Михаил Войтовик: «Я вместо черной земли сделал просто рай»

Михаил ВойтовикМихаил Викторович Войтовик, кандидат сельскохозяйственных наук, руководит одним из наименьших хозяйств Белоцерковского района Киевской области. Но это единственное хозяйство, которое дало ответ на риторический вопрос: «Какая земля останется нашим внукам». Михаил Войтовик всей своей деятельностью стремится к тому, чтобы на его землях заработал закон «расширенного воспроизводства плодородия почвы».

Михаил Войтовик предложил знакомство с его хозяйством начать с поля. Именно там находится главный объект его интереса и предмет его гордости – почва.

– На этом поле толькособрали пшеницу, которая в этом году была у нас очень хорошая, дала 60 ц/га. И буквально месяц и неделя прошли после того, как мы посеяли гречку. Видите, в каком состоянии находится гречка? Сейчас это 9-й этап органогенеза, и никто не подумает, что она посеяна по стерне. Но вопрос даже не в том, что мне нужна гречка, а вопрос в том, что земля должна постоянно быть укрыта одеялом или зеленью. Это, наверное, самое основное, к чему мы стремимся.

Почва давно создана, но мы люди плохие. Мы только вредим этой земле, а не хотим идти ей навстречу, хотя бы понять и по ее законам работать. Уже больше 15 лет мы не пашем, до этого работали по минимальной технологии. А уже восьмой год наше хозяйство работает чисто по технологии No-till. У меня три поля, всего 300 га. Два поля сои и одно – пшеницы. А там, где пшеница, мы еще высеваем промежуточную культуру – гречку. Таким образом, мы обогащаем поле, где росла пшеница, соломой гречки для большего органического насыщения севооборота.

– Каких результатов вы достигли?

– Наибольший результат, которого я и мой коллектив (ТОВ «Мрія») достиг – это то, что за пять лет мы опровергли мнение ученых, которые за круглыми столами все бились и говорили, что нет технологии, которая воспроизводит плодородие почвы. Но нам за пять лет удалось увеличить содержание гумуса на 0,47%. Это очень большой показатель для тех, кто вникает и понимает о чем идет разговор. Почва всегда закрыта, земля всегда укрыта одеялом и нет ни ветровой, ни водной эрозии. Вот на этом поле мы получили хороший урожай. За последние 20 лет такого урожая по зерновым в нашем регионе не было. Помню, что еще только в 1992 году, когда я еще был молодым агрономом, у меня пшеница дала 60 ц/га.

– Где же берется органика на поле?

– Если урожайность пшеницы 6 т/га, то это соответственно 6 или 7 т соломы. Плюс, высеяв гречку, мы получим еще 3 т гречаной соломы, которая отличается от пшеничной своим составом, то есть набором микро- и макроэлементов. Получается 9 т соломы на гектаре. Одна тонна соломы приравнивается к 3-4 тоннам органических удобрений. Получается 36 тонн равномерно внесенного органического удобрения. Без затрат на внесения. И плюс равномерно, потому что мы знаем, как вносятся органические удобрения. Там машину высыпали, бульдозером растащили – там есть, там ничего нет.

– Как пришла идея сеять именно гречку в качестве повторной культуры? Это достаточно нестандартный подход.

– Я вычитал в литературе, что гречка – прекрасный сидерат. Она быстро растет и быстро набирает вегетативную массу. К тому же, она лучше усваивает из почвы питательные вещества, чем другие культуры. В два раза сильнее, чем пшеница, например. Я всегда экспериментирую. Раньше высевал горчицу в качестве сидерата. На этом поле горчица была в мой рост. Но потом я понял, что после горчицы почва жестче, а после гречки – как пух. Я даже не знаю, с чем это связано. Может, это рай на земле? Вместо черноты – нектар и пчелы. Запах гречки – райский запах, тут пчела гудит – наидревнейшее животное на земном шаре. А тут должна была бы быть просто черная земля.

– Как убираете гречку?

– Спокон века гречку косили в валки, а потом молотили. Но поздняя гречка, если ее скосить в валок в конце октября, то когда он может высохнуть, тот валок? Поэтому никто ее не косит. Можно сработать, если есть потребность, десикантом. Но в идеале есть природный десикант – первый заморозок – и гречка моментально повяла. Подождем неделю – и молотим. Это идеальный вариант, тем более без химии. На этой гречке фактически нет ни минеральных удобрений, ни пестицидов, ничего нет, это просто посев и все. Это идеальная культура даже для лечения, потому что здесь нет никаких химических добавок – диетический продукт.

– Какую урожайность гречки вы получаете?

– На протяжении четырех лет, что я сею гречку, дает 10–11 ц/га. Это нормально, учитывая, что это второй урожай. С весны у людей дает 7–12 ц/га. Когда говорят, что получают гречки 20–22 ц/га, то там брехни половина. А честных – это до 15 ц/га.

Люди, которые видят мои поля, задают себе вопрос: «А нужно ли пахать?». Я уверен, что они сами себе задают этот вопрос, увидев то, что там растет. Вот эти все вещи заставляют других задумываться. Я уверен, что люди придут к этому.

Я знаю людей, которые купили сеялки, потратили деньги, а технология не идет. У нас в районе тоже не идет технология. Почему? Потому что они сравнивают. Например, он вспахал и посеял, там у него урожай больший в этом году, а тут меньший. Но до хорошего урожая надо идти, у меня восьмой год – я иду к нему. Хотя, начиная, я сравниваю с окружением, у меня не был ни разу меньший урожай.

А если, например, по сое может быть меньший урожай, я знаю что надо сделать – надо ввести еще одну культуру, для того чтобы было не два поля сои, а одно. Но меня устраивает именно этот вариант, потому что, во-первых, соя – прекрасный предшественник и для почвы хорошая культура; во-вторых – ценовая политика сои прекрасная.

Можно было бы получать кукурузы 100 ц/га, но ее надо перевести, потом эту воду высушить, и – жди цену. Все сложно. Работы больше на кукурузе, а выгоды меньше. Нужно эти вещи считать. Если все до грамма посчитать, тогда уже бросаешь на весы, что тебе выгоднее, плюс что остается после кукурузы на перспективу. Поэтому у меня идеальный севооборот со всех сторон – два поля сои и поле пшеницы. Я считаю, что лучшего пока нет. А гречка как дополнение, это для души.

– Какая в вашем хозяйстве техника для посева?

– У нас есть сеялка бразильская Semeato, в этом году мы купили еще одну сеялку – Kinze. Я очень ею доволен – в этом году мы ею сеяли сою и гречку с междурядьем 35 см. И видите, у нас на пятую неделю ряды гречки уже смыкаются. Это сеялка точного высева и притом механическая. Очень простая в использовании, шире захват и не такая массивная. Результат работы прекрасный, я очень доволен. Semeato тоже прекрасная сеялка, я 7 лет ею пользовался. У меня только позитивные отзывы о ней, но это процесс дальнейшего усовершенствования, потому что Kinze мне больше понравилась – я вижу, что за ней будущее.

– А что понравилось?

– Равномерность посева. У меня 2/3 севооборота занимает соя. Чтобы возрождать плодородие почвы, а это моя цель, нужно насытить севооборот бобовыми культурами.

– Почему?

– Потому что органическая масса бобовых культур имеет приблизительное соотношение углерода к азоту как почвенный комплекс. И она быстрее расщепляется и быстренько насыщает почвенный комплекс, то есть воспроизводятся все эти гуминовые кислоты и тому подобное. Поэтому вот такой курс был взят, и я считаю очень правильный.

Все меня спрашивают – почему так сои много? Я объясняю почему. Безусловно, есть свои сложности, потому что если насыщен севооборот – все равно монокультура имеет свои недостатки. Но, учитывая, что сегодня у нас много пестицидов разного рода, есть возможность работать, не вредя земле.

Сою сеем с междурядье 35 см. Раньше сеяли Semeato на 17 см. Мне не нравились некоторые моменты. Здесь видите – равномерность посева в ряду. Чтобы было идеально – надо калибровать сою. К этому надо подготовиться.

Здесь сеяли 90–100 кг/га, той сеялкой сеяли минимум 130 кг, но качество посева – не то, потому что она кидает 2–3 семени. А этого не нужно, особенно для сои. На первых этапах урожайность сои была 11–14 ц/га. Сейчас 25–35 ц/га, в зависимости от сорта, у меня много сортов. Анализировал. Если сорт давал меньше 12, я его больше не сеял. Сорта имеют очень большое значение. Например, канадский сорт Мэдисон, всегда, сколько я его сею, дает прекрасный урожай. Сорт Ная, тоже канадский, дает много органической массы, что для меня важно, и урожай неплохой.

Но сорта реагируют на особенности каждого года, поэтому невозможно один сорт сеять. У меня их 6, и каждый в разные годы реагирует по-разному.

– Соя по сое на второй год дает больший урожай?

– Нет. Соя после пшеницы дает больший урожай. Все-таки идеальным есть севооборот. Особенно для No-till. Идеально: чем шире севооборот, тем лучше. У меня основная цель, безусловно, воспроизводство плодородия почвы, и вторая – материальная, потому что я должен связывать концы с концами.

И чтобы пропагандировать – оно должно давать результат. А результат такой прекрасный, что отпадает желание сеять подсолнечник. Вот почему-то полстраны возвратилось на подсолнечник и все живут одним днем, думают, что это панацея. Это ошибочный путь. И для Украины, и для людей. Они просто не понимают, почему.

А на примере моего хозяйства можно понять, что есть другие пути развития. Мне очень не нравится, что фермеры жалуются, что они бедные и им не за что работать. Я это опровергаю. В нашем районе я один работаю по No-till. Многие пробуют. Попробуют год-два, потом возвращаются, говорят: «А для чего?». Даже нет понимания, что уже вмешательство туда – ты нарушаешь природные законы. И чем максимально ты воздерживаешься от этого вмешательства, тем лучше. Например, на этом поле техника прошла только 6 раз в течении двух лет. Посеяли пшеницу, два раза опрыскиватель прошел и прошел комбайн. Сразу за комбайном проехал трактор с сеялкой и посеял. Это все те вмешательства, которые были здесь.

