«Хвалимся продажей зерна, а коров становится меньше»

«Крестьянские ведомости» завершают публикацию выступлений участников расширенного заседания Научно-экспертного совета Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему: «Законодательные аспекты рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения». Дискуссия была горячей, критика острой, предложения дельные.

В. Таранин: вызывает слезы, почему так случилось?

Виктор Таранин, руководитель крупного сельскохозяйственного предприятия из Серпуховского района, как всегда бил под дых, невзирая на должности:

— Уважаемый Владимир Иванович (Кашин), когда я видел то, что было показано по использованию земли, и то состояние дел, которое есть, конечно, это вызывает слезы. И будь на месте министра, замминистра, видя такое состояние, конечно, необходимо наметить конкретный план и спросить: а почему так случилось? Почему те регионы, которые вы обозначили, имеют у себя такое плачевное состояние дел?

Вот за все эти годы спросили хоть с кого-нибудь, почему так в сельском хозяйстве? Почему у тебя так земля используется? Ни разу этого не было, я, во всяком случае, не знаю.

И до тех пор, пока мы будем просто констатировать факты, что как плохо, и не спрашивать ответственных людей, кто за это отвечает, оно так и будет продолжаться.

А занятие землей, сельским хозяйством должно приносить прибыль, чтобы хозяин мог платить хорошую заработную плату своим работникам, чтобы они с удовольствием шли туда, чтобы мы могли им давать деньги на покупку жилья и прочее, а этого сегодня нет.

 

Холдинги богатеют, хозяйства беднеют

Очень обидно, когда сегодня говорят, что у нас хорошо развивается сельское хозяйство, и при этом приводят только в основном один показатель – сколько зерна мы много продали. Но никто не говорит, а сколько сократилось крупного рогатого скота за год, сколько за последние три месяца сократилось и почему сократилось количество коров? Почему это всё происходит? А потому что сегодня, за исключением крупных агрохолдингов, основные хозяйства находятся в очень тяжелом положении.

Что мешает сегодня мне, как руководителю хозяйства, работать нормально и получать прибыль?

Первое. Это нерешаемый вопрос взаимоотношения с торговыми сетями. С 2008 года мы ставим вопрос о торговой наценке. Вопрос не решается, он блокируется. А это могло бы и сельхозпроизводителю помочь и всему населению снизить цены. Но этим, к сожалению, не занимаются.

 

Невозможно повлиять на правительство

У нас сегодня практически нет своей техники для овощей. У нас сегодня нет гербицидов для овощей, всё закупочное. А кто несет вот за это ответственность? Вот мы об этом много раз здесь говорим, а где результат того, что мы здесь говорим? Кто это воплощать будет? Здесь люди, которые знают многие эти вещи, но невозможно повлиять на правительство.

Я считаю, у Думы, Владимир Иванович, большие возможности есть, когда приглашают сюда министров, они бы должны отвечать на эти вопросы, что вы здесь обозначили, почему такое безобразие?

 

Почему Минсельхоз нас не защищает

И еще, Владимир Иванович, что мешает и что давит? Это цены на горючее. Вы знаете, за 2018 год цены увеличились на 8 рублей, как минимум. А с апреля и по май, после того, как Козак сказал, что мы договорились, и цены будут заморожены, они еще выросли на 3,50. Где Козак? Где Министерство сельского хозяйства? Почему оно молчит? Почему оно нас не защищает?

 

А доходность аграриев на Западе выше

Я недавно прочитал, на Западе бензин почти в 2 раза дороже, чем в России. Дороже он там, дороже, но дальше-то автор этот не говорит о том, что там доходность предприятий и сельского жителя в 8 раз больше, чем у нас. Они не говорят о том, что сельхозпроизводителю в той же Англии на 50 процентов даётся скидка на всё горючее. Берётся только из расчёта того, сколько ему надо.

До тех пор, пока мы не решим вот эти вопросы, а будем декларировать, ждать, что улучшится использование земли, я очень сомневаюсь.

Ю. Хомяков: принимаемые меры отпугивают фермеров от земли

Юрий Хомяков, глава фермерского хозяйства «Малая Русь» Кашинского района Тверской области, отметил:

— Да, я из Тверской области, которая не имеет в своих землях чернозёмов, а имеет земли, которые очень сложны. В большинстве случаев фактически невозможно вести там земледелие. Но тем не менее в Тверской области мы пытаемся каким-то образом осуществлять эту деятельность, и вот уже 27 лет я работаю фермером и создавал свои земли, а у меня находится в собственности 1,5 тысячи гектаров земли, скупая вот те земельные паи, на которые сегодня так много ополчились, и много кричат, что они привели к тому, что сегодня сельхозземля находится в таком состоянии.

