Автор: Иванов Пётр Николаевич

Журналист и редактор АПК-изданий с 2007 года

Почему фермеру необходим агроюрист

Мировой опыт показывает, что большинство разорившихся фермерских хозяйств пришли к такому печальному финалу из-за отсутствия информации и знаний. Фермер пашет, сеет, косит, ему некогда следить за изменениями законодательства. Но если бухгалтерскому учету сельхозпроизводители уделяют большое внимание и пользуются услугами либо собственного штатного бухгалтера, либо прибегают к помощи специализированных компаний, то при возникновении любого юридического вопроса фермер зачастую остается один на один со своей проблемой. И остается только один выход – обращаться за помощью к первому подвернувшемуся юристу, выкладывая из своего кармана одномоментно огромную сумму денег, будь то земельные споры, претензии контрагентов, штрафы.

Тут не лишне напомнить, что незнание законодательной базы не освобождает от ответственности, нарушения караются жесткими штрафными санкциями вплоть до прекращения деятельности хозяйства. И спасать свои поля, коровники, мастерские, когда дело уже в суде, бывает поздно. Что делать фермеру, чтобы работать, зная, что все, что он делает законно, а все, что делают в отношении него, не принесет вреда? На вопросы журнала «Рынок АПК» отвечает генеральный директор ООО Правовой центр «Тюрин и партнеры» Сергей Александрович Тюрин.

– Сергей Александрович, фермеры часто задумываются над тем, чтобы обратиться к юристу до того, как проблема себя четко обозначила? Или действуют по принципу «заболело - пришел»?

– Редкий сельхозпроизводитель сотрудничает с юристом на постоянной основе. В основном это делают только крупные компании, у которых есть свои юридические отделы. Небольшие сельхозпредприятия и фермеры даже не задумываются о том, что помощь нужна не только тогда, когда уже вручили судебную повестку. Например, я был немало удивлен, когда узнал о существовании ФЗ 415 «О внесении изменений в Лесной Кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях», согласно которому любой, купивший пиломатериалы, в течение 5 дней обязан зарегистрировать договор купли-продажи в системе ЕГАИС ЛЕС, иначе, ему грозит штраф от 100000 рублей и более. Знают ли об этом фермеры, если я, как специалист, узнал об этом случайно? Не знают, и большинство узнает только после наложения штрафа. И таких моментов сотни, все знать фермер не может. Поэтому юрист важен на каждом этапе деятельности хозяйства. Не нужно ждать возникновения проблемы, нужно заниматься ее предотвращением, действовать превентивно.

– И отсюда возникает недоверие к юристам, потому, что, как правило, дела попадают в руки специалистов поздно, когда уже элементарно нет времени, дело проигрывается, но фермер винит не себя и неправильное ведение своих дел и документов, а малознакомого юриста, нанятого на время судебного разбирательства. Вам такая позиция знакома?

– Недоверие к юристам есть на всех уровнях бизнеса. Отчасти здесь есть и вина самих юристов. Фермер приходит с позицией «срочно спасайте», и в предоставленных условиях юрист просто не в состоянии качественно выполнить свою работу. У нашей юридической компании узкая специализация – агробизнес и все вопросы, возникающие в ходе его деятельности. Это позволяет не распыляться на множество юридических практик (жилищная, семейная и прочее), а сосредоточится на качественном оказании услуг в своей нише.

– Как Вы считаете, какой оптимальный вариант для сотрудничества фермера и юриста?

– Если есть свой знающий опытный юрист в штате – это замечательно. Стороннему специалисту при обращении приходится выкладывать крупную сумму, речь о сотнях тысячах, а при сложных делах и о миллионах. Например, услуги по решению земельных споров стоят от 5 тыс. рублей за 1 га. Считайте, сколько вы заплатите за оспаривание прав на 100 га, на 1000. Отличное решение – постоянное абонентское юридическое обслуживание. Наша компания в 2013-2016 гг. работала по такому принципу с администрациями сельских поселений, сейчас у нас по такому же принципу построена работа с аграриями. За абонентскую плату в рамках посильного сельского бюджета администрация получала четко оговоренный объем работы: консультации, работа с документами, предотвращение сложных ситуаций, представление в суде. Такую же услугу мы предлагаем сельхозпроизводителям. За абонентскую плату, сопоставимую с зарплатой обычного юриста в небольшой фирме, можно получить в свое распоряжение грамотного юриста, специализирующегося именно на работе с сельхозпроизводителями. Ваш юрист будет четко знать, что и как делать, а не действовать наудачу. Это выгодно и в финансовом плане: разовое обращение к юристу может стоить так же, как годовая абонентская плата. А если придется обратиться два раза? Три?

– Какая категория цен на ваши услуги для фермеров? Что входит в пакет услуг, предоставляемых за абонентскую плату?

– Все пакеты обсуждаются индивидуально, прежде всего, нужно, чтобы фермер сам понял, что ему нужно, юрист оценил состояние дел и возможные риски. После этого предлагается индивидуальный пакет услуг с абонентской платой от 10 до 50 тыс. рублей в месяц. В минимальный пакет услуг входят: устное консультирование, как фермера, так, например, и его бухгалтера, подготовка ответов на запросы контролирующих органов, работа с документами. Максимальный пакет услуг включает в себя и судебное представительство, и земельные споры, и мониторинг земли, и не рабочие вопросы. Фактически, у вас появляется личный юрист, доступный 24 часа в сутки.

