Минпромторг предлагает дать право местным властям продлевать сроки перевода сельскохозяйственных рынков в капитальные здания, строения и сооружения до 1 января 2020 года вместо 1 января 2015 года.
А для этого внести поправки в Федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». Законопроект размещен на едином портале раскрытия информации госорганами.
По закону, напомним, с 1 января 2015 года управляющие компании сельскохозяйственных (кооперативных) рынков обязаны использовать для торговли продовольственными товарами только капитальные здания, строения, сооружения. А торговля «во времянках» типа павильонов, прилавков, ларьков, стоянок для продажи продукции с «колес», где фермеры, садоводы и огородники в сезон массового сбора урожая напрямую реализуют более половины своих продуктов, запрещается.
О том, что выполнение этой нормы закона, на которую было дано почти девять лет (с 2006 года), срывается, в министерстве били тревогу давно. Анализ показывал, что чем ближе срок, тем он невыполнимей, причем для большинства субъектов РФ, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. За идею продлить сроки перевода рынков в капитальные строения до 1 января 2020 года выступили 75 регионов.
Как прокомментировал «РГ» заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов, обязательность использования исключительно капитальных объектов на сельскохозяйственных розничных рынках необходима для обеспечения цивилизованных и комфортных условий работы как для продавцов, так и потребителей. Вместе с тем для перевода их в капитальные объекты необходимы значительные финансовые вложения.
Кроме того, в министерстве прогнозируют, что запрет на торговлю вне капитальных зданий, сооружений и строений с 1 января 2015 года может вызвать «существенное удорожание стоимости торгового места для сельских товаропроизводителей». В этом случае они не смогут реализовать выращенную продукцию по законным каналам сбыта, а жители региона – приобрести товары по доступным ценам.
«Именно невысокая плата за торговое место на сельхозрынке и упрощенный порядок его получения сельхозпроизводителем позволяют обеспечивать на рынках наличие доступных по цене и качеству отечественных сельскохозяйственных продуктов», говорится в пояснительной записке к документу. И отмечается, что «в связи с введением с 1 января 2013 года нормы, ограничивающей деятельность рынков капитальными зданиями, их число в регионах значительно сокращается». А это влечет за собой ликвидацию рабочих мест, пособия по безработице, увеличение нагрузки на бюджет. Вывод однозначный. «В условиях жесткой конкуренции российских и иностранных товаропроизводителей действующие розничные рынки выполняют стратегическую функцию по обеспечению отечественным продовольствием россиян», – заключается в законопроекте.
Эксперты между тем подчеркивают, что отсрочка – это тоже лишь временная мера. В небольших городах и поселках строить крытые рынки из-за недостатка денег, инвесторов, дорогих кредитов будет невыгодно и после крайнего срока – 2020 года.
Так, может быть, есть смысл вообще отменить норму закона об обязательной торговле сельхозтоварами в капитальных строениях? А установить единые стандарты для нестационарной торговли? Либо субсидировать инвесторов? С этим вопросом «РГ» обратилась в минпромторг. «Последующий мониторинг ситуации на таких рынках к концу соответствующего периода позволит определить необходимость дополнительной корректировки переходных положений», – сообщили в министерстве.
Пока там придерживаются согласованной позиции, что отсрочка во времени все же позволит владельцам сельскохозяйственных розничных рынков завершить работу по их модернизации, реконструкции и строительству. И реализовать «иные меры, направленные на развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, предусмотренные госпрограммой на 2013-2020 годы».
Справка «РГ»
На 1 января 2014 года, по данным минпромторга, в России действует 1589 розничных рынков: 920 – универсальных и 669 специализированных.
Татьяна Зыкова
Источник: «Российская газета»