Техника журнал Рынок АПК

Пройтись катком. Основные ошибки при эксплуатации дисковых борон

Автор: Виктория Загоровская

Выбор дисковой бороны – не такое простое дело как может показаться на первый взгляд. Существует множество факторов, которые аграрию необходимо учесть. Эксперты рассказали о наиболее типичных ошибках аграриев, и дали свои рекомендации, как их избежать и на что обращать внимание, приобретая дисковую борону

Наиболее распространённая ошибка аграриев при выборе дисковой бороны, на которую указывают участники рынка – непонимание целей или подбор машины, которая этим целям не отвечает.

Так, Алексей Кирсанов, руководитель направления зерновых сеялок и почвообрабатывающей техники компании «Квернеланд Груп СНГ» (сельскохозяйственная техника Kverneland, Германия), напоминает, что задача дисковой бороны – не только измельчить, но и качественно заделать растительные остатки. Между тем, по его опыту, часто для заделки пожнивных остатков аграриями ошибочно выбирается маленький гладкий диск, который не обеспечит ни качественное измельчение, ни прорезку большой массы пожнивных остатков.

«Например, кукуруза оставляет максимальное количество пожнивных остатков и требует особых усилий при их заделке. В этом случае рекомендуются диски большего размера и заделка на глубину 20 см», – говорит Кирсанов.

При этом, по его словам, лучше подойдут конические диски, так как они заделывают остатки равномерно на всю глубину. «Работая сферическими дисками при повторном проходе можно вытащить заделанные во время первого прохода остатки обратно на поверхность», – поясняет специалист, добавляя, что на лёгких почвах (торфяных и песчаных) каток может проскальзывать, поэтому лучше остановиться на трубчато-планчатых или тяжёлых стальных дисках.

О том, что важно обращать внимание на форму диска, говорит и продакт-менеджер компании «Вадерштад» (шведский производитель техники для почвообработки и сева) Павел Вильчинский. «Полусферические лишь частично оборачивают пласт почвы, а это агрономически неправильно, так как мы закапываем растительные остатки на глубину обработки и последующего сева», – поясняет он. Как и Алексей Кираснов, Вильчинский предлагает в качестве альтернативы конические диски, которые перемешивают растительные остатки в верхнем слое почвы по всей глубине обработки.

«Если машина профессионально делает предпосевную обработку и заделку стерни, она не всегда подойдёт для разделки пласта и наоборот», – указывает Андрей Тур, торговый представитель в Сибири и на Дальнем Востоке компании «Амазоне» (производство сельскохозяйственной техники). Как поясняет специалист, для предпосевной обработки и обработки стерни предпочтительнее гладкий диск небольшого размера, а для разделки пласта многолетних трав и ввода в обиход брошенных земель лучше подойдут более тяжёлые машины с большим вырезным диском.

«Некоторые аграрии выбирают слишком большие диски, имеющие ряд недостатков и ограничений по использованию», – указывает на распространённую ошибку Павел Вильчинский. По его словам, большие диски оставляют большие комки, менее тщательно обрабатывая поверхность почвы, нежели диски меньшего размера. Специалист рекомендует ориентироваться на вес дисковой машины, поясняя, что при маленьком весе большие диски будет трудно заглубить, особенно в засушливых условиях.

ООО «Регион-Юг»
ООО «Регион-Юг». Предлагает семена урожая 2021года:
Люцерна,  Эспарцет, Кострец, Райграс пастбищный, Овсяница луговая, Гречиха, Нут, Лён, Просо, Овёс, Суданская трава, Кукуруза,
Горох, Могар, Тимофеевка, Клевер луговой, Вика яровая, Фестулолиум

Елена Викторова, начальник отдела продаж компании «БДТ-АГРО» (производство почвообрабатывающей техники для безотвальной обработки почвы, Краснодар) видит серьёзную ошибку аграриев в том, что в погоне за импортом они упускают из вида качественные, проверенные модели отечественного производства, уступающие часто импортным лишь по цене.

«Кроме того, некоторые ошибочно полагают, что почвообрабатывающая техника слишком простое орудие, а потому на её приобретении можно сэкономить и купить самую дешёвую машину», – отмечает Викторова. По её словам, аграрии забывают, что именно почвообрабатывающее орудие несёт максимальные знакопеременные нагрузки, а восстановление и ремонт сломанного агрегата ставит под вопрос соблюдение сроков сева, а значит, и сбора урожая.

«Ещё одна ошибка – не соблюдение принципа агрегатирования, когда приобретается орудие неверной ширины захвата, а от этого страдает в итоге и само орудие, и трактор, и качество обработки почвы», – добавляет представитель «БДТ-АГРО».

Резюмируя, Елена Викторова советует при приобретении дискового агрегата в целях максимальной экономии средств обратить внимание на соблюдение агрегатирования (приобретать дисковое орудие согласно тяговому классу трактора), а также отдавать предпочтение качественной технике, разумеется, исходя из условий и типа почвы.

Дмитрий Носов, руководитель службы сервиса «Лемкен-Рус» (российское представительство Lemken) также предостерегает от неправильного подбора пары «трактор-агрегат» (слишком мощный трактор и малая ширина захвата агрегата или наоборот), нарушения условий эксплуатации и экономии на основных параметрах машины.

«Бывает, клиент покупает лёгкую борону, потому что она стоит дешевле, а затем использует её в тех условиях, где должна работать машина с большим диаметром диска, в надежде, что добьётся необходимого результата за несколько проходов», – делится Дмитрий Носов. В итоге, по его опыту, страдают подшипниковые узлы и остальные элементы машины из-за перегрузки деталей, не предназначенных для тяжёлых видов работ.

«Допустим, аграрию не надо в этом году обрабатывать тяжёлые земли, и он покупает двухрядную борону, – приводит в пример другую ситуацию Айдар Маннанов, исполнительный директор компании «Автотехпласт» (производство почвообрабатывающих дисковых борон, Приволжский федеральный округ). – Однако через 1-2 года аграрий сталкивается с проблемой тяжёлой почвы и ему приходится приобретать трёх- или четырёхрядную борону». Чтобы не допустить подобных просчётов, он советует покупать технику «с запасом», учитывая, что возможно потом придётся столкнуться с тяжёлой почвой.

Вячеслав Векленко, продукт-менеджер из компании HORSCH (немецкий производитель сельскохозяйственной техники) напоминает, что дисковые бороны относятся к классу орудий с потенциально высокими эксплуатационными расходами, ведь каждый из множества вращающихся элементов в конструкции (или группа) имеет стойку либо кронштейн с опорным креплением и подшипником внутри. «Качество этих узлов напрямую определяет надёжность машины, её производительность и качество обработки. Экономить на них категорически нельзя», – убеждает он.

Учитывая большое количество рабочих органов, частое обслуживание которых на практике бывает трудно осуществимым, преимущество, по мнению Вячеслава Векленко, следует отдавать орудиям, оснащённым необслуживаемыми подшипниковыми узлами и креплениями стоек.

В этой связи специалист рекомендует обратить особое внимание на дополнительные рабочие органы (выравнивающие доски, катки-измельчители, штригели и пр.), если они есть в предложении. Он подчёркивает, что, как правило, это опции, и их выбор оправдан только в случае частого использования.

Опыт Вячеслава Векленко показывает, что дополнительные регулировки (угла атаки дисков, расстояния между рядами рабочих органов и пр.) мало используются на практике, а в случае неправильных настроек либо дефектов могут затруднить работу агрегата, поэтому от них, по возможности, стоит отказаться. «Лучше выбирать машину с фиксированными углами атаки, так как агрегаты, имеющие настройку углов и сложную конструкцию, больше предрасположены к поломкам», – констатирует специалист.

Продолжая разговор об ошибках при выборе и эксплуатации дисковых борон, Алексей Кирсанов также указывает на довольно часто встречающуюся неправильную настройку агрегата, когда разные батареи дисков находятся на разной глубине. Из-за этого происходит смещение всей машины влево или вправо.

Для лучшего выравнивания (например, на пахоте) Вячеслав Векленко предлагает использовать как допоснащение выравнивающие диски. «С механическим уничтожением однолетних сорняков и провокацией их дальнейших всходов современные двухрядные дисковые бороны (обязательно с катком или системой катков) отлично справляются», – уверяет он.

Проблемы, по словам Векленко, могут возникнуть при наличии многолетних корневищных и корнеотпрысковых сорняков, в основном, вьюнка и осотов. Дело в том, что лапа культиватора выдирает и «вычесывает» части корневищ и корневых отпрысков на поверхность, а диски, измельчая их, в известной мере способствуют размножению сорняков, поясняет специалист. «Именно поэтому в данном случае преимущество традиционно отдаётся многорядным предпосевным культиваторам с системой катков», – говорит Векленко, обращая внимание, насколько важно правильно выбрать каток, ведь он служит не только для ведения по глубине, но и определяет характер уплотнения.

Как рассказал специалист, арсенал катков на дисковые бороны в последнее время существенно расширился. В частности, многие компании на свои модели предпочитают устанавливать тандемные варианты. «На липких и тяжёлых почвах такие катки меньше забиваются и «наматывают» почву», – уточнил Векленко.

