Как скооперироваться с соседями: опыт разных регионов

Автор: Виктория Чернова 

За последние десять лет в России количество фермеров снизилось на 40% – их осталось порядка 200 тысяч. Неутешительные цифры приводит Росстат. Это связано с двумя основными проблемами – ростом влияния агропромышленных холдингов, которые постепенно захватывают ритейл, и отсутствием рынков сбыта для средних и мелких товаропроизводителей. Как фермеры решают такие проблемы, разбирался «Рынок АПК».

По размерам площадей и объемам продукции даже самое крупное хозяйство не сможет конкурировать с агропромышленными компаниями. По информации издания «Агротехника и технологии», средняя площадь фермерского надела – 296 га, российской сельскохозяйственной организации – 5,9 тыс. га. Если при пересчете этой статистики убрать личные подсобные хозяйства, то «владения» среднего холдинга вырастают уже до 11,9 тыс. га. Поэтому фермерам приходится выживать. Каждый делает это по-своему. Производители мяса, особенно говядины, часто сотрудничают с большими компаниями. К примеру, «Мираторг» покупает мясо у более чем 1,5 тыс. производителей, имея 150 тыс. голов породы абердин-ангус.

Но не все фермеры готовы отдавать свою продукцию агропромышленным холдингам или перекупщикам. Они, как правило, предлагают не самые привлекательные цены для сотрудничества. Поэтому другие фермеры предпочитают иной путь – кооперацию с коллегами.

 

Здоровые продукты и этичное потребление

– Еда – это не просто еда, а возможность изменить мир к лучшему, – такого мнения придерживается основатель сельскохозяйственного кооператива «LAVKALAVKA» Борис Акимов.

Все началось в 2009 году. Акимов вместе с партнерами создал онлайн-ресурс, где каждый фермер может завести аккаунт и продавать товары. Но прежде чем козье молоко из Тульской области или мясо кролика из Ярославской появится на сайте, хозяйства тщательно проверяют – удобрений, пестицидов и регуляторов роста в продуктах быть не должно, иначе товар просто не попадет в каталог кооператива. Если экспертиза дает положительный результат, то фермер становится частью команды.

Кооператив недолго оставался только в интернете. В 2011 году в Москве и Санкт-Петербурге открыли одноименные рестораны, где готовят блюда русской кухни по всем гастрономическим традициям и только из здоровых продуктов. Эти заведения сделали ставку не только на национальные блюда, но и на так называемое «этичное потребление». То есть ресторан не заказывает заготовки – стейки или филе. Проверенные поставщики привозит целую тушу в заведение, а мастера на месте ее разделывают. На тарелки попадает не только филе: повара готовят каждую часть тела животного.

Сейчас, в 2018 году, проект Бориса Акимова – это международная площадка, где производители и покупатели общаются без посредников. На сайте кооператива есть список всех производителей, например, Владимир Горбачев из Тульской области поставляет ягоды, Сергей Городничев из Москвы – натуральные печения и тарталетки, Любовь Горбачева из Смоленской области – сыры мягкие и твердые с плесенью.

Созданием большой социальной сети фермеров и покупателей кооператив не ограничился. Вместе с кооперативом «Марк и Лев» и другими партнерами создали фермерский хаб. Он находится примерно в 70 км от Москвы. На этой площадке торгуют сами фермеры. Покупатели могут узнать у него все о его продукте – где и при каких условиях он выращивал ягоды или крупный рогатый скот. В 2017-м компания работала не только над созданием хаба. К оплате в кооперативе принимаются биткоины. По традиции этим заинтересовалась районная прокуратура. Но история закончилась благополучно: ничего не запретили, но предупредили, что «на территории России возможен прием только рублей, а денежные суррогаты запрещены». Правда, это предупреждение не было официальным, сообщают «Ведомости».

У кооператива также есть своя криптовалюта – биокоины. Только за первый раунд продаж «LAVKALAVKA» получил 2 млн долларов.

 

Заказывайте цену

Этот проект стал не просто социальным стартапом, но и вдохновителем для других фермеров. Подобный кооператив с «философией» здоровых продуктов появился на Кузбассе. Его создал в 2014 году Артем Волков. До этого момента у него был семейный бизнес с 25-летним стажем – производство колбасных изделий и мясных деликатесов с объемом продукции 50 тонн в день, сообщает «РБК». Но предприниматель решил пойти дальше и наладить контакт с фермерами. В 2014-м Волков открыл сеть магазинов здоровой еды в Кемерово под брендом «Калина-Малина» и создал своего рода инкубатор для фермерских хозяйств. Главное правила этого кооператива – покупать продукцию у местных производителя по той цене, которую он сам предложит. Никаких скидок.

