Карнавал в честь арбуза: как Камышин привлекает туристов

В конце августа в Камышине (Волгоградская область) прошел традиционный, уже девятый по счету, арбузный фестиваль. Его название – «Зело отменный плод!» – ссылка на слова, по легенде сказанные Петром I, когда тот в 1722 году посетил Дмитриевск (старое название города) и отведал местный арбуз. Символическое возвращение в поволжский город великого императора – центральное событие ежегодного мероприятия, собирающего на центральных улицах, в парке и на площади тысячи человек.

Фестиваль начинается с бахчевого парада: коллективы крупнейших городских организаций (отделения Сбербанка и Промсвязьбанка, предприятие «Камышинский текстиль» и завод «Ротор», пенсионный фонд и кредитно-потребительские кооперативы, административные и образовательные учреждения) проходят по Пролетарской улице через Бородинский мост к Комсомольской площади в карнавальных костюмах. Черно-зелено-красная река людей, велосипедов, мотоциклов, микроавтобусов и тракторов растягивается на несколько километров – ни одно мероприятие не оказывается в Камышине настолько массовым со времен выступлений местного «Текстильщика» в Высшей лиге российского футбола. Идеи костюмов и автомобильных украшений одна оригинальнее другой – кажется, творческим духом заражается в преддверии праздника большинство горожан.

На Комсомольской площади, вокруг памятника святому Дмитрию Солунского (в чью честь и был назван город изначально), – несколько сцен, откуда звучат песни, многочисленные торговые шатры и точки под названием «Камышинский обжорка», где можно угоститься спелым, сладким арбузом. Фестиваль – золотое время для окрестных фермеров, прежде всего, тех, кто выращивает бахчевые или держит пасеку: через торговые ряды не протолкнуться – столько желающих выбрать самую ароматную дыню или самый вкусный мед (липа, гречиха, чабрец, донник – десятки вариантов). Экскурсионные автобусы из Волгограда и Саратова, расположенных в 200 км к югу и северу соответственно, длинными вереницами припаркованы чуть поодаль – развитию внутреннего туризма фестиваль тоже поспособствовал немало. Главное в этом деле – регулярность: первые два-три мероприятия были не столь масштабными, но к четвертому пришествию Петра Iна камышинскую землю внимание на фестиваль обратили даже региональные власти, не говоря уже о бизнесе. Сегодня у арбузного действа немало партнеров и спонсоров: «Камышинский текстиль», волгоградский автодилер «Арконт», сеть фаст-фуда «AIKБистро», мобильный оператор Tele2, ООО «ТАНИС», ООО «Байзель», ИП А.С. Ягель и др. Хорошая идея, приглянувшаяся местным жителям, притянула к себе и бизнес, и туристов: в прошлом году число посетителей составило 15 тыс. человек, а в этом, по официальным данным, без малого 16 тыс.

В 2015 г. администрация города зарегистрировала бренд «Камышин – арбузная столица России». С этим связан небольшой юридический казус: полутора годами раньше словосочетание «арбузная столица России» запатентовал город Соль-Илецк Оренбургской области, опередив и Камышин, и исконно бахчевую Астрахань. Теперь, согласно документам Роспатента, в стране две независимые «арбузные столицы» – но проиграв Оренбуржью гонку за документами, 120-тысячный город в Волгоградской области определенно намерен победить в раскрутке своего арбузного фестиваля.

– Арбузный фестиваль – это имиджевое мероприятие, которое привлекает жителей Волгоградской области и других регионов России. Проведение мероприятия способствует развитию туристической инфраструктуры на территории Камышина – строительству гостиниц, объектов общественного питания, и, как следствие, появлению новых рабочих мест, – прокомментировали экономический эффект от праздника в городской администрации.

Главными героями дня стали, конечно, бахчеводы. Свои арбузы и дыни предоставили фермеры Верхнедобринского, Терновского и Сестринского сельских поселений. Среди них провели конкурс на самый большой арбуз, победителем которого стал Сергей Пригарин, бахчевод из села Верхняя Липовка: ему удалось вырастить ягоду весом 21,65 кг! Впрочем, всего на 1 кг легче оказался арбуз его односельчанина Михаила Кравца – определенно, жители Камышинского района знают, как обращаться с этой культурой.

 

Кстати

В России проводится несколько регулярных «сельскохозяйственных» фестивалей, посвященных разным культурам. Пока что традиции не столь давние и прочные, как на многочисленных луковых, томатных и тыквенных праздниках в Германии, Австрии или Испании, но опыт накапливается и программы становятся все интереснее.

  • День огурца (Суздаль, Владимирская область). Проводится с 2001 года в середине июле. За это время стал одним из самых популярных туристических мероприятий, привлекая до 10–15 тыс. гостей ежегодно. Способствует не только относительная близость к Москве, но и тот факт, что сам город богат достопримечательностями, любоваться которыми еще интереснее при наличии развлекательной программы.
  • «Тыква Day» (Пермь). Трижды проходил в 2012–2014 гг. и даже вошел в число призеров премии «Событие». Акцент делался на творческой составляющей: резьба по тыкве, поделки и кулинарные экзерсисы, карнавал и детские конкурсы. Однако тыквы на мероприятии не были местными – их доставляли из Волгоградской области.
  • Морковкин фестиваль (Дмитров, Московская область). Впервые организован в 2012 году в качестве мероприятия, стимулирующего «туризм выходного дня» среди москвичей. Город называют «главным подмосковным огородом», потому что 50% региональных овощей выращивают именно здесь. Главная фишка – обилие морковных блюд и напитков, от тортов до лимонада.
  • «Антоновские яблоки» (Коломна, Московская область). Яблочно-книжный фестиваль также основан в 2012 году и работает как «приманка» для столичных гостей, однако сосредоточен не на карнавалах и веселье, а на литературных чтениях и встречах с писателями. Впрочем, отведать воспетой Иваном Буниным «антоновки» здесь тоже можно.
  • «Жигулевская вишня» (Ширяево, Самарская область). Названием праздник обязан местному селекционеру-любителю А. В. Бещеву, который в конце 1930-х гг. вывел уникальный сорт вишни, получившей в честь создателя название Бещевской. Считается, что растет эта ягода только на Волжском побережье, у подножия Жигулей, и отличается уникальным вкусом. Впервые проведенный в 2007 году, фестиваль не стал большим успехом, поскольку больше похож на обыкновенную ярмарку.

 
Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление «Рынок АПК» любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в «Рынок АПК»). Пересылая в «Рынок АПК» свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.