфеля. Не стал исключением и прошлый сезон.

 

Как сработал эффект отложенного спроса

Аналитики отмечают сохранение положительной динамики приобретения в РФ новых сельхозмашин и специализированного оборудования в прошлом году. По предварительной оценке Минсельхоза РФ, российские аграрии закупили около 63 тыс. единиц техники, что на 6,7 % больше показателя 2020 года (59 тыс.).

В том числе приобретено более 14,2 тыс. тракторов и 6,3 тыс. комбайнов, что на 14,6 и 12,7 % выше уровня за тот же период прошлого года. Регионами-лидерами в этом направлении являются Краснодарский и Алтайский край, Ростовская и Волгоградская области.

Серьезную роль в активной модернизации сельского хозяйства сыграли меры государственной поддержки, и в первую очередь, по мнению ведомства, льготные лизинговые программы АО «Росагролизинг». Для успешного проведения сезонных полевых работ с помощью этого инструмента сельхозтоваропроизводители приобрели порядка 10,5 тыс. единиц машин и технологического оборудования на сумму 46 млрд руб. В планах компании в следующем году реализовать не менее 10 тыс. единиц техники. Показывают рост лизинговых портфелей и другие компании. Как пояснили в АО «Сбербанк Лизинг», сегодня данный сегмент в компании занимает четвертое по популярности место после грузовых, легковых авто и строительной техники. Прирост к 2020 году составил 47 %.
«Существенный рост показывает лизинг всех сегментов сельхозтехники. Например, объемы поставок комбайнов в 2021 году выросли на 107 %. Поставки тракторов также увеличились на 36 %. В 2021 году компания нарастила поставки сельхозтехники в целом на 49,5 %. 

Самыми приобретаемыми тракторами в СберЛизинге являются тракторы, выпускаемые Минским тракторным заводом (МТЗ). Тракторы МТЗ составили 69 % всех тракторов, приобретенных в 2021 году. На втором месте находятся тракторы «Кировец», выпускаемые Петербургским тракторным заводом, на третьем — John Deere/Claas/New Holland. По реализации комбайнов безусловный лидер — «Ростсельмаш». «Основными покупателями отечественной техники в основном являются индивидуальные хозяйства, тогда как техника иностранных брендов пользуется большим спросом со стороны агрохолдингов», — прокомментировала руководитель направления Департамента корпоративного бизнеса АО «Сбербанк Лизинг» Наталья Ситникова.

Стабильный рост спроса на финансирование приобретения сельскохозяйственных машин и оборудования в течение прошлого года отмечают и в федеральной лизинговой компании «Интерлизинг» (входит в банковскую группу «Уралсиб»).

«Основным фактором, повлиявшим на повышение спроса на сельхозтехнику, стал эффект отложенного спроса периода пандемии 2020 года. В этот сезон, несмотря на высокую урожайность, сельхозтоваропроизводители проявили сдержанность в обновлении техники и оборудования», — прокомментировали в компании.

Да и в целом, как считают эксперты компании, условия финансирования сельхозтоваропроизводителей в России достаточно комфортны в последние годы. Из наиболее востребованных инструментов для представителей АПК есть сезонные графики платежей, учитывающие особенности ведения бизнеса любого клиента. Существует даже возможность платить всего один платеж в год: например, в конце года, после продажи урожая. Для сельского хозяйства, отличающегося сезонным характером работ и получением прибыли, это очень значимо.

«Одним из важных изменений в 2021 году стало снижение размера авансовых платежей при приобретении в лизинг сельхозтехники, в отдельных случаях до нуля, что позволяет приобрести, например, комбайн после проведения посевной, когда запас ликвидности СХТП стремится к минимуму, без отвлечения, или с минимальным отвлечением собственных средств из бизнеса», — говорят специалисты компании.

 

Льгот нет, но спрос растет

Полномочный представитель главы администрации Краснодарского края по взаимодействию с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Вячеслав Легкодух уверен, что в целом программа льготного агролизинга стала за годы своего действия настоящим драйвером развития сферы АПК. Особенно важна она для мелких фермерских хозяйств, многие из которых не в состоянии накопить на современную технику и приобрести ее за наличку.

«Возьмем, например, 2020 год, который стал очень сложным вообще для всех отраслей экономики. И для АПК в том числе. Помимо влияния общих ограничений, вызванных борьбой с коронавирусом, на развитии сельского хозяйства сказалось и существенное подорожание техники. Но благодаря программе льготного лизинга смогли обновить парк техники и подготовиться к новому сезону даже те фермеры, которые сработали в ноль», — говорит эксперт.