– Ну а результат?

– Если у меня 60 ц/га дала пшеница, я считаю, что это прекрасный результат для нашего региона. Да, есть куда расти, и тенденция у нас хорошая – с каждым годом с меньшими затратами получаем больший результат. Земля начинает отдавать. Идет процесс расщепления органики, законы природы работают.

– Что послужило толчком для перехода на No-till?

– Читая прессу, научные книги, я стал задавать себе вопросы. Начал искать. До этого жил по старинке – как все, так и я. Деды пахали – и я колупал эту святую землю. Упирался, но не сводил концы с концами. А потом почитал, что можно сеять и не колупать.

В 2007 году я поехал в Кировоград в «Агромир», хотел посмотреть не столько на сеялку, сколько на сами посевы. Что я увидел? На краю поля, где сеялка при посеве выезжала и посеяла на обочине, где действительно нетронутая земля, идеальные всходы. Меня это так поразило, и я понял, что я все бросаю, ищу средства, покупаю сеялку. Для чего нужно делать ненужную работу?

Когда я начал сеять, увидел, что расход дизтоплива 5 л/га, а не 18. Я понял, что меня не пугает, какая будет цена на дизтопливо. Если тебе не жалко с точки зрения экономики, если тебе не жалко своих затрат на горючее, но ты должен пожалеть матушку-природу, прикинуть, что лучше: спалить на гектаре 20 л или 90 л дизтоплива? Есть другой путь, его уже нашли. Например, я нашел и делюсь и ни от кого ничего не прячу. Кто приезжает ко мне, с радостью делюсь, потому что так в природе, наверное, предназначено – если ты чего-то достиг позитивного, ты должен поделиться, ибо ты созидаешь, ты творишь, ты не будешь зажимать.

Каждый день мне добавляет что-то. Когда я прихожу на работу я получаю удовольствие от работы. У меня работает 10 человек, которые довольны, получают стабильную зарплату. Они пропитались этой технологией. Если они раньше тоже кривились, думали, что у меня что-то не в порядке, то теперь все знают: это супер, это красиво, и оно работает.

– Я замечаю, что когда люди начинают осваивать технологию, обычно в центре внимания экономика, но с годами работы они все больше и больше внимания уделяют именно почве. Может, это какая-то эволюция происходит?

– Безусловно, ведь деньги – это относительное дело. Я много читал духовной литературы и мне понравилось одно выражение. Одному старцу-монаху задали вопрос: «Как вы относитесь к деньгам?», а он говорит: «Я позитивно отношусь к деньгам, но нужно, чтобы не деньги вами руководили, а вы деньгами». Деньги должны служить для достижения какой-то позитивной цели. Почему я достигаю результата? Потому что у меня созидательная цель. У меня действительно основная цель – возродить плодородие почвы. И как-то само собой подсознание подсказывает, что если возродишь, то тебя эта земля одарит. Ты не будешь обижен, если идешь этим путем.

Путь должен быть не таким, как во всех уставах записано, что фирма работает для прибыли. Это губительный путь. Фирма должна работать для какой-то положительной цели. Но это не всем еще дано – философствовать в этом направлении. До этого надо дорасти. Душой почувствовать. Жизнь учит, жизнь все подсказывает.

– Что бы вы пожелали тем людям, которые еще только начинают осваивать технологию?

– Пожелал бы больше работать на земле, любить землю – и она обязательно отблагодарит. И надо не бояться. Отрицательный результат – это тоже результат. Ты увидел, что так не нужно, и никогда не надо этого бояться. Обычно пугаются, если не получил урожай – то это все плохо.

Абсолютно не так. Просто ты понял, что так не годится делать, нужно по-другому, изучать. Это постоянный процесс усовершенствования. Себя в первую очередь. Читать нужно литературу. Не бояться экспериментировать. Есть кто-то, кто этим занимается, – съезди, пообщайся, все тебе там подскажут.

Я думаю, как и в любом деле, на земле должны работать профессионалы, которые в первую очередь любят землю, которые о ней беспокоятся и которые умеют зарабатывать на этой земле. Я понимаю, когда-то, лет 5-10 лет назад, что фермеры жаловались на сельскую судьбу. А сейчас, я считаю, что это совсем неправильно – или это не ваше дело, или больше уделяйте внимания. Потому что сейчас, даже при всех тех политических проблемах, есть возможность работать и зарабатывать не только самому, но и помогать окружающим. Более того, будущее за малым фермерством, то есть в границах населенного пункта. Я не говорю за 10–20 га, хотя это тоже очень большое дело.

Земля – это единственный в мире возобновляемый ресурс, более того расширенно возобновляемый. Сколько же лет природа творила эти черноземы, это миллионы лет. И она их сотворила, а мы умудрились за 100 лет своим плугом гумус с 12% уменьшить до 3%.

– А что вы планируете на этот год?

– Я ничего не планирую, я живу по вдохновению.

 

Автор: Михаил Драганчук, No-till.ru
Источник: No-till.ru

Поделиться
Вильморин
 
 
Заявка на спрос