О том, что выбор катков имеет большое значение, говорит и Павел Вильчинский. «Иногда, особенно в Центрально-Чернозёмном районе, требуется более мощный каток, чтобы раздавить комки почвы и выровнять слой. Между тем, многие поставщики предлагают только лёгкие катки, которые эту функцию не выполняют, убеждая аграриев выбирать производителя с максимально широкой линейкой техники», – отмечает он.

Павел Вильчинский уточняет, что лёгкие катки подойдут для северных регионов, где почва не такая тяжёлая. «Уже было отмечено, что качество работы дисковой бороны напрямую зависит от скорости вращения дисков, т. е. скорости движения агрегата. Оптимальная рабочая скорость для дисковой бороны – 14-15 км/ч. Нужно обязательно это учитывать при выборе энергосредства для агрегата», – призывает специалист.

Ещё одна часто встречающаяся ошибка аграриев – неправильное управление орудием. Дисковая борона – это то орудие, с которым в поле можно делать всё, что угодно, кроме разворота на месте в заглублённом положении, рассуждает Арам Мартиросян, маркетолог Группы компаний Solar Fields (производство и поставка сельхозтехники и запчастей; Краснодарский край). Но, к сожалению, по опыту специалиста, такая ошибка в погоне за выработкой встречается у 30-40% механизаторов. «В результате – износ орудий и подшипников, выход из строя катка, увеличенная нагрузка на раму. И это ещё только часть последствий такого манёвра. Помимо этого, нельзя превышать скоростной режим, так как резко возрастает нагрузка на рамную конструкцию и все узлы», – предостерегает Арам Мартиросян.

Подводя итог, Евгений Бурыкин, управляющий товарной группой дивизиона прицепной и навесной техники «Ростсельмаш» (российский производитель сельскохозяйственной техники), заключает, что ошибки, связанные с эксплуатацией дисковой бороны, как правило, типичны и сводятся к неправильному техобслуживанию, неверным настройкам нового агрегата и отсутствию должного зимнего хранения.

«Не все считают нужным ознакомиться с рекомендациями производителя по эксплуатации бороны до её выхода в поле», – сетует он, предупреждая, что такой подход может крайне негативно сказаться на состоянии орудия и привести к его скорейшему выходу из строя.

Между тем, процесс обслуживания борон очень прост. По словам Дмитрия Носова, достаточно держать машину в чистоте и вовремя проводить ТО, которое включает в себя смазку основных узлов и визуальный осмотр согласно руководству по эксплуатации. «При правильной эксплуатации и надлежащем техобслуживании машины могут работать очень долго. Так, во многих хозяйствах техника компании «Лемкен», будь то дискатор, плуг или любая другая машина, работает более 10-15 лет и находится в отличном состоянии», – утверждает Носов.

К нему присоединяется и Павел Вильчинский. «Есть хозяйства, где дисковые бороны от компании «Вадерштад» служат уже 15 лет, причём многие узлы, такие как подшипники дисков, ни разу не менялись», – отмечает он.

Айдар Маннанов обратил внимание, что сейчас на рынке есть такие комплектации борон, которые практически не нуждаются в обслуживании. Как пояснил специалист, в них установлены ступицы с необслуживаемыми подшипниками, которые не надо смазывать на протяжении всего срока эксплуатации ступицы. «Наши замеры показали, что срок эксплуатации дисковой бороны до списания составляет в среднем 80-100 тыс. га, а 10-15 тыс. га – до первого крупного ремонта и замены всех дисков. При этом на протяжении последних нескольких лет на машинах Kverneland стали применяться новые необслуживаемые герметичные подшипники, которые служат до 3-4 раз замены дисков, что значительно продлило срок службы техники», – поделился Алексей Кираснов.

Вячеслав Векленко также убеждает аграриев отдавать предпочтение необслуживаемым подшипниковым узлам на дисках и катках. «В машине шириной захвата, например, 8 м, таких узлов около 50 (бывает и больше), и их обслуживание зачастую трудоёмкий процесс, занимающий много времени. В особенности это недопустимо во время весенних полевых работ, ведь весна – это всегда цейтнот», – приводит он весомые аргументы.

Как видим, современные дисковые бороны при правильном выборе требуют минимального внимания. «Как уже отмечалось, подшипниковые узлы дисков обычно идут необслуживаемые, а точки смазки на раме смазываются автоматической системой смазки. Это идеально удобно. Все прочие варианты, а они есть на рынке, увеличивают затраты на техническое обслуживание и простои», – заключает Андрей Тур.

Источник: agroinvestor.ru

Поделиться
Страница в журнале: 46, 48, 50
 
 
Заявка на спрос