По словам Артема Волкова, с фермерами часто возникают проблемы: причем речь не о качестве продуктов (его тщательно проверяют на местах), а об оформлении документов. Людей трудно заставить пойти в ту или инстанцию и заказать нужную справку. Они заранее уверены, что все это бесполезно, и в итоге ничего не получится. Команде Волкова удавалось переубедить некоторых производителей. Например, один из членов кооператива делал чай с травами. Но на этот продукт не было ни единого документа. А без «собирания бумаг» он не может попасть на полки магазина. Уговаривали-уговаривали, мучились-мучились (были сложности с идентификацией товара – регистрировать как лечебный или пищевой, остановились на втором варианте – простом и дешевом), и чай все же попал в «Калину-Малину». Его разобрали мгновенно. После этого производитель чая уже не боялся возни с документами.

Участники кооператива могут сотрудничать не только с магазином, но и друг с другом – покупать продукты без розничной наценки. Так делает один кондитер: молоко и яйца она приобретает у коллег. Кстати, эти продукты – самые продаваемые в «Калине-Малине». По словам Волкова, «молочка» забирает 70% от всех продаж. В сезон еще популярно варенье из шишек, до 1000 банок уходит.

Сейчас «Калина-Малина» включает 70 магазинов, 15 из которых работают по франшизе. Кооператив объединяет 110 фермеров, 90% из них – производители из Кемеровской области.

 

Отстроить и «заселить» ферму

Все начиналось с небольшого домашнего хозяйства, а потом Николай и Юлия Скалюк поставили себе цель – восстановить заброшенную ферму в родном Хабаровском крае. Они купили животноводческое хозяйство в селе Корсаково-1. Его закрыли еще в 1990-е. Амбициозная идея потребовала больших вложений – на покупку земли ушло 14 млн руб., 36 млн руб. – на восстановление (на эти средства купили животных, оборудовали для них загоны, привели в порядок несколько заброшенных построек). И это только на первых порах.

Супруги поняли, что поднять такое хозяйство вдвоем невозможно. И решили создать кооператив «Краснореченский» (в 2017 году он объединял 10 подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств). У каждого свои обязанности: один заготавливает корма, второй занимается производством молока, третий – убоем и первичной обработкой мяса. Некоторые члены кооператива участвовали в программе «Дальневосточный гектар», землю взяли под пастбища и заготовку сена. 300 га выделили региональные власти.

Главные обитатели фермы – свиньи породы «вьетнамская вислобрюхая». Сначала было только 20 голов, через два года их стало больше 250. В кооперативе сделали ставку на эту породу по нескольким причинам: высокий иммунитет к вирусам и болезням и деликатесное мясо, супруги в шутку говорят, что вьетнамская вислобрюхая – это баран в теле свиньи.

Сейчас ферма занимается в основном производством молочных продуктов, сообщает каталог организаций России «Лист-Орг». Неосновные: разведение свиней, птицы, переработка и консервация мяса, производство и консервирование птицы, детского питания и диетических продуктов и другие. Всего в списке – 14 пунктов.

 

«Сырные» коровы под Костромой

За 11 месяцев прошлого года в России произвели больше сыра, чем за тот же период 2016-го, сообщает Министерство сельского хозяйства РФ. Разница в 5,2%. По традиции больше всего таких производств в Центральном федеральном округе. Так, «Костромские сыроварни» (группа компаний «Боговарово») делают товары полного цикла – «от поля до полки». Этим занимаются пять хозяйств. Их площадь – 6000 га, а «население» – 2000 коров, 80% из которых – это костромская порода, ее вывели специально для сыроделия. Собственными хозяйствами предприятие не ограничивается, молоко «Костромским сыроварням» поставляют 50 фермеров с Кировской, Нижегородской областей.

«Белый эликсир» превращается в сыр на двух заводах. Они находятся в сотнях километрах от Костромы. Вохомский завод располагается в 500 км от города и специализируется на полутвердых сычужных (производятся под воздействием одноименного фермента) сырах «Российской» группы, Мантуровский комбинат «живет» в 250 км от областного центра, его козырь – полутвердые сыры «Голландской» группы. В группу компаний входит еще одно предприятие, оно делает сливочное масло. Рядом с Боговаровским заводом находится одно из крупнейших хозяйств «Костромских сыроварен». «Север+» занимает треть ото всех посевных площадей. Продукцию продают через розничные сети (всего 18 наименований, 14 из которых – сыры). К примеру, через «Дикси», «Ашан», «Магнит», «Атак» и др.

 

Мнение

– Фермеры создают кооперативы и ассоциации, чтобы сохранить право голоса каждого игрока. В холдингах всегда есть ведущий – человек или группа людей, мнение которых выше других. К примеру, у нас, в ассоциации фермерских хозяйств «Кузнецовская» (Волгоградская область, Иловлинский район, существует с 1992 года – прим. автора) числится восемь человек. У всех равные доли и, соответственно, закрыть глаза на мнение одного из участников попросту нельзя. Мы выращиваем прибыльные культуры на 6400 га, по 40% от посевной площади уходит на озимую пшеницу и нут, по 10% – горчицу и подсолнечник. Каждый из членов кооператива отвечает за свой фронт работ. Один ответственен за орошение, другой – за технику, третий – за семеноводство, – рассказывает председатель ассоциации фермерских хозяйств «Кузнецовская» Михаил Хабаров.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос