Оборудование журнал Рынок АПК

Инновации в комбайностроении: новый виток автоматизации

Авторы: Евгения Чернышова, Мария Лушникова

комбайн автоматизацияКомбайн с момента своего появления служит одной цели – максимально эффективно убрать урожай. Для достижения этого в отрасли за последние годы, кажется, изобретено уже все, что только возможно. Принципиальные инновации на этом рынке редки и не так уж необходимы. В каком направлении будет развиваться индустрия, и возможно ли появление ноу-хау в уборочной технике?

 

Дорогой инноваций

Современный зерноуборочный комбайн – уже не просто умная машина, подчеркивает Михаил Мизин, официальный представитель Ассоциации VDMA Agricultural Machinery в России, а неотделимый элемент неразрывного цикла, охватывающего все стадии процесса: от подготовки почвы до уборки и хранения. Такая концепция стала возможна с появлением цифровых решений, которые позволяют организовать сбор, хранение и дальнейшее использование данных, говорит эксперт. Например, современные комбайны ведущих мировых производителей сегодня обладают функцией построения карт влажности и урожайности – это дает возможность максимально использовать потенциал урожайности, а также планировать высев и удобрение в будущем.

Еще один заметный тренд – растущая популярность гибридных и роторных комбайнов, что особенно явно проявляется в сочетании с растущей популярностью широкозахватных жаток, продолжает Мизин. «В севообороте России помимо традиционных пшеницы и ячменя все больше используются такие культуры, как соя, рапс, кукуруза на зерно, в связи с чем востребована универсальность роторных и гибридных комбайнов, – рассуждает он. – При этом гибридные комбайны обладают преимуществами роторных комбайнов, позволяя добиваться снижения потерь зерна и одновременно сохраняя высокое качество зерна в бункере».

Комбайностроение активно развивается в направлении дальнейшего использования систем автоматического вождения, считает Виктор Балабанов, завкафедрой «Мелиоративные и строительные машины» Института мелиорации, водного хозяйства и строительства имени А. Н. Костякова РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева.

Причем, как с использованием сигналов спутникового позиционирования, так и различных бортовых сенсорных и видеосистем, а также в направлении повышения производительности и качества выполнения очистки убранной части урожая. Несомненно, современный комбайн должен, прежде всего, качественно выполнять свои технологические задачи – уборку урожая с минимальными потерями, замечает Балабанов. Для этого разрабатываются специальные системы, такие как, например, многокамерная 5D-система очистки зерноуборочного комбайна.

 

Автоматизация настроек – современная классика

автоматизация комбайнов Однако управление современным комбайном, «нашпигованным» сложными системами управления, оказывается под силу далеко не всем механизаторам.

По словам Ральфа Хенке, руководителя подразделения продуктового менеджмента компании «КЛААС Восток», в последнее время, в связи с усилением специализации зерно- и кормоуборочных комбайнов, обострилась кадровая проблема. «Несмотря на то, что, казалось бы, в сельском хозяйстве занято немало людей, для управления современной дорогостоящей уборочной техникой квалифицированных механизаторов не хватает, – сетует Хенке. – Именно поэтому наблюдается достаточно четкая тенденция на приобретение максимально производительных комбайнов». По словам Хенке, и крупные, и средние хозяйства идут на такие траты, поскольку главная их задача – убрать все зерно в оптимальный срок, который, как правило, не превышает 12-14 дней.

«Ситуация с кадрами такая, что комбайнеров, которые комбайн «чувствуют душой», становится все меньше и меньше, – согласен Сергей Созинов, менеджер по продукту AGCO-RM (уборочная техника и опрыскиватели). – Все больше появляется просто операторов. Поэтому сейчас на первый план выходят системы помощи оператору в управлении настройками комбайна».

В связи с этим сегодня основным драйвером отрасли можно назвать подешевевшие рации и датчики, которые сейчас становятся все более доступными, поясняет Олег Александров, руководитель проектов компании «Ростсельмаш». «Системы автонастройки очень популярны у потребителей сельхозтехники, потому что они позволяют избежать банального человеческого фактора», – поясняет специалист. Но какой бы умной ни была система автоматических настроек комбайна, самое главное перед началом работы, помимо выбора стратегии откалибровать машину, уверен Алексей Тюмаков, региональный менеджер по маркетингу компании CNH Industrial. «После этой калибровки оператор вводит информацию в компьютер, машина понимает, к чему необходимо стремиться, и дальнейшую свою работу выстраивает уже в соответствии с изначальными настройками. Таким образом, можно задать оптимальную скорость движения по полю, а также обозначить количество потерь зерна, которые оператор сочтет приемлемыми», – рассказывает специалист.

