Производство мяса индейки в РФ выросло на 21% в 2020 году

По расчетам Agrifood Strategies, производство мяса индейки во всех хозяйствах РФ в прошлом году составило около 330 тыс. т (здесь и далее — в убойном весе), что почти на 54 тыс. т, или на 20,7%, больше, чем в 2019-м.

Совокупная выручка предприятий, производящих индейку, превысила 50 млрд руб. Основной прирост обеспечили лидеры отрасли, хотя положительная динамика отмечена почти во всех производственных секторах.

Как и годом ранее, первое место по объему производства индейки сохранила группа «Дамате», которая выпустила 151,2 тыс. т продукции против 131 тыс. т в 2019-м. При этом доля рынка у компании осталась прежней — 46%. Вторую строчку, как и в прошлом рейтинге, занимает «Тамбовская индейка» (совместный проект группы «Черкизово» и испанской Grupo Fuertes), которая в прошлом году после запуска второй очереди откормочных площадок и модернизации перерабатывающего комплекса увеличила выпуск продукции с 39,4 тыс. т до 49 тыс. т. Доля рынка компании выросла на 1%, до 15%. Замыкает топ-3 «Краснобор», по итогам 2019 года также ставший третьим. Компания нарастила объем выпуска индейки с 21 тыс. т до 22,1 тыс. т, при этом ее доля рынка — 7% — не изменилась. На 1 тыс. т отстал комплекс подконтрольных бизнесмену Темури Латария Морозовской и Юргинской птицефабрик, ставший четвертым, как и годом ранее. За год предприятия увеличили производство индейки на 1,1 тыс. т. Топ-5 замыкает башкирская ПК «Урал», которая возродила производство на арендованных мощностях бывшего комплекса им. М. Гафури и выпустила 18 тыс. т индейки.

Среди других региональных игроков наибольший прирост показали индейководческие компании «Таврическая» (Омск, +50%, до 1,8 тыс. т), «Аскор» (Удмуртия, +28%, до 5,28 тыс. т), «Норовская» (Мордовия, +25%, до 1,3 тыс. т) и «Конкорд» (Ленинградская область, +17%, до 3,7 тыс. т), оценивает Agrifood Strategies.

Исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев отмечает, что в целом прошлый год для производителей индейки был относительно успешным: стабильный спрос с увеличением в конце года на фоне приемлемых цен. По его словам, рентабельность производства индейки выше, чем мяса бройлеров, и в среднем в промышленном секторе доходит до 15%. 

Среднее потребление индейки в 2020 году, по данным Agrifood Strategies, составило 2,2 кг на человека, что все еще минимум вдвое ниже потенциала рынка, который оценивается на уровне 4,5 кг. Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, и снижение покупательной способности населения, потребление индейки продолжило рост за счет расширения ассортимента, объемов и географии поставок, более доступных цен и увеличения потребления «здоровых» и полезных продуктов, к которым россияне уже традиционно относят индюшатину, отмечает Agrifood Strategies.

При этом пандемия почти не задела индейководческий сектор и даже способствовала росту продаж. Во-первых, доля использования индейки в фуд-сервисе, наиболее пострадавшем от карантинных ограничений, пока невелика в отличие от курицы, говядины и свинины. Во-вторых, значительная часть индивидуально упакованной охлажденной индюшатины, особенно полуфабрикаты и кулинарные изделия, для многих потребителей стали альтернативой походам в кафе и рестораны и позволили разнообразить меню, говорится в отчете Agrifood Strategies.

Импорт индейки в 2020 году, по предварительным данным Agrifood Strategies, упал по сравнению с 2019-м более чем в полтора раза и составил 3,1 тыс. т. Таким образом, доля импорта на российском рынке составила менее 1%. Основным фактором снижения ввоза стало заметное удорожание иностранной продукции из-за ослабления рубля.

При этом экспорт индейки увеличился почти втрое, приблизившись к 10 тыс. т. В стоимостном выражении поставки выросли с 6,5 млн долл. почти до 15 млн долл. К концу прошлого года Россия стала третьим крупнейшим поставщиком мяса индейки в Китай с долей рынка более 8%, уступив только США и Чили. Кроме Китая, основными покупателями российской индюшатины являются восточные регионы Украины, Бенин, Либерия, Армения и Объединенные Арабские Эмираты. А крупнейшим экспортером мяса индейки стала группа компаний «Дамате», отгрузившая зарубежным покупателям в 2020 году более 5,3 тыс. т продукции. В странах Африки и СНГ успешно продается продукция из индейки с невысокой маржинальностью на внутреннем рынке (голень, крыло и лапы), а премиальные филе грудки и бедра индейки становятся конкурентоспособными, в частности, на Ближнем Востоке.

Эксперты также обратили внимание, что в течение всего 2020 года российские индейководы получали запросы на свою продукцию из целого ряда стран Персидского залива и были аттестованы на экспорт национальными компетентными ветеринарными службами, получили соответствующую сертификацию халяль от аккредитованных органов. Дополнительным стимулом к расширению экспортной деятельности стало открытие новых логистических путей в Азию: железнодорожным и морским транспортом через восточные сухопутные границы и Владивосток, а также через порт Новороссийска. Это позволило сократить сроки доставки грузов с 40–55 дней до 14–35 дней в зависимости от точки назначения.

В 2021 году Agrifood Strategies ожидает дальнейшего развития отрасли по всем направлениям. Объем производства может прибавить еще 20%, или 70 тыс. т, и по итогам года достичь 400 тыс. т при условии нераспространения гриппа птиц, а к 2030-му показатель увеличится до 600 тыс. т. Продолжат развиваться существующие проекты, также возможно появление новых региональных игроков, считает Agrifood Strategies. Годовое потребление индейки может вырасти до 2,7 кг на человека. Экспорт имеет перспективы увеличения до 20 тыс. т и 25–30 млн долл. в стоимостном выражении.

Источник: «Центр агроаналитики»

Поделиться
  •  
     
    Заявка на спрос
    Настоящее Пользовательское соглашение регулирует отношения между Администрацией сайта (Администрация) и Пользователем сайта www.rynok-apk.ru (Рынок АПК), на указанных в Пользовательском соглашении условиях.
    Принятием данного предложения Администрации в адрес Пользователя о заключении договора оферты является совершение Пользователем действий, направленных на использование сайта Рынок АПК.
    Независимо от факта регистрации или авторизации Пользователя на сайте Рынок АПК, означает согласие Пользователя с настоящим Пользовательским соглашением.
    Пользователю необходимо внимательно ознакомиться с условиями настоящего соглашения, которое рассматривается Администрацией как публичная оферта в соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    Настоящая Оферта считается акцептованной Пользователем, а Договор между Администрацией и Пользователем заключенным, с момента использования Пользователем услуг сайта.
    Договор может быть заключен только с Пользователем, являющимся дееспособным физическим лицом либо юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возраст Пользователя 16+.
    Пользовательское соглашение может быть изменено Администрацией в любое время без какого-либо специального уведомления об этом Пользователя. Новая редакция Пользовательского соглашения вступает в силу с момента ее размещения на сайте Рынок АПК.
    Использование сайта после вступления в силу новой редакции Пользовательского соглашения означает согласие с ней Пользователя.

    Пользовательское соглашение