Пять трендов на рынке семян: на что обратить внимание

Автор: Александр Акулиничев

Технологизация постепенно охватывает все подотрасли сельского хозяйства. В животноводстве и сельскохозяйственной технике мало кто удивляется высоким технологиям и «цифре», а вот в семеноводстве все это пока в новинку. По мере того, как оборудование по заготовке, хранению и внесению семян становится все более значимым, отчетливее обозначаются и те тренды, на которые руководителям хозяйств необходимо обращать внимание.

Нужно понимать, что рынок семян не пребывает в вакууме: он тесно связан с другими товарными рынками, зависит и от них, и от политико-экономического климата. Скажем, заданный в 2014 году вектор на импортозамещение снизил доступность зарубежных семян для российских аграриев, а российские производители при всем желании не могут компенсировать эту потерю: 4–5 лет — не срок для семеноводства.

 

Тренд первый: оглядываться на изменения климата

Кажется, лишь совсем недавно мы наконец вступили в тот период, когда любому здравомыслящему человеку очевидно: климатические изменения — не выдумка. Более теплые зимы, более сильные ветры, иное годовое распределение осадков — все это фермеры и агрономы замечают сами, и накопленные за последние годы сведения помогают увидеть, в какую сторону меняется климат в каждом конкретном регионе.

Такие изменения означают, что прежняя система районирования сортов и гибридов утрачивает актуальность. Если селекционеры замечают климатические изменения, в частности — увеличение температур в вегетационный период или в периоды, чувствительные к сохранению семенной полосой своего потенциала, то российские компании и импортеры предлагают другие сорта и гибриды, порой нехарактерные для выбранной местности.

Правда, учитывая, что на вывод нового сорта пшеницы требуется порядка 10 лет (а то и больше!), семеноводство физически не поспевает за этим процессом — а значит, для ваших полей могут оказаться актуальными семена, районировавшиеся намного южнее. Что там говорить: с начала XXI века в России на добрых 200 км к северу сместилась зона выращивания винных сортов винограда — и вот уже первые лицензированные винодельни появились в Волгоградской области. Не за горами момент, когда эту культуру начнут возделывать в Центрально-Черноземном регионе.

В связи с этим резко возрастает роль агронома и научных экспериментов в конкретном хозяйстве: «тестовые» делянки для апробации различных сортов семян — обязательный атрибут успешного сельхозпредприятия. Если же кадровый голод мешает найти толкового агронома, которого можно держать в штате, имеет смысл обращаться за консультациями к поставщику семян: практически все крупные производители поставляют сегодня не просто мешки семян, а технологии возделывания — и, стремясь удержать клиентов в острой конкурентной борьбе, готовы выезжать в хозяйства, чтобы подбирать именно тот сорт или гибрид, который подойдет лучше всего.

 

Тренд второй: четко ставить цели и задачи

Компании — поставщики и производители семян все чаще ориентируются на конкретные приоритеты товаропроизводителя по каждой культуре: качественные показатели или валовые. Здесь надо понимать: гибриды семян всегда будут давать больший валовый сбор, но не всегда максимального качества. Так что потребитель должен определиться, что ему больше нужно, и исходя из этого уже принимать решение, что сеять.

Например, есть три вида подсолнечника: масличный, высокомасличный и кондитерского направления. Семена подсолнечника кондитерского направления всегда дают меньшую урожайность, чем традиционный подсолнечник. В высокомасличном подсолнечнике делается акцент на качественные показатели — содержание масляной кислоты в нем должен быть повышен. Если это традиционный подсолнечник, то к нему идет сочетание максимальных требований и по валу, и по урожайности, и по содержанию масляной кислоты. Прежде чем звонить поставщику и распахивать кошелек, необходимо максимально четко ответить себе на вопрос: «Для чего мне нужна эта культура и что я планирую делать с ней через несколько лет?»

Это приводит к тому, что возрастает роль специалистов-аналитиков рынка. Да, экономические прогнозы на годы вперед более похожи на гадание, нежели на точную науку, и держать штатного «прогнозиста» на предприятии редко есть смысл. Однако нанять или обратиться за консультацией к профессиональному экономисту, который поможет сориентировать, что происходит с рыночными нишами прямо сейчас, очень даже можно. Либо эту тонкую науку придется осваивать самостоятельно — благо, в последнее время появилось немало специальных семинаров по повышению квалификации и приобретению новых навыков. И да, экономист-аналитик обязательно должен участвовать в обсуждении севооборота и закупки семян.