Я слушал здесь выступающих и услышал только одно, за исключением того, человека, который выступал передо мной. Все хотят ужесточить нам меры ответственности, именно тем, кто пользуется этой землёй.

Но, уважаемая публика, присутствующие здесь, землёй-то мы пользуемся, крестьяне, и все меры, которые вы хотите к нам применить, а их уже достаточно для нас, они только лишь отпугивают крестьян от земли. Больше ничего не делают.

 

Пора вводить не карательные меры, а поощрение

И поэтому я бы хотел сказать так, что пора бы уже, наверное, для того, чтобы рационально использовать эти земли, пора вводить не карательные меры по отношению к владельцу земли, я имею в виду крестьянина. Конечно, у нас много владельцев земель, которых нельзя назвать крестьянами. У этих людей нужно провести действительно инспекцию владельцев сельхозземель и всё же решить, в чьих руках эта земля должна находиться.

Но те земли, которые находятся в руках крестьян, они работают, но невозможность… Что сегодня нужно сделать для крестьянина, чтобы он пришёл на землю. Вот здесь докладывали, что программа есть, 200 гектаров дают бесплатно земли, но не хочет никто их брать. Почему? Я уже повторяюсь и скажу, что в законодательстве у нас только меры ответственности, нет меры поощрений деятельности крестьянина.

Те меры поддержки, которые существуют, они действительно существенны, но недостаточны, не дают нам возможность развиваться, не дают нам возможность именно крестьянину разрабатывать эти земли. Что такое сегодня ввести в оборот 100 гектаров земли? Это примерно 20 миллионов рублей нужно вложить, чтобы это сделать. Стоимость техники зашкаливает, стоимость горючего зашкаливает.

На сегодняшний день в нашем регионе установилась засушливая погода, выколосились озимые, начинают яровые выбрасывать колос. Это, значит, не будет урожая. Сегодня нужно поддержать их, внести минеральные удобрения. Азота нет. Когда начинаешь просить и уговаривать, чтобы дали, на 3 рубля повышается цена. Каким образом мы можем вводить это в оборот?

 

Становится страшно

Вот здесь составлял своё выступление, свои тезисы, но, послушав предыдущих ораторов, становится страшно. Наверное, 27 лет я занимался этой землёй, создаётся впечатление, что нужно на этом заканчивать, потому что кроме наказаний нам ничего не дается. (Аплодисменты.)

 

Законодательно предусмотреть получение земли

Предложения такие. Нужно законодательно предусмотреть доступность получения земель сельхозназначения гражданам, ЛПХ, фермерам, другим заинтересованным лицам.

Хотя здесь уже приводился вологодский гектар, и у нас есть пример дальневосточного гектара, но давайте посмотрим, что такое гектар, дается ведь тоже из сельхозземель, но на Дальнем Востоке на этих землях можно строить и жилье, можно другие виды, а на сельхозземлях, которые находятся у нас в собственности, строить ничего нельзя.

По новому Градостроительному кодексу я не могу построить на своей земле даже ферму. Кодекс запрещает это. Как нам дальше, как мы можем осваивать эти земли, не имея такой возможности?

Упростить постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию объектов, необходимых для рационального использования земель.

Сегодня очень много ферм, брошенных по России, бывших колхозных, которые могли бы сегодня взять граждане и использовать их для производства сельхозпродукции, но они не могут… Поэтому надо применить к сельхозтоваропроизводителям тоже по аналогии дачной амнистии, то есть амнистию, по которой мы можем оформлять более упрощенно эти имущества.

В. Плотников: в 10 раз увеличить налог на неиспользованные земли

Первый заместитель председателя аграрного комитета Госдумы Владимир Плотников подчеркнул:

— Мы говорим про экспорт, наращиваем экспорт, это очень важно, но в то же время не можем свое население обеспечить продовольствием. Таких запасов больше ни у кого нет. И когда мы сегодня с болью обсуждаем о том, как используется уникальный ресурс — земля, то говорим, что необходимо принимать четкие, жесткие, комплексные государственные меры.

Ни о каком развитии не только сельского хозяйства, экономики в целом в стране не будет без наведения порядка в этой сфере. Но желание наводить порядок сегодня отсутствует. Разговоров полно, конкретных дел нет. Почему? Земля — это ценнейший ресурс, недооцененный ресурс, который сегодня позволяет некоторым дельцам скупать землю, при этом не используя ее. Тверь, выступали коллеги, половина земли не используется. Но с этих же территорий население уезжает в Москву, Санкт-Петербург. Почему? Да потому что там работы нет, возможности взять землю нет.

Что необходимо делать? Ну, во-первых, как в любом деле порядок надо навести. Мы должны знать, кому в стране принадлежит земля. И государственный реестр собственников земли с указанием конечных бенефициаров должен быть. Это первое.

Второй момент. Надо описать каждый земельный участок с границами, с контурами полей и должен быть реестр на каждый земельный участок, чтобы отслеживать эти процессы. И какое конкретное предложение еще? Мы его обсуждали сегодня на фракции, я думаю, поддержит комитет наш аграрный, что необходимо, конечно, вот эту землю, которая не используется, а сегодня у нас такие умные юристы, придумали, ну, как же собственность не используется, а мы бы придумали – изымать. За два года только семь судебных заседаний закончились об изъятии. Механизм не работает. Вроде как бы нельзя. И земля не используется.

Поэтому предложение следующее, что те, кто набрал землю, это же миллионы гектаров и не использует ее, начиная с этого года, или мы примем в этом году предложение, что увеличить в десять раз земельный налог на неиспользованные земли. Я думаю, и подпишет аграрный комитет, и наша фракция с инициативой такой выходит для того, чтобы были конкретные действия. И если не хотят использовать землю, чтобы платили в государственную казну, и мы могли другим путем поддерживать сельскохозяйственных производителей, потому что здесь звучало слово «комплексность». Мы рады тому, что появилась государственная программа по комплексному развитию сельских территорий. Но важнейшим фактором в реализация этой программы является доходность производства аграрного.

Поэтому предложение: в десять раз увеличить налог на неиспользованные земли.

 

Выступления с мест

Ольга Назаренко, директор агрохимического центра «Ростовский», отметила: Я хочу предложить один из вариантов решения проблемы именно рационального использования земель. Наше предложение. Точно так же как для муниципального образования сельское поселение сейчас разработан план использования земель в рамках Градостроительного кодекса. И в этом плане, точнее, сельхозземли выделены просто одним массивом.

Мы предлагаем провести и разработать генеральные планы использования именно сельскохозяйственных земель. На основе чего? На основе агрогруппировки, которую в свое время разрабатывал Гипрозем. То есть для конкретного участка будут определены требования, которые необходимы для того, чтобы сохранить плодородие почв.

Григорий Семяшкин (Республика Коми), ректор института, председатель общественного совета при Минсельхозе, сообщил: предыдущая реформа, резюмируем результат, у нас рекордный остаток неиспользуемых земель, у нас собственник отделен от земли, от производства, у нас доля невостребованная 20 миллионов. Вот предыдущая, чтобы так же не было, обратите внимание, Камчатка, Магадан, Архангельская область, Республика Коми, Карелия, Мурманская область — это там, где наибольший удельный вес невостребованных земель. Там надо решать организационный вопрос. Эти регионы, эти товаропроизводители платят северные надбавки 70 процентов. 70 процентов из них, это примерно 20-30 процентов себестоимости продукта. Эта мера была придумана в советское время, но источник ее был федеральный бюджет. А теперь эта мера осталась, а источником стали эти предприятия. Предприятия — заложники этой ситуации.

Людмила Орлова (Национальное движение «Сберегающее земледелие») отметила: к сожалению, в нашем законодательстве, которое мы сейчас готовим и обсуждаем уже неоднократно, выпал раздел о технологиях. Необходимо внести такой раздел об аграрной технологической политике.

Ещё. Нам нужно обязательно принять первые меры по аграрной экологической политике, создать школы по обучению обработке средствами защиты растений. 80 миллионов гектаров обрабатывается. Мы теряем до 400 миллиардов рублей в виде урожая и в виде химии, просто неэффективно использованных.

