Нужна ли России «зерновая ОПЕК»?

Автор: Константин Смолий

Недавно вице-премьер российского правительства Алексей Гордеев, курирующий сферу АПК, выступил с инициативой создания «зерновой ОПЕК». Как и «Организация стран – экспортеров нефти», новая структура, по мнению чиновника, способна стать инструментом обеспечения стабильности на зерновом рынке, координации цен и решения проблем с голодом на планете. Войти в организацию могли бы ведущие экспортеры зерновых культур – Россия, США, Канада, Украина, ЕС и др.

Подобная идея высказывается российскими чиновниками не в первый раз: о зерновом аналоге ОПЕК говорили еще в 2017 году. Правда, тогда речь шла не обо всех крупнейших экспортерах зерна, а только о России, Украине и Казахстане. Но переговоры ни к чему не пришли, так как для Украины уже тогда принципиальна была независимая от Москвы экономическая политика. Ведь создание координирующей структуры в какой-то мере посягает на внешнеторговый суверенитет входящих в нее стран: членство предполагает подчинение коллективным решениям.

Именно поэтому считается, что «Организация стран – экспортеров нефти» – это, по сути, картель, который нарушает рыночные принципы свободной торговли, контролируя мировые цены путем изменения квот на добычу. Но молодым развивающимся нефтедобывающим странам в то время было не до рыночных принципов, они стремились к увеличению поступлений в бюджет. Тем более что речь идет не о нарушении рыночного механизма, а о его подчинении своим интересам: рост цен из-за ограничения предложения – вполне себе рыночный принцип.

В наше же время о рыночных идеалах вообще мало кто вспоминает. Но насколько эффективной может быть «зерновая ОПЕК», учитывая, что его предполагаемые участники имеют ряд противоречий друг с другом? Например, США стремятся к освобождению от влияния на них международных организаций, и даже выходят из многих коллективных договоров типа Тихоокеанского партнерства или Парижского соглашения по климату. Вступление в инициированную Россией «зерновую ОПЕК» в настоящее время противоречило бы логике действий американского правительства.

К сожалению, регулировать мировые цены на зерно путем соглашений гораздо труднее, чем цены на нефть. Последняя зависит в основном от объема: чтобы увеличить цену, нужно уменьшить добычу, и наоборот. В любом случае государство может контролировать объем добычи, чего нельзя сказать о зерне, урожай которого зависит от множества факторов. Например, погодных: в отдельных странах из-за плохих погодных условий урожай может сильно отличаться от запланированных. Получается, государство не может гарантировать выполнение взятых на себя обязательств по объему производства, причем как в одну, так и в другую сторону. Нужны ли тогда подобные обязательства, которые есть, по сути, квоты на продажу зерна? А если урожай, наоборот, хороший? Тогда смысла в квотах, как в нефтяном секторе, тем более нет.

Так что целесообразность создания организации-регулятора – под вопросом. Наша главная задача на экспортном направлении – это борьба за рынок сбыта, а вовсе не победа над голодом на планете. И вот тут «Зерновая ОПЕК», ведь она создана для консолидации, а у нас на повестке дня конкурентная борьба, в которой приходится действовать в одиночку. И пока мы действуем, кстати, довольно успешно. Например, совсем недавно прошли продуктивные переговоры России с рядом африканских государств. Уже сейчас одна из стран континента, а именно Египет, является ведущим покупателем российского зерна. Всего же объем торговли с Африкой в сфере АПК приближается к 5 млрд долларов в год, и сообщается, что заключенные соглашения и договоренности позволят нарастить эти объемы в два раза.

Схожим образом нужно действовать на других направлениях, буквально прорубая себе дорогу к статусу лидера мирового зернового рынка. А для этого придется, с одной стороны, искать все новых и новых торговых партнеров и налаживать с ними двусторонние соглашения, а с другой – поработать над повышением объема агропромышленного производства. Например, вводить в оборот неиспользуемые земли, интенсифицируя вношение необходимых для плодородия удобрений, совершенствуя систему господдержки и т.д. Резервы роста еще есть, и реализация сельскохозяйственного потенциала России на 100 процентов – дело не «зерновой ОПЕК», а наше собственное.

 
 
Настоящее Пользовательское соглашение регулирует отношения между Администрацией сайта (Администрация) и Пользователем сайта www.rynok-apk.ru (Рынок АПК), на указанных в Пользовательском соглашении условиях.
Принятием данного предложения Администрации в адрес Пользователя о заключении договора оферты является совершение Пользователем действий, направленных на использование сайта Рынок АПК.
Независимо от факта регистрации или авторизации Пользователя на сайте Рынок АПК, означает согласие Пользователя с настоящим Пользовательским соглашением.
Пользователю необходимо внимательно ознакомиться с условиями настоящего соглашения, которое рассматривается Администрацией как публичная оферта в соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Настоящая Оферта считается акцептованной Пользователем, а Договор между Администрацией и Пользователем заключенным, с момента использования Пользователем услуг сайта.
Договор может быть заключен только с Пользователем, являющимся дееспособным физическим лицом либо юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возраст Пользователя 16+.
Пользовательское соглашение может быть изменено Администрацией в любое время без какого-либо специального уведомления об этом Пользователя. Новая редакция Пользовательского соглашения вступает в силу с момента ее размещения на сайте Рынок АПК.
Использование сайта после вступления в силу новой редакции Пользовательского соглашения означает согласие с ней Пользователя.

Пользовательское соглашение