 

Тренд третий: искать профильные госпрограммы и субсидии

Четвертьвековая «заброшенность» российского семеноводства подходит к концу: в 2017–2018 гг. государство активизировалось в своем желании поднять отрасль и ускорить темпы ее восстановления. Самый простой и действенный путь — привлечь к научным экспериментам широкие фермерские массы. За небольшую финансовую поддержку, конечно.

К примеру, знаковое для отрасли картофелеводства событие прошедшего года — учреждение подпрограммы «Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации на 2018–2025 годы». На нее выделено около 11 млрд руб. только из федерального бюджета. Уже проведены конкурсы, отобрано около 35 проектов. Совместными усилиями селекционеров, семеноводческих компаний и представителей профильных НИИ предполагается к 2025 г. вывести 12 сортов картофеля и нарастить объемы производства его семян до 18 тыс. т. Основная задача — получить сорта, не уступающие зарубежным аналогам, которые сегодня доминируют на рынке: их доля составляет до 80%, а по отдельным направлениям — и до 100%.

Развивающийся рынок на Западе — органическое семеноводство. Чтобы получить статус «органического», семеноводческому предприятию необходимо пройти строгий контроль на соответствие целому ряду параметров, зато эти усилия могут окупиться. Как? Прежде всего, тем, что быстро сориентировавшийся «органический семеновод» станет интересен крупным иностранным, а затем и российским компаниям-поставщикам — и сможет заработать на том, что будет в этом деле первым. Главное, не ставить на «органику» все свои деньги: пока эта ниша, при всей маржинальности, остается в России весьма и весьма рискованной.

 

Тренд четвертый: цифровизировать все

«Большие данные» проникают и в сферу семеноводства: лучшие НИИ собирают информацию о том, как развивается культура, на протяжении нескольких лет, и на их основе делают достаточно точные прогнозы по урожайности, болезням и другим факторам. Однако и фермеру, чтобы приобрести максимально «правильный» семенной материал, нужно собирать все больше информации о своих полях и выращиваемых культурах: предоставив поставщику эти «большие данные» о климатических особенностях, урожае, заболеваниях, сорняках, всех опробованных на конкретной почве культурах, руководитель хозяйства сможет получить более подходящий ему товар.

Опять-таки, необходимость контроля всего и вся цифровыми средствами приводит к тому, что очень скоро в штате каждого сельхозпредприятия понадобится собственный IT-специалист, или «цифровой агроном». Главный айтишник в агрохолдинге стоит дороже, чем главный агроном, потому что практически все агропредприятия сейчас не просто производители сельхозпродукции. Они параллельно становятся IT-компаниями, им приходится искать новые методы, создавать новые технологии, писать программное обеспечение. Без программистов сегодня практически невозможно быть конкурентоспособными — особенно если ваше предприятие переросло статус «мелкого производителя».

Цифровые средства позволят тоньше настраивать и точнее оценивать то количество семян, которое необходимо закупить, а также правильнее прикидывать, на какой урожай можно будет рассчитывать. В советское время ученые-аграрии даже использовали термин «программирование урожая» — вот именно это и происходит в наше время.

 

Тренд пятый: выйти из правовой тени

Для российских сельхозтоваропроизводителей назрела необходимость увеличивать в покупке долю официально сертифицированных семян. Это актуально не только для крупных, но и для малых и средних фермерских хозяйств. «Серый» рынок сейчас оценивается по-разному: от 20 до фантастических 50% семян. Он прежде всего формируется там, где увеличивается рост конкретных культур. Например, доля подсолнечника в товарных посевах становится больше, а значит, растет и количество семян неподтвержденного происхождения.

Есть вопросы и с лицензионными выплатами. Так, если был куплен посевной материал высокой генерации или первой репродукции, то его можно еще несколько лет воспроизводить. Но, к сожалению, потом не всегда получается заставить российского товаропроизводителя заплатить лицензионный платеж или платеж за использование семян для собственных нужд. И отдельный вопрос — условия соблюдения прав законных владельцев патентов на сорта растений. Здесь товаропроизводитель должен понимать, что если он платит за использование семян — это является его своеобразной инвестицией в дальнейшее развитие селекции.

Такое «семенное пиратство», увы, давно и прочно вошло в российскую практику, однако можно не сомневаться, что на волне интереса государства к семеноводческой отрасли ужесточится и контроль за соблюдением этой законодательной части. Покупаете семена у непроверенных поставщиков, сеете семена последующих репродукций без лицензии — готовьтесь заплатить штраф. Пока это не стало реальностью, но на уровне Минсельхоза проблему уже видят.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос