Тенденции в агротехнике: опыт волгоградского инженера

Автор: Виктория Чернова

В России аграрии готовятся к предстоящим полевым работам. Чтобы получить достойный урожай, сельхозпроизводителям нужно продумать все до мелочей. И один из главных нюансов – спецтехника. Перед будущей посевной и уборочной кампанией фермеры стараются привести в порядок имеющийся парк и при возможности пополнить его. Но как только аграрий решает приобрести новый трактор или комбайн, то встает вопрос: какой? Отдать предпочтение отечественной технике или раскошелиться на иностранную? Где брать потом детали? Мы нашли ответы на эти и другие вопросы. Точнее, нам с этим помог главный инженер одного из СПК Новоаннинского района Волгоградской области Иван Елисеев. Подробности – в новом материале журнала «Рынок АПК».

 

От штурвального до главного инженера

Иван Елисеев с сельскохозяйственной техникой на «ты» с подросткового возраста. Он родился в городе Волжский, а затем семья решила сменить обстановку и переехала поближе к природе – в Новоаннинский район Волгоградской области. Крестьянско-фермерских хозяйств в регионе всегда было много, поэтому и специалистов часто не хватало.

Уже в 12 лет Иван Валентинович оказался в кабине трактора. Он, как и другие молодые люди в районе, во время уборки урожая помогал комбайнерам – работал штурвальным. С того момента уроженец Волгоградской области с агротехникой и не расставался. Сначала он закончил Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства, а уже после армии решил пойти дальше – получить высшее образование.

«Я учился в Российском государственном аграрном заочном университете, который находится в Московской области в городе Балашиха. Одно дело быть просто механиком и возиться с техникой, другое – понимать, как в принципе функционирует агропромышленный комплекс. Трудно работать бок о бок с агрономами и другими специалистами и даже в общих чертах не знать, чем они занимаются. После вуза я стал смотреть на свою работу иначе, так сказать, в комплексе», – признается Иван Елисеев.

Параллельно волгоградец продолжал работать в разных КФХ. Сначала рядовым сотрудником, а с недавних пор – главным инженером крупного хозяйства.

«Работаем на обширной территории – более 11 тысяч гектаров земли. Выращиваем стандартный для нашей области набор сельхозкультур: озимую пшеницу, подсолнечник и дальше по списку. Знаете, до этой должности я еще успел и в бизнесе себя попробовать. Были свои комбайны, и мы занимались уборкой урожая. Часто в самый пик сезона у фермеров то рук не хватало, то техника ломалась, и они приглашали нас. Дело хорошее, но нестабильное, поэтому со временем от бизнеса отказался», – делится воспоминаниями герой материала.

 

«Хотят все и сразу»

Во время предыдущих интервью аграрии разных регионов страны указывали на одну и ту же проблему – в сельской местности становится все меньше толковых специалистов.

«Эта проблема есть. Но дело не в том, что молодых людей плохо обучают в вузах или колледжах. Дело в другом. Многие после выхода из образовательного учреждения уверены, что их сразу позовут на высокую должность на большую зарплату. Наверное, не у каждого хватает терпения идти по карьерной лестнице, все хотят начать с верхней ступеньки. Но так не бывает. В жизни все обязательно будет, у кого-то позже, у кого-то раньше, нужно лишь прилагать усилия. Ладно, это философский разговор. Давайте лучше про агротехнику поговорим», – с улыбкой сказал уроженец города Волжский.

По словам Ивана Елисеева, в СПК, где он трудится главным инженером, работают на разной технике. Например, в гараже со старыми ДТ-75 может стоять рядом дорогостоящий трактор Сhallenger. Вот такой контраст.

«Многие спрашивают, зачем нам старые советские тракторы. Мол, только место занимают. Да, им уже по 50 лет, но они продолжают работать после минимального ремонта. Конечно, те же советские ДТ-75 – не основные наши силы. Но в период, когда идет боронование, они очень кстати, прекрасно справляются со своей работой. К советской технике у аграриев неоднозначное отношение. Одни считают, что ее переоценили, другие, что ее, напротив, недооценили. Мое мнение такое – тогда делали на совесть. Мне есть с чем сравнить. Когда я работал в очередном хозяйстве в начале нулевых, волгоградский тракторный завод еще продолжал худо-бедно что-то выпускать. И в хозяйстве купили несколько обновленных моделей ДТ-75. Вроде бы новые. Но с советскими их даже сравнивать не надо – новые модели сильно проигрывали «старичкам» в качестве», – уверен инженер.

Еще один животрепещущий вопрос, который не дает покоя аграриям, – белорусская техника. Некоторые сельхозпроизводители уверены, что минский завод с годами сдал позиции. С этим наш герой тоже не согласен.

«Начнем с того, что в нашей огромной стране осталось всего два тракторный завода, один – в Ростовской области, другой – в Ленинградской. Остальные позакрывались. Белорусы при этом устояли на ногах и продолжают работать. Да, машины стали другими. Но на заводе лишь оптимизируют процессы, и все. Ничего плохого я в этом не вижу. Меня волнует другой вопрос – цена на их продукцию. У нас есть несколько МТЗ 80 и 82. Трудно представить современное хозяйство без этих «малышей». Но ценник за МТЗ 82 в 1,5 миллиона – уже слишком. Я считаю, что сам трактор качественный, но он попросту не стоит своих денег», – полагает Иван Валентинович.

Заоблачные суммы приходится отдавать сегодня за европейскую и американскую технику. Отдельное «спасибо» за это стоит сказать постоянно растущему курсу валют.

«У нас есть несколько иностранных машин. Хорошие, ничего не могу сказать, но дорого. Последний американский трактор мы брали как раз в 2013 году до того момента, как евро и доллар скаканули аж в два раза. Будто знали. Тогда за трактор Сhallenger пришлось заплатить 15 миллионов рублей. Он этих денег стоил. Машина очень мощная – более 570 лошадиных сил. Еще один плюс – минимальное давление на почву. Сейчас тот же американский трактор стоит уже 30 миллионов, а это – явно перебор. И здесь важны технологические нюансы. Знаете, в первые месяцы работы мы осознали, что машина именно «заморская». Сейчас объясню почему. Наше дизельное топливо трактору «не понравилось», поэтому вскоре нам пришлось менять все шесть топливных форсунок. Это не значит, что само топливо сомнительного качества. Нет, просто на «родине» этого трактора аграрии пользуются другим горючим. А так – претензий к качеству самой машины у меня нет, хорошо работает», – рассуждает главный инженер.

 

Детали, которые нельзя ждать

Покупка техники – только половина дела, после приобретения за ней нужно тщательно ухаживать, чтобы она бегала по полям не один десяток лет. Здесь уже встает другой вопрос – доступность запчастей. Иногда детали фермерам приходится ждать не одну неделю. Ладно, если поломку обнаружили зимой во время проверки техники, тут спешить не нужно. Но если машина встанет в поле во время работ, то здесь каждая минута на счету.

«С деталями обычно проблем нет. Только нужно брать заводские, а то все эти аналоги – кот в мешке. Вопрос с запчастями – тот же вопрос выбора: какую технику брать – российскую или иностранную? И у первой, и у второй – свои плюсы. Но всегда есть «но». Приведу пример. Помните, года четыре назад у нас зима началась еще в ноябре. Снега много выпало, и несколько дней подряд стоял сильнейший мороз. Но работу никто не отменял, нужно было убирать «семечку». Я тогда еще бизнесом занимался, и мы взяли несколько заказов в Жирновске. Работали исключительно на ростовских комбайнах. Параллельно подсолнечник убирали мои знакомые, у которых техника другой фирмы – Case. Хорошие машины, ничего не могу сказать. Только в минусовую температуру они даже не завелись, не рассчитаны на работу в наших экстремальных условиях.

Или другая показательная история. У нас в области работала еще одна компания, которая тоже брала заказы на уборку урожая. Мы даже с ним соревновались, кто обработает площадь больше. Но сейчас не об этом. Эта фирма отдавала предпочтение немецким комбайнам CLASS. Хороший выбор. Но во время уборки на одной из машин «полетел» гидрораспределитель. Мало того, что он стоил 750 тысяч рублей, его еще ждать пришлось 50 дней. Уборка идет, а техника встала. Представьте, если в хозяйстве всего два комбайна, то это – катастрофа. Когда техника местная, то такой проблемы нет. Если что-то полетело на ростовском комбайне, я сел в машину, домчал до Ростова, и к вечеру проблема решена, с иностранными машинами так не выйдет. Поэтому в хозяйстве не должна быть только российская или только американская техника. Лучше все вперемешку, как у нас. Так работать комфортнее», – резюмирует спикер.

Поделиться
Страница в журнале: 12, 14
 
 
Заявка на спрос