Аграрии подсаживаются на бобы. Рентабельность производства пшеницы упала впервые за пять лет

 Автор: Алексей Полухин

Рентабельность производства пшеницы в России по итогам прошлого года сократилась до 51,8%, что произошло впервые за пять лет. В Минсельхозе считают, что это произошло из-за непогоды. Участники рынка называют другую причину. По их мнению, действующие экспортные пошлины ограничили цены реализации урожая внутри страны, что не позволило им снизить издержки на закупку заметно подорожавших горюче-смазочных материалов и удобрений. Теперь часть аграриев могут переориентироваться на выпуск более рентабельных масличных и бобовых культур.

В распоряжении «Ъ» оказалась презентация Минсельхоза, где говорится о сокращении рентабельности производства пшеницы в стране по итогам 2021 года до 51,8% против 56,1% в 2020 году. Снижение произошло впервые за пять лет: с 2017 года, когда рентабельность составляла 20,8%, она выросла к 2021 году в 2,5 раза. В Минсельхозе подтвердили эти данные, добавив, что они пока предварительны и не учитывают меры господдержки. Там снижение рентабельности объясняют неблагоприятными погодными условиями в ряде регионов, что привело к снижению урожайности.

Впрочем, сложные погодные условия, судя по презентации Минсельхоза, не повлияли на показатели других культур. Так, в 2021 году рентабельность производства кукурузы, напротив, выросла с 48,4% до 51,2%, зернобобовых – с 49,9% до 50,5%, подсолнечника – с 80,2% до 95,4%, сои – с 49,4% до 77,7%, сахарной свеклы – с 43,4% до 50,4%.

Но, по его словам, причина не только в плохой погоде: негативно повлияли и введенные властями экспортные пошлины на эту культуру, что не позволило производителям в пострадавших от непогоды регионах возместить потери. С июля 2021 года плавающая пошлина рассчитывалась исходя из 70% от превышения индикативной цены $200 за тонну для пшеницы. С 28 января 2022 года аграрии платят $93,9 за каждую тонну вывезенной пшеницы. По данным «Совэкона» на 19 января, цена на пшеницу четвертого класса снизилась на 0,5%, до 14,95 тыс. руб. за тонну.

Экспортные пошлины ограничили цену реализации пшеницы, что не позволило компенсировать затраты на двукратное подорожание удобрения, рост стоимости средств защиты растений на 30-50% и горюче-смазочных материалов, поясняет гендиректор агрохолдинга «Степь» (входит в АФК «Система») Андрей Недужко. По его словам, совокупность этих факторов привела к снижению рентабельности производства пшеницы. «Все хозяйства занимаются несколькими культурами одновременно, что необходимо для севооборота, поэтому считать отдельно рентабельность пшеницы для экономики отдельных компаний не совсем корректно», – полагает директор «Совэкона» Андрей Сизов.

По его прогнозам, в этом году себестоимость может подскочить на 20-35%, что дополнительно снизит рентабельность даже при условии заметного роста урожайности по сравнению с прошлым годом. Сложившаяся ситуация уже привела к переориентации части аграриев на выращивание более рентабельных культур, в первую очередь подсолнечника, сои, льна, гороха, добавляет собеседник «Ъ».

По данным Минсельхоза на 25 ноября 2021 года, посевная площадь под озимые составила 18,4 млн га, в то время как в позапрошлом году – 19,2 млн га. По оценкам «Совэкона», эти площади сократились примерно на 5% впервые за последние несколько лет. Андрей Сизов считает, что особо остро регулирование цен посредством экспортных пошлин чувствуют сельхозпроизводители к востоку от Волги, где и раньше не было высокой рентабельности. Именно с этих регионов, по его мнению, может начаться сокращение посевных площадей, которое распространится и на другие регионы. Между тем в Минсельхозе заявляют, что планируют увеличить посевы под зерновые, в том числе под пшеницу.

Исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев объясняет рост рентабельности масличных подорожанием этих культур внутри страны на фоне роста мировых цен, выросших в 2021 году почти в два раза. Он прогнозирует, что без учета курсовых колебаний в 2022 году цены на подсолнечник, наоборот, будут снижаться: на рынке сформировался искусственный профицит семечки, так как производители в начале сезона сдерживали объемы продаж.

Источник: kommersant.ru

Поделиться
Страница в журнале: 12
 
 
Заявка на спрос