Новое вместо старого. Покупка спецтехники в trade-in: зачем она нужна и так ли выгодна? 

Автор: Сергей Кузнецов

Практически каждый аграрий в своей работе рано или поздно сталкивается с проблемой обновления сельскохозяйственной техники. Наименее затратный способ сделать это заключается в обмене старой техники на новую. Нередко самому пристроить подержанную машину и найти взамен что-то посвежее довольно сложно. Тогда на помощь приходит услуга trade-in, которую нынче предлагают не только в автосалонах. Какие возможности она дает и действительно ли так нужна фермеру?

Многие компании, реализующие сельхозтехнику, предлагают аграриям быстро и без лишних сложностей получить в пользование новую рабочую лошадку всего лишь в обмен на старую. В этом и есть суть системы trade-in – у клиента выкупают старую технику и предоставляют существенную скидку на покупку новой. В отличие от лизинга или кредита, сделка не имеет долгосрочных отношений – она совершается здесь и сейчас. При этом совсем не обязательно менять технику на новую. Зачастую фермеры могут выбрать и альтернативный вариант, например, обмен на другую подержанную, но менее «возрастную» модель. Это на случай, если со средствами совсем туго. Либо можно вообще продать по trade-in старую технику, а новую не покупать. Но рассмотрим все более детально.

 

Очевидные и неочевидные преимущества

Столкнуться с трудностями при продаже машины на вторичном рынке вполне могут и обычные автовладельцы. Чего уж говорить о сельхозтехнике, куда более специфичной и в то же время дорогой. В этом смысле гораздо проще переложить все заботы, в том числе предпродажную подготовку, на специализированную компанию и сэкономить кучу времени. Вдобавок ко всему можно быть уверенным в том, что транспортное средство юридически чистое и находится в рабочем состоянии технически. Впрочем, от сюрпризов по этой части тоже никто не застрахован.

К довольно значимому преимуществу стоит отнести и возможность относительно «малой кровью» обновить свой парк агротехники и приобрести более современные, производительные и усовершенствованные модели вместо уже устаревающих. Таким образом, можно своевременно реагировать на изменения на рынке и легче адаптироваться к текущей ситуации. Тем более что иногда возникает необходимость не просто обновить технику, а ввиду переориентации взять другую – к примеру, при смещении акцентов в сторону нового производства, где требуется больше машинного труда, есть смысл пожертвовать техникой в менее прибыльном и востребованном производстве и купить по trade-in новую – для более перспективного направления. В подобных случаях возможен даже вариант обмена сразу нескольких единиц старой техники на одну новую (при более или менее эквивалентной стоимости).

Также для фермера важно, чтобы его техника была доступна всегда, чтобы обеспечить безостановочную работу на полях. Если же говорить о покупке нового транспортного средства, не исключено, что придется ждать нужную модификацию, что означает простой на неопределенное время. Приобретение в trade-in избавляет от этой головной боли и позволяет работать беспрерывно, потому что как только в парке освобождается место для старой модели, его тут же занимает новая.

Помимо всего прочего, при оформлении договора купли-продажи в случае с подержанной техникой всегда существует риск, который при такой схеме на себя берет компания, а не аграрий.

Бывает, что при заключении договора клиенту предлагают некоторые приятные бонусы. Это может быть поставка запчастей по льготной цене или же бесплатные сервисные услуги вроде техосмотра. Еще довольно распространенный вариант – фермеру  предлагается опробовать свою будущую технику на тест-драйве еще до оформления сделки. Зачастую именно это становится решающим фактором при выборе в пользу trade-in.

 

Какие могут быть подводные камни

Прежде всего, надо понимать, что перед покупкой подержанной техники ее будут тщательно проверять. Как правило, диагностика проводится в два этапа: сначала предварительная, для определения ориентировочной стоимости покупки, а затем комплексная, в ходе которой называется окончательная цена и улаживаются остальные детали. Случается, что технику отбраковывают уже на первом этапе, если есть какие-то серьезные недочеты по ее состоянию.

Разумеется, должны быть в порядке все документы по транспортному средству. Малейший недочет по этой части может отрицательно сказаться на решении компании покупать технику – никто не станет идти на неоправданный риск. Причем это могут быть несущественные, казалось бы, мелочи вроде нечитаемой цифры в номере кузова или отсутствие одной из отметок о плановом ТО – все зависит от требований конкретного дилера.

Проблемы могут возникнуть и из-за повреждений кузова, в том числе незначительных – например, из-за подкраски элемента. Правда, совсем отказать в сделке из-за такого вряд ли смогут даже автосалоны, работающие с легковыми автомобилями. Максимум это может вылиться разве что в попытку сбить цену, но при оценке сельхозтехники в основном обращают внимание на повреждения, которые могут повлиять на эксплуатацию.

Пожалуй, главный отрицательный момент всей системы связан с ценой техники, которую после диагностики устанавливает компания, планирующая ее выкупить. Она всегда будет ниже рыночной – в этом и кроется выгода для организаций, предлагающих услугу trade-in. Чаще всего разница составляет порядка 10-15%, что с учетом немалой стоимости сельхозтехники составляет довольно ощутимую сумму. В итоге задача фермера сводится к тому, чтобы найти для себя правильный баланс между возможными потерями (прежде всего в финансовом отношении) и сэкономленным временем, а также потенциальным улучшением производства.

При определении оценочной стоимости техники учитываются год выпуска, количество наработанных часов, техническое состояние, а также спрос на данную модель на рынке агротехники. Чаще всего специалисты сами выезжают на место для диагностики и оценки.

К наработанным часам можно относиться по-разному. С одной стороны, это наглядный показатель изношенности, но с другой – отнюдь не всегда он объективен, поскольку не учитывает условия эксплуатации. Так, условный 5-летний комбайн с выработкой в 1800 машино-часов вполне может быть в лучшем состоянии, чем 3-летний с выработкой в 1200 м/ч. Просто потому, что использовался в более щадящем режиме и спокойных условиях. Впрочем, в том числе по этой причине окончательный вердикт по стоимости называется только после комплексной оценочной диагностики.

Что касается возраста машины, то некоторые компании устанавливают ограничение на него. Логика понятна – чем старше техника, тем сложнее будет ее пристроить или тем дороже обойдется ее предпродажная подготовка. Но этот вопрос желательно уточнить заранее, чтобы не было неприятных неожиданностей.

Стоит обратить внимание и на то, насколько имеющаяся в наличии модель техники пользуется спросом на рынке в данный момент. Если ее уже сняли с производства, очень велика вероятность, что по сделке в trade-in будет отказ. Возможен подобный вариант и с устаревающими моделями, теряющими свою востребованность – компании не заинтересованы в приобретении неликвида, чтобы потом с ним не мучиться.

Случается, что для обмена просят технику той же марки, что и новый вариант, однако это тоже зависит от конкретной организации. Как и проблема недостаточного предложения, которую иногда отмечают аграрии, столкнувшиеся с покупкой сельскохозяйственных машин в trade-in и не нашедшие подходящей машины. В этой связи есть смысл сравнить несколько компаний, изучить их условия, критерии оценки техники, предлагаемые марки и модельные ряды и в совокупности сделать выбор.

В заключение следует отметить, что в определенных случаях сделку по trade-in резонно оформить частично – то есть сдать переставшую быть необходимой технику и получить за нее деньги, которые можно вложить по своему усмотрению. Такой ход вполне допустим и может стать подспорьем, если финансовый вопрос стоит остро, а выгода от использования техники себя не оправдывает.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос