«Тихие войны», или Как аграриев лишают субсидии

Автор: Анна Соловьёва, федеральный юрист-эксперт по земельным и налоговым спорам

Наступило время больших перемен в мировой и российской экономике. Рвутся логистические цепочки, постоянно скачет курс валют, ключевая ставка Центробанка за последние три месяца менялась трижды. Чтобы минимизировать ущерб от внешнего санкционного влияния и плавно перейти к устойчивому развитию российской экономики, необходимо повысить качество государственного управления отдельными направлениями народного хозяйства.

Одним из самых результативных финансовых инструментов можно назвать субсидии. Но в нынешних условиях их нужно сделать более эффективными.

В России действует почти два десятка мер господдержки АПК. Фермеры могут получить средства на развитие растениеводства и животноводства, на поддержку финансовой устойчивости и развитие малых форм хозяйствования.

В частности, в растениеводстве можно рассчитывать на погектарную поддержку и возмещение затрат на закладку многолетних насаждений, покупку элитных семян, страхование посевных площадей, строительство объектов АПК. Животноводам могут возместить часть затрат на приобретение племенного молодняка скота и страхование сельскохозяйственных животных, им предоставляют субсидии на каждый литр реализованного молока.

 

Бюрократия – мать родная

Серьёзным препятствием для сельхозпроизводителей является бюрократия – огромное количество документов, которые им нужно заполнять для получения одной субсидии. И, не дай им Бог ошибиться хоть с одним документом, отказ в предоставлении субсидии не заставит себя ждать. История права вспомнит лишь считанных смельчаков-аграриев, которые рискнули обжаловать отказ ведомства в предоставлении субсидии. В их число вошли и мы с моим давним клиентом. Историю о наших «боях» за субсидию я расскажу далее.

Мой клиент – заслуженный работник сельского хозяйства, трудится на земле больше тридцати лет. Автопарк и другую технику обновлять старается регулярно, в том числе за счёт господдержки. За годы работы он и его специалисты научились составлять заявки и подавать их куда следует. Но небольшим хозяйствам сделать это бывает непросто. Просчитать экономическую составляющую, подготовить документы – в этом мелким предприятиям надо помогать.

В соответствии с Порядком субсидирования части затрат, связанных с приобретением субъектами малого и среднего предпринимательства оборудования, в рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития, глава КФХ обратился в Управление по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования. Управление, рассмотрев документы главы КФХ, отказало в предоставлении субсидии по основанию, предусмотренному абзацу 4 пункта 2.6 Порядка.

Глава КФХ обратился в Управление с заявлением о разъяснении причин отказа.

Управление сообщило главе, что в комплекте документов на субсидирование части затрат на приобретенное оборудование по договорам приобретения, отсутствует отчет о финансовых результатах. По документам к договорам поставки техники, не представляется возможным определить, какое оборудование было приобретено, поскольку содержащиеся в них сведения не соотносятся с приложенными копиями паспортов самоходных машин. Пунктом 11 описи предусмотрено предоставление копии платежных документов, подтверждающих фактическую оплату оборудования. В приложенных платежных поручениях отсутствует информация, по какому договору осуществлена оплата, иных документов, подтверждающих назначение платежа, не представлено. В абзаце четыре пункта 1,4 Порядка субсидирования указано, что оборудование, при приобретении которого может быть оказана мера государственной поддержки, должно иметь срок полезного использования не менее двух лет. В представленных инвентарных карточках учета объекта основных средств данная информация отсутствует. Также было обращено внимание на то, что в соответствии с пунктом 2.4 Порядка субсидирования осуществляется в пределах срока, отведенного для подачи пакета документов, который истек. Есть над чем задуматься…

Зная аграриев, уверена, после получения такого перечня большинство махнет рукой на субсидию, заведет трактор и поедет в поле работать, ругая на чем свет стоит бюрократию. А вы говорите, что субсидию получить просто.

 

«В суд. Все в суд!»

Мы с клиентом, посчитав решение Управления об отказе в предоставлении субсидии несоответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В суде мы указали, что КФХ действительно представило в Управление заявление о предоставлении субсидии в размере 6666666 руб. на приобретение оборудования: комбайн КЗС-1218 «Полесье», комбайн КЗС-1218 «Полесье» 2021 года изготовления, что отражено в журнале регистрации.

Вместе с тем, факт непредставления к комплекту документов на субсидирование иных документов, подтверждающих назначение платежа, установления приобретенного оборудования не был выявлен на данной стадии и уведомление главе в нарушение положений названного пункта Порядка, в течение предусмотренных 3 рабочих дней Управлением, не направлено.

Таким образом, Управлением была нарушена процедура, установленная пунктом 2.4 Порядка на стадии проверки комплектности документов, представленных с заявлением.

Следует учесть, что глава КФХ обратился с заявлением своевременно, до истечения установленного срока приема заявления на предоставление субсидии и вправе был рассчитывать на рассмотрение его заявления в установленном порядке. Кроме того, он имел возможность представить недостающие документы, однако никаких уведомлений согласно вышеуказанному пункту от Управления не поступало, какие именно документы недостоверны, Управление также не сообщило.

После продолжительных судебных разбирательств, суд пришел к выводу о признании недействительным уведомления о принятии решения об отказе в предоставлении субсидии, вынесенного Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры по заявлению главы КФХ.

Вот тут можно выдохнуть. Дело выиграли, субсидию клиент получит. А сколько аграриев осталось без субсидии? Почем столько искусственных барьеров на пути к поддержке сельхозпроизводителей?

И почему аграрии должны тратить свои деньги, время и нервы, доказывая в суде свою правоту, и обжалуя заведомо незаконный отказ? Эти вопросы я задала на совещании в Минсельхозе РФ по субсидированию аграрного сектора, как помощник по аграрным вопросам Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Между тем уже в следующем году может начаться глобальная реформа всей системы господдержки АПК. Насколько она будет доступной для аграриев, нам еще предстоит узнать. Возможно, пришло время для правительства, несмотря на большую загруженность в последнее время, пересмотреть систему субсидирования сельского хозяйства, чтобы выйти из зоны турбулентности и перейти к плавному развитию в ближайшие годы.

Напоследок мой традиционный совет для сельхозпроизводителей: берегите себя, развивайте свой бизнес, защищайтесь грамотно!

Источник: svetich.info

Поделиться
Страница в журнале: 12, 14
 
 
Заявка на спрос