За годы действия в программу неоднократно вносили коррективы, дополняли и расширяли перечень техники, дофинансировали. Но все это время остается неизменным важное ограничение — программа льготного агролизинга не распространяется на импортную технику. Что, в общем-то, соответствует правилам стратегии импортозамещения. А в 2015 году эти ограничения распространились и на белорусскую технику. При этом рынок тракторов малой мощности практически монополизирован белорусскими машинами, отечественных предложений намного меньше. В итоге выбор у фермеров значительно сужается. Но если при приобретении российской техники, по словам Вячеслава Легкодуха, можно воспользоваться всеми льготными предложениями того же «Росагролизинга», на белорусскую уже таких преференций нет. Экспертное сообщество пыталось решить этот вопрос, выходили на руководство компании, но это, к сожалению, позиция федерального центра, и пока она не меняется.

«При этом спрос на импортную технику у российских аграриев не падает, несмотря на то, что на нее не распространяются госпрограммы поддержки. Это хорошо показала прошедшая выставка «ЮгАгро», где были представлены не только отечественные, но и зарубежные бренды. Сегодня крупный фермер не будет покупать два отечественных трактора, он уже присматривается к John Deere, например. Да, льгот при его приобретении нет, но спрос растет все равно. В среднем за прошлый год по стране увеличение спроса на зарубежные машины составило около 20 %», — отмечает Вячеслав Легкодух.

 

Не хватает здесь и сейчас

При этом, несмотря на существующие ограничения по импортным машинам в рамках программы льготного лизинга, белорусская техника активно продвигается на рынок страны. Так, недавно губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев обсудил с министром промышленности Республики Беларусь возможность увеличения поставок сельхозтехники в регион. На фоне имеющегося дефицита техники на рынке, который отмечают сегодня компании-поставщики, такие соглашения весьма актуальны, пусть даже не в рамках льготных программ поддержки.

На Всероссийском совещании, которое в конце января провел Минсельхоз России, генеральный директор «Росагролизинга» Павел Косов назвал дефицит техники и наличие очередей на нее одним из трех важнейших вызовов, стоящих перед агропромом сегодня. По мнению экспертов, это может серьезно отразиться на процессе технического перевооружения парка. Проблема логично вытекает из существенного подорожания сельхозтехники и оборудования. Еще осенью представители ассоциации сельхозмашиностроителей прогнозировали рост цен в диапазоне 15–25 %.

Как следствие образовавшегося дефицита, в компании «Интерлизинг» в прошлом году наблюдали рост спроса на технику малораспространенных ранее производителей, что опять же связано с существенным увеличением спроса, который в отдельных сегментах рынка даже превышал предложение. Как говорят специалисты, «Сегодня сельхозтехники не хватает «здесь и сейчас».

 

Что в резерве?

Что касается дефицита техники, то, по мнению экспертов, в России ее не хватает в промышленных масштабах. Поэтому перед нашими аграриями стоит не столько задача переоснастить автопарк, сколько существенно пополнить его.

«Например, в Германии на 1 тыс. га приходится 10 комбайнов. У нас на эту площадь — только два. Поэтому необходимо серьезно наращивать объемы льготной программы агролизинга как подспорья для фермеров. Увеличение числа техники, работающей на полях, — это не просто вопрос рентабельного бизнеса, а вклад в программу продовольственной безопасности страны. Большее число комбайнов позволит существенно сократить сроки уборки пшеницы, бережно ее собрать и сохранить. То же самое с овощами. Чем быстрее соберем, тем больше и качественнее будет урожай», — считает Вячеслав Легкодух.

Именно сейчас есть огромный потенциал для наращивания объемов программы льготного агролизинга. Благодаря введению экспортных пошлин на зерно, Министерство сельского хозяйства сформировало существенный резерв в размере почти 91 млрд руб. Далеко не все деньги пойдут на дофинансирование программы льготного агролизинга. Минсельхоз выступает как регулятор, перенаправляя резервные средства на необходимые нужды сельхозпроизводителей. Тем не менее, возможности для расширения этой программы поддержки сегодня имеются.

 

Камень преткновения

Правда, далеко не все фермеры разделяют оптимизм по поводу накопленного государством резерва. Многие представители фермерского сообщества вообще сомневаются в возможности дальнейшего использования программ агролизинга даже на льготных условиях. Камнем преткновения стали все те же экспортные пошлины. Кубанские фермеры даже готовят открытое письмо-обращение, которое планируют представить на предстоящем съезде региональных АККОР.
— В свое время льготные программы агролизинга серьезно помогли фермерам. Хозяйства смогли обновить парк техники, благодаря чему улучшились урожаи, выросла прибыль. Так что плюсы были со всех сторон, особенно на фоне постоянно растущих цен на технику. Но сегодня ситуация такова, что многим проще нанять хорошую технику на сезон, чем брать в лизинг, даже с субсидией. Дело в том, что сегодня отрасль АПК переживает большие экономические трудности. Растет цена топлива, удобрений, средств защиты растений. Экономить на них себе дороже, соответственно, обязательных расходов стало больше. При этом фермеры несут сегодня большие потери на экспортных пошлинах. Так, с каждого килограмма пшеницы мы теряем 7 руб., с подсолнечника — 20 руб. Из-за этого рынок экспорта переживает не лучшие времена. Многие предпочитают перекредитоваться, передержать, чем отдавать продукт по низкой цене. Например, Украина продает пшеницу в Турцию по 22–23 руб. за кг, у нас она стоит 15. И это на фоне общего подорожания необходимых расходных статей в сфере АПК. Где тут еще на новую технику раскошелиться. Мало того, что она серьезно подорожала, так еще ведь необходимо нести расходы по ее содержанию, — считает глава КФХ, фермер Евгений Василенко из Краснодарского края, автор обращения. Он сообщил, что фермеры готовят письмо-обращение от АККОРа Кубани — его планируют зачитать на съезде Ассоциаций, который состоится в середине февраля. «Надеемся, что заградительные пошлины отменят. Иначе это может серьезно сказаться на развитии сельского хозяйства. Что касается обновления техники, вообще можно будет об этом забыть. А это откат назад как в агросфере, так и в развитии сельских районов. Взять, например, нашу Кубань. Фермеры во многих селах не только дают работу, но и развивают поселения, помогая с ремонтом дорог, организацией и проведением важных мероприятий и прочим. Не смогут они быть рентабельными, значит, и селам придется надеяться только на бюджетные средства», — говорит Евгений Василенко.

По мнению фермеров, сегодня сложилась такая ситуация, когда государство одной рукой дает, разрабатывая программы поддержки, другой забирает, вводя пошлины на экспорт. И пока что особых для себя преимуществ в подобном распределении средств многие не видят абсолютно.

 

Программа хорошая, но чудес ждать не стоит

Тем не менее, говорить о закате государственной программы поддержки и ее невостребованности не приходится, это также касается и других льготных предложений. Только за первый месяц 2022 года «Росагролизинг» поставил 755 единиц техники на 3,7 млрд руб. в рамках льготных предложений. Это уже в два с лишним раза больше показателей аналогичного периода прошлого года.

«В текущем году больше всего техники было поставлено в те регионы, которые первыми приступают к посевной: Краснодарский край (73 единицы), Республика Крым (38 единиц), Самарская область (62 единицы), Саратовская область (49 единиц), Республика Татарстан (44 единицы)», — сообщили в пресс-службе компании.

Так что программа льготного агролизинга по-прежнему остается востребованной, несмотря на все нюансы и имеющиеся ограничения. Впрочем, по мнению экономиста и политолога Романа Иноземцева, воспринимать этот проект как главный инструмент развития сельского хозяйства все же не стоит. По его словам, схема лизинга выгодна тем, что позволяет скорее амортизировать, то есть списывать на затраты приобретаемую технику. В итоге лизингополучатель экономит на налогах. Плюс имеются весьма комфортные условия по наценке: удорожание от 3 % и авансовый платеж 0 % при максимальном сроке семь лет — это исключительно комфортные условия.

«Сама по себе программа нужная и, безусловно, доказавшая свою эффективность. Однако не стоит ждать от нее чудес, потому что богатство создает не техника, не земля и не скотина. Богатство создается людьми, и человеческий капитал — ключевой фактор успеха или неудачи любого предприятия. Конечно, программа будет способствовать улучшению материально-технической базы аграриев, но новая производительная техника требует большого внимания со стороны персонала. И это уже забота самих фермеров, которым нужно озаботиться проблемой привлечения квалифицированных кадров, выпускников аграрных вузов. Потому что сейчас кадровый голод — это серьезная проблема, корнем которой является низкая рентабельность, в том числе сельского хозяйства», — подчеркнул Роман Иноземцев.

В свою очередь, как пояснил эксперт, низкая рентабельность сдерживает развитие отрасли и приводит к тому, что дефицит мозгов заедают кредитами, пусть и льготными. Из-за этого даже крупные агрохолдинги сегодня не могут вылезти из долговой ямы, что периодически приводит к их банкротству.

«К сожалению, сегодня нашим аграриям проще попросить, а государству проще дать именно денег, чем решать проблему нехватки квалифицированных кадров в сельском хозяйстве. Собственно, поэтому я бы не ждал чудес только от мер финансовой поддержки сельского хозяйства: если отрасль неэффективна на операционном уровне, она превращается в бездонную бочку», — считает экономист.

Источник: agroportal-ziz.ru

Поделиться
 
 
Заявка на спрос