Инвестиции любят тишину. Как раскрыть экспортный потенциал аграрной отрасли

Автор: Дмитрий Рылько (Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка)

Инвестиции в сельское хозяйство, как и любые другие, любят тишину. Те направления, которые мы обсуждаем как перспективные, как правило, уже кем-то осваиваются. Нет смысла говорить о привлекательности регионов в общем – важно, кто и какую сумму хочет инвестировать, какие задачи перед собой ставит. То, что подходит одному инвестору, не годится для другого.

Власти Воронежской области, к примеру, в последние годы называют перспективной нишей органическое сельское хозяйство. Я бы выделил здесь слово «ниша». Действительно, нет ни одной страны, где органическое земледелие стало бы мейнстримом. Это всегда нишевые истории. Развитие в таком ключе – наверное, возможно. Хотя в этом регионе в большом количестве применялись пестициды и минеральные удобрения, в соседних областях работают промышленные гиганты, которые уже «набросали» и по-прежнему выбрасывают в окружающую среду кучу вредных веществ, в том числе тяжелых металлов. Воронежская почва, наверное, не самая чистая на планете.

Надо понимать, что органическое земледелие в его классической форме – это, как правило, высокая себестоимость, 85-90 процентов людей при их доходах таким образом не накормишь. Приходится применять «химию», чтобы обеспечивать определенный уровень урожайности культур и продуктивности животных.

Поэтому многие компании выбирают не радикальный переход к «органике», а более приземленный путь. Это крупномасштабное сельское хозяйство, но с большим, чем прежде, вниманием к экологическим аспектам. Например, вы производите кондитерскую семечку. Как правило, содержание кадмия в ней - на грани допустимого. Тому есть ряд причин. И вот ставится задача, чтобы загрязнение кадмием серьезно снизилось. Или вы занимаетесь мясным или молочным животноводством – и стараетесь, чтобы в продукции не было следов антибиотиков. Этого очень тяжело добиться. Такие задачи – на мой взгляд, гораздо более перспективны, чем та же «органика».

В предыдущие годы мы наблюдали волны инвестиций в те или иные направления. Так, в животноводстве деньги вкладывались в производство курятины, затем свинины, молока, говядины... Это, как сказали бы американские партнеры, низко висящие плоды. Очевидные цели. По крайней мере перспективы были всем понятны. Теперь наступило время точечных изменений, ликвидации отдельных люфтов в продуктивности и растениеводства, и животноводства. Их остается немало и в регионах с крепкой аграрной отраслью. Пробелы довольно быстро заполняются нашими аграриями - надо отдать им должное. Но от развитых стран мы пока отстаем.

Во многих отраслях не видно влияния отечественной отраслевой науки. Лет 15 назад мы заказали у отраслевого аналитика стратегический обзор по рынку мяса. Читаю: в СССР было передовое высокопродуктивное свиноводство, выведено свыше 600 оригинальных пород... Но в Канаде базовых пород всего три – йоркшир, ландрас, дюрок – и продуктивность почему-то была в разы выше! И понятно, почему все современные отечественные свинокомплексы сидят на импортной генетике.

Есть пространство для развития в сферах, связанных с вертикальной цепочкой поставок: система продвижения жидких удобрений, анализ почв и применение его результатов, семеноводство, точное земледелие во многих его проявлениях... Масса вопросов, которые будут решаться в ближайшие годы.

У нашего АПК огромный экспортный потенциал. Но аграрная продукция делится на несколько категорий, к каждой из которых должен быть разный подход. Есть традиционный для нас бизнес – зерновой, его надо развивать и дальше. Это один комплекс задач. Есть готовая продукция с высокой добавленной стоимостью. По-хорошему, ею должны заниматься совсем другие люди, заточенные на другие технологии продвижения товаров. Как западные производители заходят на новые рынки? Часто через сети супермаркетов, которые предлагают товары из своей "домашней" страны. Или тот же «Макдональдс» – приносит новую форму потребления и вместе с ней готовую продукцию. Это потом уже начинается и углубляется локализация производства. А начиналось все с замороженного импортного картофеля... Словом, дорога впереди долгая, сразу «попасть в коммунизм» нашим экспортерам не удастся. Но успехи есть. Мясо вот потихоньку пошло за рубеж...

Объемы экспорта зерновых из России в этом году будут повыше, чем в прошлом. Зимой я был уверен, что в 2020 году страна достигнет рекордных показателей по продовольственному экспорту, потом немного заколебался из-за COVID-19 и его непредсказуемых последствий. Нужно посмотреть, как все дальше пойдет у импортеров. Но с нашей стороны предпосылки очень хорошие.

Источник: «Российская газета»

Поделиться
 
 
Заявка на спрос
Настоящее Пользовательское соглашение регулирует отношения между Администрацией сайта (Администрация) и Пользователем сайта www.rynok-apk.ru (Рынок АПК), на указанных в Пользовательском соглашении условиях.
Принятием данного предложения Администрации в адрес Пользователя о заключении договора оферты является совершение Пользователем действий, направленных на использование сайта Рынок АПК.
Независимо от факта регистрации или авторизации Пользователя на сайте Рынок АПК, означает согласие Пользователя с настоящим Пользовательским соглашением.
Пользователю необходимо внимательно ознакомиться с условиями настоящего соглашения, которое рассматривается Администрацией как публичная оферта в соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Настоящая Оферта считается акцептованной Пользователем, а Договор между Администрацией и Пользователем заключенным, с момента использования Пользователем услуг сайта.
Договор может быть заключен только с Пользователем, являющимся дееспособным физическим лицом либо юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возраст Пользователя 16+.
Пользовательское соглашение может быть изменено Администрацией в любое время без какого-либо специального уведомления об этом Пользователя. Новая редакция Пользовательского соглашения вступает в силу с момента ее размещения на сайте Рынок АПК.
Использование сайта после вступления в силу новой редакции Пользовательского соглашения означает согласие с ней Пользователя.

Пользовательское соглашение