Иван Прокофьев: «На ярмарках и рынках фермеров никто не ждет»

Беседовала Виктория Чернова

В Волгоградской области несколько районов располагаются в зоне рискованного земледелия, где почва с большим трудом поддается обработке и крайне неохотно дает урожай. Но это вовсе не означает, что на таких территориях региона никто не занимается растениеводством. Ферм в подобных районах области немало, и некоторые аграрии трудятся на земле далеко не один год. Один из них – Иван Прокофьев из Быковского района. За его плечами уже десять лет работы в сельском хозяйстве, и бросать его он не собирается.

 

«В офисе мне очень не понравилось»

Ивана Прокофьева можно назвать своего рода первопроходцем. В сельской местности растениеводство обычно – семейная история: дети вслед за родителями продолжают работать на земле. У героя нашего материала все сложилось несколько иначе.

Да, его отец трудился на земле. Но только в свободное от основной работы время. Возле дома у семьи Прокофьева был участок, где его близкие выращивали зерновые и бахчевые на продажу. Примерно тем же самым занимаются дачники, только у сельчан для этого территории больше – выделенные земляные паи. В итоге Иван Прокофьев решил расширить горизонты и сделать работу на земле для себя основной.

«Не могу сказать, что у меня с детства была цель стать фермером. Когда после школы нужно было принимать решение о дальнейшем образовании, обратил внимание на Волгоградский аграрный госуниверситет. Кухню эту я уже знал, обучение стоило относительно недорогое, да и при вузе работала военная кафедра. Вся статья была идти именно туда», – вспомнил тот момент Иван Юрьевич.

На одном дипломе Иван Прокофьев не остановился, затем еще выучился на бухгалтера и решил остаться в городе и поработать в офисе. Но усидеть в четырех стенах житель Волгоградской области не смог.

«Честно пытался работать в офисе. Но не понравилось, я бы даже сказал, что очень не понравилось. Меня хватило на два месяца, а затем уехал домой. Благодаря этому сразу понял, что мне нужно работать руками и лучше всего на свежем воздухе. Но убежать от бумажной волокиты навсегда не удалось. Фермерам же тоже приходится готовить массу документов, чем заниматься совсем не люблю. Но, как говорится, куда деваться», – поделился аграрий.

Когда Иван Прокофьев вернулся из Волгограда в родной Быковский район, то ему пришлось начинать все с нуля – из техники был только один советский трактор, которым в свое время пользовался его отец. Чтобы машина вновь побежала по полю, ее нужно было привести в порядок, то есть вложить немалые средства. Что касается земли, то здесь тоже не разбежишься. Иван Юрьевич начинал с 70 гектаров. За 10 лет участок разросся примерно до 500. Но эта площадь не постоянная – из года в год она то увеличивается, то уменьшается.

«Все зависит от урожая. Каждый год выращиваю одни и те же культуры: пшеницу, рожь, суданскую траву и ячмень. Если удалось заработать, то беру в аренду еще несколько гектар земли. Когда, наоборот, зерна мало, отдаю некоторые участки обратно», – разъяснил фермер.

Нужно сказать, что в Быковском районе Волгоградской области земля крайне «вредная»: она плохо поддается обработке и нехотя дает урожай (преимущественно солонец и светло-каштановые почвы – прим. автора), поэтому рассчитывать на большое количество зерна фермеры попросту не могут. В 2019 году средняя урожайность на участке Ивана Прокофьева – около 15 центнеров, что для Быковского района при постоянных капризах погоды неплохой результат, по региону – чуть больше 20.

«Прошлый год даже вспоминать не хочется. Сначала по нам ударила засуха, а затем дожди. От урожая мало что осталось. В этом году ситуация лучше. Не сказать, что намного, но все же лучше. Дожди тоже были, и зерно отчасти проросло. Но не так критично, как в 2018-м», – высказался аграрий.

Чтобы при капризах погоды у фермеров все же оставалась возможность заработать, им нужна «подстраховка». Нет, речь не о кредитах в банках, а о другом источнике дохода. Иван Прокофьев в этих целях начал заниматься еще и животноводством.

 

С перекупщиками проще и быстрее

Сейчас у фермера из Быковского района относительно небольшое поголовье – 50 коров. Раньше он занимался еще и овцами. Они, конечно, и потомство дают быстрее, и менее чувствительны, но при этом очень любят простор. Из-за этого Иван Юрьевич от них отказался и оставил исключительно коров, с которыми тоже хлопот хватает.

«Если ты занимаешься исключительно выращиванием растений, то работаешь, по сути, несколько месяцев в году. Со скотом так не пройдет. Это же живые существа, которым нужен постоянный уход. Поэтому у тех, у кого сразу и растения, и животные, рабочий день, можно сказать, круглогодичный», – смеется собеседник.