Случай из практики. Фермер А. обратился к юристам компании за юридической помощью. От предложенного абонентского договора отказался, посчитав возникшую проблему разовой. Через какое-то время снова обратился к юристам, но повтор проблемы назвал случайностью. Когда А. пришел в компанию в третий раз, уже сам предложил заключить договор, так как два обращения уже обошлись дороже, чем постоянное абонентское обслуживание. В 2022 году А., помимо пакетных услуг, всего два раза обращался к юристам, а в 2023 году юристы помогли фермеру решать сложные вопросы – оформление имущества, газификация, другое. И все это в рамках абонентского договора.

– Если фермер заключает с компанией абонентский договор, вы приведете в порядок его дела, что будет сделано в первую очередь?

– Первым делом мы смотрим общее состояние дел, проводим диагностику, устанавливаем максимальную степень риска и начинаем предотвращать развитие проблемы. У фермеров, как правило, есть три болевые точки. Первая – земля, и чем больше земли в хозяйстве, тем больше бардака в документах на землю. На земле есть строения, если фермер на 100% уверен, что все законно оформлено, то по документам выходит другая картина. И настает момент, когда приходится идти в суд, проводить технические и землеустроительные работы, а посевная и уборка не ждут. Вторая – взаимоотношения с контрагентами, здесь практически не встречается ни одного правильно оформленного договора. А как показывает арбитражная практика, отсутствие расшифровки подписи, неправильно написанное слово, печать не на том листе, ошибки в реквизитах – это те важные мелочи, за которые можно зацепиться и оспорить любую сделку. Третья – трудовые отношения. Если у фермера есть хоть один работник, это уже риск того, что из-за одной ошибки в документах можно попасть на штрафные санкции.

– Как осуществляется деятельность компании по работе с фермерами? Ведь юрист постоянно в хозяйстве не находится, работа большей частью удаленная.

– Чтобы помочь фермеру, у нас есть все необходимые ресурсы. Например, фермеру приходит предложение о покупке зерна, он перенаправляет его нам. Смотрим – предприятие-покупатель у нас в стоп-листе, значит, все сделки между ним и нашими клиентами не рассматриваются. Поступает следующее предложение. Компания незнакомая, проверяем. По всем показателям это фирма-однодневка, можно потерять товар, остаться без оплаты. Рекомендуем отказ от сделки. В наших силах проследить, чтобы договор был составлен правильно, проконтролировать оформление транспортных накладных, запросить пакет документов от контрагента, проверить и оценить его добросовестность. Например, новая компания на рынке для привлечения клиентов приукрашивает информацию о своей деятельности. Мы можем на основании этого продиктовать свои условия продавцу – постоплату, и фермер будет подстрахован от потери денег.

Случай из практики. Фермер С., всегда плотно работавший с юристами компании, решил самостоятельно приобрести погрузчик. Перечислил 500 тыс. рублей. Когда погрузчик не пришел, а продавец перестал выходить на связь, фермер озвучил проблему юристам. Выяснилось, что компания-продавец «липовая», по указанному адресу не находится, пострадавших от ее действий много. Фермер, занятый работой, даже не догадался изучить информацию перед покупкой. Но, наученный горьким опытом, сейчас перед каждой покупкой обращается к юристам.

– Какие гарантии вы даете фермерам при заключении договора, при представлении дел в суде? А что, если проиграете дело?

- Мы можем гарантировать, что все услуги будут предоставлены качественно и в полном объеме. А гарантий на успешное разрешение дела ни один профессиональный юрист не даст. Если вам юрист или адвокат дает гарантию, что это дело выиграет 100%, надо разворачиваться и уходить. Нужно не гарантии давать, а грамотно оценить вероятность выигрыша, показать доверителю возможный исход. При этом доверитель не всегда представляет все так, как есть на самом деле. Начинаешь разбираться и видишь, что ситуация на самом деле кардинально противоположна рассказанному. Я сразу говорю – можно сделать это и это, а вот это нельзя. По статистике у нас высокий процент выигрышей в судебных разбирательствах, и мы не берем денег за дела, которые можно проиграть, и в последнее время предоставляем возможность оплатить услуги юриста после завершения дела.

– А стоит ли браться за заведомо проигрышные дела?

– Есть один важный момент – мировое соглашение, к которому, как правило, без помощи юристов стороны прийти не могут. Но если стороны представляют профессионалы, то даже проигрышное дело можно завершить мировым соглашением – получить какие-то уступки, сократить финансовые потери. Есть еще дела по земельным спорам, по которым судьи, из-за отсутствия практики по таким делам, выносят решения, применив совершенно не те нормы права. Например, на основании Земельного Кодекса, хотя применить нужно 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Поэтому, только от опытности вашего юриста зависит, будет ли такое дело проигрышным или выигрышным.

– Может ли быть фермер уверенным, что у ваших юристов будет достаточно времени на каждого клиента? Не будет ли он обслужен по остаточному принципу?

– Каждый получит нужную помощь в полном объеме. Если наши юристы могут качественно обслужить, например, 20 клиентов, то при появлении 21-го мы не будем увеличивать нагрузку на уже работающих юристов, а наймем еще одного специалиста. Мы не экономим на качестве нашей работы и времени. Доверие клиентов дороже.

– Какие практики сейчас являются основными для вашей команды?

– В данный момент две основные практики – это «АгроЮрист», кстати, товарный знак находится в завершающей стадии регистрации в Роспатенте, и уже есть примеры его незаконного использования, и вторая практика – это «Банкротство», тут все просто и сложно одновременно. Считаем, что объем дел этой категории будет только расти, и начнет все больше и больше затрагивать интересы наших доверителей. Поэтому в целях эффективной работы, в нашей команде есть юристы с большим опытом работы в данной сфере.

ГК «АгроЮрист»
Комплексное юридическое обслуживание предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств
394026, г. Воронеж, а/я 4
8-800-600-49-15
www.agroyurist.ru

Поделиться
 
 
Заявка на спрос