Помимо этого существуют другие системы, которые являются частью систем автоматизации, добавляет Олег Александров. Это системы дифференцированных операций. К примеру, система картирования урожайности, как элемент точного земледелия, актуальный для кормоуборочных и зерновых комбайнов. Система основывается на работе простых датчиков, которые измеряют объем зерна или силоса, а также ее влажность, и строят в соответствии с этими показаниями карту урожайности, говорит специалист. По его словам, это необходимо для принятия дальнейших решений о внесении удобрений.

 

Автовождение

Системы автовождения зачастую основаны на разных принципах и различных управляющих механизмах, продолжает Олег Александров. Поскольку у комбайна две основные функции (он может либо ехать, либо убирать и обрабатывать урожай), система автовождения является одной из важных систем. Существует несколько принципов позиционирования для систем автовождения. Один из них – «глобальные навигационные спутниковые системы» (ГНСС). Этот механизм используется на огромном количестве техники. Действует это следующим образом: приемник системы автовождения получает сигнал от спутника и, благодаря определенным алгоритмам, синхронизирует информацию о собственном местонахождении и точках, в которых ему необходимо быть. Траектория движения контролируется сигналом спутника, и как правило, идет параллельно предыдущему проходу. Помимо ГНСС существует похожая технология (RTK). Отличается она от первой тем, что обеспечивает большую точность, обращает внимание Александров. С ее помощью при движении по полю можно достигать точности 1,5-2 см.

 

Вторичные функции

Системы идентификации и контроля не связаны напрямую с системами улучшения работы машин, но являются очень важными для работы в условиях российской ментальности. К примеру, система идентификации орудия, к примеру, жатки, позволяет понимать, сколько работала сама жатка и автоматически рассчитывать в системе агроменеджмента уборочную площадь, говорит Олег Александров. До тех пор, пока точной информации о жатке нет, эти данные весьма примерные, замечает он, но как только появляется ширина захвата жатки, формула расчета площади становится доступной. Другая важная функция – «идентификации оператора». «Она не очень понятна нашим зарубежным партнерам, – рассказывает специалист. – Они, как правило, знают, какой механизатор работает в поле. У нас же в крупных холдингах и на больших предприятиях механизаторов много. Эта функция очень полезна для расчета рабочего времени и зарплаты, а также может дать понимание, в чью смену произошло то или иное событие. Система «свой-чужой» – тоже наше русское изобретение. Когда к комбайну подъезжает машина для выгрузки, на которую установлен идентификатор, разрешающий процесс выгрузки – выгрузка начинается. Если нет идентификатора – выгрузка невозможна. Это отличная система для предупреждения случаев воровства!».

 

Покупать правильно

автоматизация уборочной техникиОдной из основных ошибок при покупке уборочной техники является приобретение техники с определенными опциями, которые некорректно применяются или не используются вовсе, то есть, неверный выбор комплектации, считает Михаил Прохоров, специалист по продукту компании «Самэ Дойц-Фар Руссиа». Он также советует обратить внимание на необходимость обучения персонала, отсутствие которого отрицательно сказывается на дальнейшей эксплуатации машины и ее эффективности.

Для клиентов очень важна быстрая скорость выгрузки, чтобы как можно меньше тратить времени на простой, дополняет Сергей Созинов, менеджер по продукту AGCO-RM. Поэтому большое значение имеет размер бункера и скорость самой выгрузки. Важна и конструкция самого шнека, к примеру, использование большого шнека с меньшими оборотами позволяет меньше повреждать зерно при выгрузке, подчеркивает он, а управление скоростью выгрузки с помощью гидрофицированных заслонок над шнеком днища бункера (не выходя из кабины) позволяет быстро адаптироваться к изменяющимся в течение дня условиям уборки.

Самые большие проблемы начинаются тогда, когда технику выбирает не тот человек, которому предстоит на ней работать, уверен Ральф Хенке. Чаще всего такое случается, если решение о покупке принимает исключительно генеральный директор по каким-либо своим критериям без учета мнения главного инженера и механизатора, говорит он. Тогда как оптимальный вариант – когда все заинтересованные в приобретении новой машины лица могут донести свои пожелания до специалиста компании-производителя, пояснить, какие опции им необходимы, в каких условиях и на каких видах работ будет задействоваться машина. Потому что, как правило, покупая комбайн, хозяйство так или иначе должно найти некий компромисс между ценой, производительностью и набором опциональных функций, а приоритеты у руководителя, главного инженера и механизатора могут быть разными, замечает специалист.

Источник: agroinvestor.ru



Поделиться
Страница в журнале: 64, 66
 
 
Заявка на спрос