Говоря о КРС, Иван Прокофьев добавил, что занимается исключительно мясом. Молоко никогда не продавал и не собирается, так как его цена за литр – немногим больше 10 рублей. Мягко говоря, не разбогатеешь. При этом на большую прибыль с мяса тоже не стоит рассчитывать. Если брать в среднем оптовый ценник на килограмм говядины, то выходит лишь 160 рублей. Хотя даже на ярмарках, где все стоит значительно дешевле, чем в розничных магазинах, стоимость того же продукта поднимается минимум до 300 рублей, что уже можно считать везением для покупателя.

«Мы из года в год сдаем свое мясо перекупщикам, которые предлагают низкие цены. У больших агрохолдингов, конечно, есть контракты на поставку их продукции в магазины. С нами, фермерами, которые относятся к малым формам собственности, большим розничным сетям попросту невыгодно связываться. Для них 3-5 тонны мяса с хозяйства – сущая мелочь. Конечно, я могу выйти на рынок или ярмарку сам. Но сначала нужно купить место, сделать все документы, что и затратно, и много времени отнимет. Плюс ко всему, меня там мало кто ждет. У людей покупательская способность падает, поэтому за прилавком конкуренция ой какая высокая», – уверен герой материала журнала «Рынок АПК».

Что касается цен на зерно, то здесь тоже порадовать нечем. Мы упоминали, что Иван Прокофьев в сельском хозяйстве уже десять лет. В среднем стоимость килограмма зерна за этот срок увеличилась вдвое – с 4 до 8 рублей. Затраты на электроэнергию, удобрения, топливо, запчасти и прочее, без чего в хозяйства фермерам не обойтись, выросли за указанное время в разы. Поэтому аграриям приходится после скудного урожая и плохих продаж обращаться в банки и готовить документы для участия в государственных программах.

 

Каждой «девочке» по паспорту

Для фермеров настоящий квест – получить кредит по льготной ставке от 3 до 5% годовых. Но одобряют его далеко не всем. Некоторое время назад Иван Юрьевич попытался его получить. Но еще на стадии оформления документов отказался от этой идеи.

«Льготный кредит нельзя взять просто так, обязательно подо что-нибудь, то есть под землю или скот. Техника для работы на участке у меня скромная, а земля «вредная», поэтому решил под коров, мол, на развитие животноводства. Оказалось, мне нужно делать снимок и паспорт для каждой. Вы представляете, сколько уйдет на такую фотосессию времени? На само поголовье, конечно, паспорт у меня есть, у каждой свой порядковый номер и чип под кожей для учета. Но этого недостаточно. Для оформления льготного кредита банк должен знать о твоих животных все. Думаю, в агрохолдингах этим занимаются отдельные подразделения, которые ведут документы. Я же у себя один хозяин и один сотрудник. Поэтому берем кредиты обычные – под 18% годовых. Здесь никто не отказывает», – обратил внимание фермер.

Подобных программ много. К примеру, недавно аграриям предлагали компенсировать часть затрат при покупке сертифицированных семен. Но такой посевной материал – удовольствие не из дешевых.

«Если брать в расчет мою территорию, то исключительно на семена понадобится 700-800 тысяч рублей. Крайне затратно. Я такую сумму трачу перед каждой посевной кампаний на все сразу – и запчасти, и топливо, и семена. Сами понимаете, какая разница. Причем, эти программы в сфере сельского хозяйства в соответствие с новыми стандартами почти каждый год меняют. Мне, чтобы хотя бы под одну из них подстроится, нужно минимум два-три года», – высказался герой материала.

Говоря о расходах на посевную, Иван Прокофьев уточнил, что 700-800 тысяч рублей – это сумма, которую он может потратить и грамотно распределить. Если учитывать все особенности почвы, то конечная цифра будет куда больше – в районе двух миллионов.

«Мы с вами уже говорили, что земля здесь плохо поддается обработке. Ее можно «победить» и получать с гектара урожайность 20-25 центнеров. Но тогда нужно немало качественных удобрений. Примерно на один гектар около 100 килограмм. Считаем: на 10 гектар уйдет только 25 тысяч рублей на удобрения, а у меня территория в 500. Так себе математика получается».

Еще одна особенность Быковского района – из-за скудных земель на этой территории нет крупных предприятий. Хозяйство на 3-4 тысячи гектар считается большим. При этом где-нибудь в Урюпинском районе региона, где урожайность на порядок выше, ферму с такой территорией воспринимают иначе – как среднюю по размеру.

Конечно, сложностей в сельском хозяйстве, особенно в зоне рискованного земледелия, немало, фермерам нередко приходится приспосабливаться все к новым условиям работы. Но это не отбивает у них желание трудиться на родной земле.

«Мне не раз говорили: «Бросай это дело, найди себя в другой сфере». А как бросить? Я отдал сельскому хозяйству десять лет жизни, столько вложил в него средств и сил, да и родную землю покидать не хочется. Так что будем работать, пусть и с трудностями», – резюмировал Иван Прокофьев.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос