Торговые сети шантажируют правительство пустыми полками

Автор: Константин Смолий

Торговые сети шантажируют правительство пустыми полкамиВ правительстве до сих пор не приняли окончательного решения по поводу инициативы И. Яровой о запрете торговым сетям возвращать нераспроданную продукцию. В преддверии решающего второго чтения в Госдуме Д. Медведев поручил еще раз оценить возможные последствия запрета — очень уж много негативных комментариев от экспертов звучит в эти дни. А сами ритейлеры и вовсе пугают пустыми полками своих магазинов.

Законопроект о запрете возврата нераспроданной продукции с истекшим сроком годности поступил в Госдуму еще в феврале 2018 года. Точнее, речь идет о поправках в законы «Об основах госрегулирования торговой деятельности» и «О развитии сельского хозяйства». В поправках предложен запрет заключать договора, в которых есть пункт о возврате нераспроданных в течение срока годности товаров поставщикам. По сути, сейчас поставщики вынуждены выкупать обратно весьма большие объемы продукции: например, до недавнего времени возвращалось около половины хлебной продукции и до трети мясной.

Понятно, что производители и поставщики (чаще всего это одни и те же лица) несли от возвратов существенные убытки. А авторы поправок во главе с Яровой предложили переложить их на торговые сети, защитив тем самым производителей. Ведь если речь идет об импортной продукции, то тут никаких возвратов нет, и выходит, что иностранные конкуренты наших товаропроизводителей получают необоснованное конкурентное преимущество. Так что, с одной стороны, отечественной пищевой промышленности эта мера выгодна, тем более что продукция со сроком годности менее 10 дней занимает до половины всей площади магазинов.

Но, с другой стороны, она невыгодна ритейлерам. Активное противодействие принятию поправок они начали еще в августе, обозначая свою позицию правительству и думе. Сетевики предупреждают, что им придется значительно снизить объемы закупок, чтобы повысить долю распроданной продукции. Маленькие партии товаров влекут риск того, что полки магазинов будут периодически пустеть, ведь многие производители, особенно мелкие, не имеют возможности оперативно подвозить новые партии — для этого нужен большой парк техники и отлаженная логистика. Например, сети обычно закупают товар в пятницу и на три дня, и велик риск, что при малых партиях и активном спросе в пятницу и субботу к воскресенью многие позиции товаров уже будут отсутствовать. Особенно это касается продукции, которая не может лежать долго и должна быть всегда свежей.

Насколько оправданы такие прогнозы ритейлеров, судить сложно. Скорее всего, эти угрозы — лишь способ давления на власть. Однако можно предположить, что торговцы из числа недобросовестных активнее будут мошенничать со сроками годности. Раньше у них не было достаточного мотива совершать такие деяния, ведь просроченный товар можно было вернуть, и все равно факты изменения сроков и продажи порченого товара регулярно имели место. Что же будет, когда компенсировать просрочку за счет поставщиков сети уже не смогут?

Кроме того, есть и другие способы обойти новый запрет. Если формулировка предполагает, что не может заключаться договор с пунктом о возврате, то никто не запретит подписывать другой документ — обычный договор купли-продажи, где продавцом выступает магазин, а покупателем — поставщик. Наверняка у крупных сетей найдутся способы заставить производителей, особенно мелких, подписать такой юридически «чистый» договор.

Так что правительству, готовящему свой отзыв на законопроект, предстоит тщательно все взвесить — и выгоды, и негативные последствия. Пока полного понимания о степени благотворности запрета на возвраты у чиновников нет.

«Рынок АПК» обязательно будет следить за исходом этой коллизии.

 
Настоящее Пользовательское соглашение регулирует отношения между Администрацией сайта (Администрация) и Пользователем сайта www.rynok-apk.ru (Рынок АПК), на указанных в Пользовательском соглашении условиях.
Принятием данного предложения Администрации в адрес Пользователя о заключении договора оферты является совершение Пользователем действий, направленных на использование сайта Рынок АПК.
Независимо от факта регистрации или авторизации Пользователя на сайте Рынок АПК, означает согласие Пользователя с настоящим Пользовательским соглашением.
Пользователю необходимо внимательно ознакомиться с условиями настоящего соглашения, которое рассматривается Администрацией как публичная оферта в соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Настоящая Оферта считается акцептованной Пользователем, а Договор между Администрацией и Пользователем заключенным, с момента использования Пользователем услуг сайта.
Договор может быть заключен только с Пользователем, являющимся дееспособным физическим лицом либо юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возраст Пользователя 16+.
Пользовательское соглашение может быть изменено Администрацией в любое время без какого-либо специального уведомления об этом Пользователя. Новая редакция Пользовательского соглашения вступает в силу с момента ее размещения на сайте Рынок АПК.
Использование сайта после вступления в силу новой редакции Пользовательского соглашения означает согласие с ней Пользователя.

Пользовательское соглашение