Хрюкающая гегемония

Автор: Сергей Кисин

Производство свинины стало драйвером отечественного животноводства в 2020 году.

Развитие производства российской свинины и вывод ее на новые экспортные рынки поддержали отечественное животноводство в нынешнем году. В стране наблюдается рост производства, потребления и экспорта свинины даже в условиях экономического кризиса, санкций и пандемии. Эксперты связывают это с реализацией ряда инвестпроектов в этом сегменте, с продлением «сезона шашлыков» из-за теплой осени и со слабым представлением свинины в сфере HoReCa, особо пострадавшей от карантинных ограничений.

 

Заокеанский позитив

В текущем году основным локомотивом роста российского животноводства стало производство свинины. По прогнозу Министерства сельского хозяйства США, ревностно отслеживающего любые экспортные тенденции в мире, до конца года в России произведут 3,52 млн тонн в убойном весе (3,3 млн тонн в 2019 году), а уже в 2021-м цифра вырастет до 3,6 млн тонн. В заокеанском минсельхозе это связывают с более быстрыми, чем предполагалось, темпами импортозамещения и с открытием новых рынков экспорта.

В Минсельхозе РФ прогнозируют, что в 2020 году россияне потребят на 1,7 % больше свинины, а в 2021-м показатель вырастет еще на 1,75 % и составит до 3,48 млн тонн.

По словам руководителя Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергея Юшина, «прирост выпуска свинины в сельхозпредприятиях составил 12 % против 5 % годом ранее. Производителям мяса пока удается продавать больше продукции на внутреннем рынке, параллельно наращивая экспорт и выдавливая с рынка остатки импорта».

По мнению экспертов НМА, рост производства свинины вызван реализацией ряда инвестпроектов, сокращением россиянами в кризис потребления дорогой говядины и ограничениями со стороны Россельхознадзора производства баранины.

Глава Национального союза свиноводов (НСС) Юрий Ковалев считает, что стимуляции продаж помогла теплая осень, затянувшая «сезон шашлыков». Кроме того, свинина мало представлена в сегменте HoReCa, деятельность которого была сокращена во время первой волны пандемии. К тому же рост урожайности зерновых увеличивает кормовую базу животноводства и делает ее доступнее по цене.

По подсчетам НСС, за последние 30 лет доля потребления свинины в общей «мясной корзине» россиян составляет порядка трети. А в первой половине этого года ее доля в структуре потребления выросла до 37 %.
В ближайшие годы ее производство в России будет расти. К примеру, входящая в агрохолдинг «Великолуцкий» компания «ВСГЦ» намерена до 2023 года запустить мясоперерабатывающий комплекс в Псковской области мощностью 400 тыс. тонн в год (сумма инвестиций — 22 млрд рублей). По утверждению ее директора Руслана Марценкевича, у предприятия нет аналогов в РФ.

Еще одним важнейшим фактором роста производства свинины стал ее выход на новые рынки. Как пояснила «Вестнику АПК» кандидат экономических наук Южного федерального университета Арина Барсукова, из-за эпидемии АЧС в странах Юго-Восточной Азии там вынуждены были в срочном порядке отказаться от налаженных связей с поставщиками из ушедшей на карантин Европы и переключиться на ближайших производителей из России. «За счет этого для отечественного мяса открылись рынки Вьетнама, поглотившего в первом полугодии 2020 года сразу 35 % всего российского экспорта свинины, и Гонконга. Кроме того, пробные партии мяса были отгружены в ОАЭ и на Филиппины», — рассказала эксперт.

Показательно, что закупки свинины в 2020 году начал даже Китай — главный мировой импортер этого вида мяса. Это связывают с позитивным опытом закупок Поднебесной мяса птицы от ряда российских производителей.

 

Долететь до лидера

Пытаются не отстать от свиноводов и производители мяса птицы. Позитивной новостью для отрасли стало участие одного из российских лидеров рынка производства мяса индейки компании «Дамате» в восстановлении деятельности бывших активов «первой индюшиной скрипки» Европы компании «Евродон», до недавнего времени принадлежавшей предпринимателю Вадиму Ванееву. Банкротство «Евродона» вымыло с рынка сразу 150 тыс. тонн мяса индейки и повергло в нокдаун птицеводство юга России. Несколько лет шел поиск нового инвестора, и только в 2020 году он нашелся в лице компании Наума Бабаева. В августе дочерняя структура «Дамате» компания «Индюшкин двор» завела на бывшую площадку «Евродона» в Октябрьском районе Ростовской области первую партию индюшат в 50 тыс. голов. В планах компании, взявшей производственный комплекс в аренду у Россельхозбанка, — произвести к концу 2020 года около 2,65 тыс. тонн мяса индейки. Аналитики предсказывают: чтобы восстановить позиции «Евродона» на рынке, новому собственнику необходимо вырастить как минимум 3,5 млн голов индейки, создать и сохранить родительское стадо на 70‑100 тыс. голов. На это может уйти не менее 1,5–2 лет.

Относительно устойчивое положение и у производителей мяса кур. По информации генерального директора Национального союза птицеводов Сергея Лахтюхова, по итогам 8 месяцев 2020 года производство мяса птицы выросло на 1,1 %. Импорт находится на уровне прошлого года, как и потребление. Несмотря на рост объема экспорта мяса птицы, необходимо заметить, что существенную долю в нем составляют поставки в КНР куриных лап, которые не учитываются в балансе мяса, отмечает он.

Сдерживают производство продукции птицеводов пандемия, снижение покупательской способности населения и рост цен на корма из-за того, что зерновики, воспользовавшиеся хорошей экспортной конъюнктурой, наращивают свои поставки за рубеж. По данным Росптицесоюза, с начала года стоимость отдельных кормовых компонентов в валюте повысилась от 50 % до 100 %. Стоимость фуражной пшеницы выросла на 20‑24 %, на фуражную кукурузу — на 35‑40 %, на подсолнечник — до 59 %. Это сказывается на цене конечной продукции птицеводов и их рентабельности.

 

Мясо из пробирки.

Постепенно в российской «мясной корзине» расширяется сегмент растительного мяса, популярного в США и КНР. Особенно ярко тренд обозначился в текущем году, когда за счет разного рода манипуляций удалось убедить (или ввести в заблуждение) потребителей в том, что коронавирус может передаваться человеку через натуральное мясо. После этого в заокеанских и китайских супермаркетах выстроилась очередь за продукцией компаний Beyond Meat, Impossible Food, Memphis Meats, The Vegetarian Butcher.

Наши производители тоже потянулись к «инновационному животноводству». Компания «ЭФКО» заявила о намерении инвестировать порядка 100 млн рублей в налаживание линии по производству котлет для бургеров из текстурата соевого белка мощностью 500 кг в месяц. Предполагается, что продажи растительного мяса для b2b- и b2c-рынка начнутся в начале 2021 года. Одновременно совладелец Нижего­родского масложирового комбината Иван Сидорок объявил о начале производства на мощностях НМЖК растительного мяса компании Welldone на основе соевого белка (сумма инвестиций — 60 млн рублей). Ожидается, что в ближайшее время котлеты и фарш НМЖК появятся в столичных ресторанах.

По словам гендиректора Welldone Александра Киселева, при создании продукта удалось добиться привычного мясного вкуса — в готовых блюдах его почти не отличить от говядины. По его мнению, растительное мясо является таким же ценным источником белка и аминокислот, как натуральное, при этом содержит клетчатку, за счет чего легче усваивается.

Растительное мясо еще является диковинкой на столе у россиян, но вполне вероятно, что в ближайшие годы оно станет устойчивым нишевым продуктом.

Источник: vestnikapk.ru

Поделиться
 
 
Заявка на спрос
Настоящее Пользовательское соглашение регулирует отношения между Администрацией сайта (Администрация) и Пользователем сайта www.rynok-apk.ru (Рынок АПК), на указанных в Пользовательском соглашении условиях.
Принятием данного предложения Администрации в адрес Пользователя о заключении договора оферты является совершение Пользователем действий, направленных на использование сайта Рынок АПК.
Независимо от факта регистрации или авторизации Пользователя на сайте Рынок АПК, означает согласие Пользователя с настоящим Пользовательским соглашением.
Пользователю необходимо внимательно ознакомиться с условиями настоящего соглашения, которое рассматривается Администрацией как публичная оферта в соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Настоящая Оферта считается акцептованной Пользователем, а Договор между Администрацией и Пользователем заключенным, с момента использования Пользователем услуг сайта.
Договор может быть заключен только с Пользователем, являющимся дееспособным физическим лицом либо юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возраст Пользователя 16+.
Пользовательское соглашение может быть изменено Администрацией в любое время без какого-либо специального уведомления об этом Пользователя. Новая редакция Пользовательского соглашения вступает в силу с момента ее размещения на сайте Рынок АПК.
Использование сайта после вступления в силу новой редакции Пользовательского соглашения означает согласие с ней Пользователя.

Пользовательское соглашение