Техника журнал Рынок АПК

Автопилот: вместо механизатора или вместе с ним?

Автор: Лариса Южанинова

Системы беспилотного вождения сельскохозяйственной техники разрабатывают во многих странах и крупных машиностроительных компаниях. Тестовые испытания роботов по уборке урожая, беспилотных тракторов и другой наземной сельхозтехники стали постоянной темой новостей в течение последних лет. Потеснят ли роботы и компьютерные системы человека за штурвалом комбайна и трактора? И как скоро это может произойти?

Первый белорусский прототип

Хорошо известный в странах СНГ завод по производству тракторов марки Belarus представил прототип беспилотного трактора – 3523i. Презентация первого белорусского беспилотника проходила в рамках юбилейного мероприятия в честь 75-летия завода. В основе новой разработки – дизель-электрический Беларус 3523, запущенный в производство в прошлом году.

Работу механизатора выполняет интеллектуальная система управления, которая использует комбинацию камер, датчиков и компьютера. Система самостоятельно обрабатывает данные с камер и датчиков и предотвращает столкновения. Belarus 3523i обладает опцией контроля за уровнем топлива: когда оно заканчивается, трактор сам подъедет к топливному заправщику.

 

Российское кибер-поле

Несмотря на все сложности современного отечественного машиностроения, российским разработчикам инновационной техники тоже есть что показать. Двое разработчиков систем беспилотного вождения в России уже протестировали свои агрегаты в полевых условиях. «Ростсельмаш» и Cognitive Pilot, несколько лет назад бывшие партнерами, теперь ведут раздельно свои проекты по созданию беспилотной сельхозтехники.

Систему автономного управления сельхозтехникой Cognitive Agro Pilot, установленную на ростсельмашевских комбайнах TORUM, в прошлом году испытали в Ростовской области на полях Песчанокопской аграрной группы. А в конце июля нынешнего года здесь же компания провела первый в России день кибер-поля онлайн.

Онлайн-трансляцию наблюдали около двух тысяч аграриев из 45 регионов России и 9 стран мира. Правда, показать уборку ростовского поля «беспилотником» на этот раз не удалось: ливень, прошедший прямо в момент трансляции, «положил» пшеничные колосья на землю. Поэтому участники кибер-поля смогли наблюдать за движением комбайна без участия механизатора, его умением «видеть» препятствия и останавливаться перед ним, а также обсуждать настоящее и будущее таких агрегатов с экспертами и механизаторами.

 

Оптимизм, но с оговорками

Диалог в рамках первого кибер-поля в России показал, что не все решения разработчиков безоговорочно принимают аграрии. Например, отказ от системы GPS-навигации. Особенно там, где система уже установлена. Практичные сельхозпроизводители предпочитают комплексное решение. По мнению Антона Пермякова, председателя совета директоров компании "Топ Ген", правильно будет совмещать системы GPS-навигации и беспилотного вождения там, где это разумно. По оценкам Олега Ноя, директор ООО «Ростагросервис», беспилотные технологии интересны, но пока еще не идеальны. Вероятно, лучшего результата можно добиться, объединив беспилотные технологии с другими инновационными решениями, например, системой точного позиционирования.

Конечно, система беспилотного вождения кратно облегчает работу комбайнера. Но при этом все опрошенные эксперты сказали, что видят использование инновационных разработок беспилотных систем только в паре с механизатором. По оценке Александра Нестеренко, руководителя ООО «Победа» из Курской области, когда комбайнер «отдает» рутинную работу системе, он способен работать дольше и качественнее. Это особенно важно в условиях ограниченного срока уборки. Антон Пермяков, председатель совета директоров компании «Топ Ген» считает, что эффективность от применения систем как раз и нужно считать с точки зрения минимизации потерь и улучшения условий для механизатора.

В оценке финансовой отдачи от применения беспилотных систем мнения аграриев тоже разошлись. Директор ООО «Ростагросервис» Олег Ной указывает на то, что в большинстве российских хозяйств (особенно средних и малых) парк комбайнов и другой сельхозтехники состоит из старых машин. Для их переоборудования и адаптации к беспилотным технологиям потребуются миллионы. Не каждый сельхозпроизводитель готов вкладывать дополнительные ресурсы в это. Антон Пермяков из «Топ Ген» предлагает при оценке эффективности учитывать аварийность работы. Если механизатор задремал или уснул, а беспилотная система остановила комбайн перед препятствием, аварии и поломки не случилось, люди не пострадали, тогда беспилотная система вождения окупила себя за один этот раз.

При этом все опрошенные эксперты отмечали, что за беспилотными системами – будущее. Но точно – не самое ближайшее. Чтобы начать широко применять эти инновационные разработки, надо решить еще несколько важных задач.

Источник: agroxxi.ru

Поделиться
Страница в журнале: 44
 
 
Заявка на спрос