Алексей Божик: занимаюсь государственным мониторингом экзогенно-геологических процессов. Хочу обратить внимание, что овражная эрозия, ветровая эрозия и процессы подтопления наносят, выводят из оборота большое количество земель сельскохозяйственного назначения. Предложение такое. Наладить межведомственное взаимодействие, в том числе с Минсельхозом, по поводу обмена данными мониторинговыми, осуществляемые ведомствами.

И следующий момент, это объекты мониторинга, который ведётся самими землепользователями. Необходимо его усилить. И также меры по инженерной защите, в том числе комплексной: это агромелиорация, это различные дренажные системы, необходимо тоже проводить работу по инженерной защите сельскохозяйственный земель.

Сергей Грошев (Союз ставропольских колхозов) сказал: мои предложения есть в материалах заседания. Одно из ключевых – это создание общественных земельных фондов, чтобы у муниципалитета было право покупки земельных долей и чтобы процентов 25-50 земли было в муниципальной собственности, и община, сельские жители могли распоряжаться ей сами.

А второе предложение, обратиться от имени Думы к президенту для создания фонда развития природоподобных технологий, куда пригласить учёных, представителей Думы, Минсельхоза, производственников, и сделать нашу слабость нашей силой. У нас куча земли, которая является чисто органической, 60 миллионов гектаров. Мы могли бы заняться органическим производством и потомкам оставить чистую землю и накормить людей нормальной едой. Но нам нужны знания объединённые.

 

Из Рекомендаций заседания

По данным Росреестра, на 1 января 2018 года земли сельхозназначения находились:

  • в государственной и муниципальной собственности – 255,5 млн га или 66,7% земель категории;
  • в частной собственности 127,8 млн га (33,3%), в том числе: в собственности граждан – 108,5 (28,3% земель категории), причем 83,6 млн га этих земель (77%) находились в общей долевой собственности, из них около18 млн га составляют невостребованные земельные доли, собственники которых в установленный законом срок не передали их в аренду либо не распорядились иным образом;
  • в собственности юрлиц – 19,3 млн га (5%).

По данным Минсельхоза РФ, на начало 2018 года в целом в России не использовались 46,4 млн га земель сельхозназначения (12% от общей площади земель с/х назначения), из них 32,7 млн га с/х угодий (16,4% от их общей площади).

По оценкам Счетной палаты, всего около 14,5% земель с/х назначения (около 56 млн га) не используются по целевому назначению (по итогам проверки в 2014-2015 года).

…Все это в народе называют бардаком (автор), на который десятилетия взирают высшие должностные лица в правительстве и Минсельхозе РФ. Нынешний состав аграрного комитета ГД (Кашин из фракции КПРФ) отчаянно пытается довести до Кремля и Белого дома истинное положение дел, чаяния крестьян, но… Правда, сельхозтоваропроизводители должны быть благодарны властям за выделение из расходной части бюджета на аграрные цели в 2019 году 303 млрд рублей. Вопрос: как их используют?

Участники заседания приняли Рекомендации Правительству РФ, профильным федеральным органам исполнительной власти, Государственной Думе ФС РФ, органам госвласти субъектов РФ: рассмотреть, усилить, повысить…

Автор: Александр Рыбаков, «Крестьянские ведомости»



Поделиться
 
 
Настоящее Пользовательское соглашение регулирует отношения между Администрацией сайта (Администрация) и Пользователем сайта www.rynok-apk.ru (Рынок АПК), на указанных в Пользовательском соглашении условиях.
Принятием данного предложения Администрации в адрес Пользователя о заключении договора оферты является совершение Пользователем действий, направленных на использование сайта Рынок АПК.
Независимо от факта регистрации или авторизации Пользователя на сайте Рынок АПК, означает согласие Пользователя с настоящим Пользовательским соглашением.
Пользователю необходимо внимательно ознакомиться с условиями настоящего соглашения, которое рассматривается Администрацией как публичная оферта в соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Настоящая Оферта считается акцептованной Пользователем, а Договор между Администрацией и Пользователем заключенным, с момента использования Пользователем услуг сайта.
Договор может быть заключен только с Пользователем, являющимся дееспособным физическим лицом либо юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возраст Пользователя 16+.
Пользовательское соглашение может быть изменено Администрацией в любое время без какого-либо специального уведомления об этом Пользователя. Новая редакция Пользовательского соглашения вступает в силу с момента ее размещения на сайте Рынок АПК.
Использование сайта после вступления в силу новой редакции Пользовательского соглашения означает согласие с ней Пользователя.

Пользовательское соглашение