С 1 сентября 2024 года маркировка молочной продукции станет обязательной для КФХ и сельскохозяйственных кооперативов.
Введение маркировки для фермеров дважды переносилось и сдвинулось почти на два года. В начале 2024 года Минпромторг России сообщал, что почти 90 % фермеров прошли регистрацию в государственной системе «Честный знак».
Руководитель управления безакцизной пищевой продукции ЦРПТ Юлия Кузьмина заверяет: маркировка фермерской молочной продукции не приведет к негативным последствиям на рынке. Для фермеров запущены две программы поддержки приобретения оборудования: компенсация 50% затрат на оборудование и поставка готовых расходных материалов для маркировки. Оператор системы маркировки предоставляет доступ к бесплатным инструментам для облегчения работы участников оборота с системой. Увеличение конечной стоимости молочной продукции за счет внедрения маркировки составит не более 1% за шесть лет, что значительно ниже уровня инфляции в стране.
- Для начала хозяйству нужно получить усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП).
- Затем подключить электронный документооборот (ЭДО).
- Далее - зарегистрироваться в системе «Честный знак».
- После этого необходимо описать товары в каталоге.
- Следующим шагом станет получение доступа к регистратору эмиссии (устройство, которое генерирует зашифрованные цифровые коды и передает их в систему «Честный знак»).
- Затем нужно заказать коды маркировки.
- Далее – купить оборудование: или самостоятельно, или по программе поддержки.
- И теперь можно наносить маркировку.
Многие фермеры успешно подключились к системе маркировки «Честный знак». КФХ Сейрана Геворкяна из Краснодарского края провело тестовый выпуск сыров с маркировкой в декабре 2022 года. Процесс подключения включал оформление электронной подписи, установку программного обеспечения, регистрацию в системе мониторинга и выбор оборудования. КФХ также ищет сотрудника для работы с маркировкой.
Маркировка молочной продукции в системе «Честный знак» введена с 2021 года, и за это время объем фальсификата сократился с 30% до 0,2%. Интеграция маркировки с «Меркурием» позволяет регулятору выявлять нарушителей и повышать безопасность пищевой продукции. Продажи просроченной молочки сократились в три раза после введения маркировки, а дополнительные доходы бизнеса составили почти 72 млрд рублей за три года.