От производства до утилизации

Автор: Сергей Кузнецов 

Что нужно знать об утилизационном сборе на спецтехнику

Рынок спецтехники в сельском хозяйстве довольно обширен и разнообразен, но есть в нем по крайней мере один объединяющий момент. В 2012-м году в России ввели утилизационный сбор на автомобили, дабы начать улучшать экологическую обстановку, особенно в крупных городах. А в 2016-м году появился утилизационный сбор и на спецтехнику. Суть такого сбора заключается в единовременном платеже при покупке агротехники, который идет в бюджет государства для снижения негативного воздействия выбросов в окружающую среду. Как он рассчитывается, кто его платит и какие изменения произошли в этом вопросе в 2018-м году – в нашем обзоре.

 

Зачем он нужен?

Если в случае с автомобилями утилизационный сбор носит сугубо экологический характер и платится для улучшения состояния окружающей среды, то со спецтехникой дело обстоит несколько иначе. Таким способом государство в числе прочего стимулирует отечественное машиностроение в области АПК. На деле же аграриям очень осложнили жизнь: теперь они вынуждены реже обновлять свой парк машин и зачастую меняют технику только тогда, когда она уже выходит из строя. Импортеры же теперь изначально закладывают нужную сумму в стоимость техники. Получается, что с введением утилизационного сбора стало выгоднее покупать новую и отечественную спецтехнику. Соответственно, на импортную и подержанную спрос стал падать.

К возможному преимуществу введения сбора, помимо переключения внимания аграриев на труды местных гениев машиностроения, можно отнести постепенное сокращение подержанной агротехники, ресурс которой уже достаточно исчерпан. Иными словами, от машин, которые в обозримом будущем потребуют утилизации, фермеры начнут активнее избавляться. Вот только состояние у разной сельхозтехники даже одного возраста может сильно отличаться – в зависимости от качества сборки, условий эксплуатации и других важных факторов. Но, увы, вопрос текущего технического состояния при расчете суммы сбора значения не имеет, и это существенный минус.

Есть еще экологическая составляющая утилизационного сбора. Средства, которые платит владелец техники, идут в госбюджет и впоследствии должны использоваться для ее утилизации в соответствии с принятыми нормами. Хотя существует и альтернативный вариант – они могут пойти на субсидирование производства экологичных двигателей с низким содержанием углекислого газа в выхлопе. По международным стандартам они соответствуют классам ЕВРО-5 и ЕВРО-6. 

 

Кто должен платить?

Сбор распространяется на все машины спецназначения – от автогрейдеров и бульдозеров до самоходных кранов, дорожной техники, лесопогрузчиков и даже снегоходов. Всего предусмотрено 19 видов машин, за которые требуется заплатить государству. 

За отечественные модели спецтехники утилизационный сбор платит компания-производитель. А вот на зарубежные машины приходится тратиться покупателям, причем неважно, физическое это или юридическое лицо. Сбор взимается в двух случаях – при покупке техники из-за границы либо при покупке подержанной машины, предыдущий владелец которой уклонялся от уплаты утилизационного сбора или был от нее освобожден по закону. В первом случае за сбор отвечает Федеральная таможенная служба, и оплачивается он при ввозе техники на территорию России. Во втором – Федеральная налоговая служба. Как правило, сумма уже изначально включается в стоимость транспорта. Изначально сбор должен был взиматься в том числе с прицепов и полуприцепов, но спустя три месяца после введения сбора на спецтехнику вышло Постановление правительства от 11 мая 2016 № 401, в котором эти категории транспортных средств освободили от утильсбора, если их масса не превышает 10 т.

Многим фермерам пришлось встать перед выбором между покупкой более дешевой, но не отвечающей всем желаемым требованиям отечественной сельхозтехники и зарубежными аналогами, которые способны на большее, но при этом за счет сбора стоят явно дороже. Стоит ли переплачивать и действительно ли машины отечественных производителей настолько проигрывают иностранным конкурентам? На этот вопрос каждый аграрий отвечает по-своему, учитывая различные дополнительные факторы – например, обрабатываемую площадь своего хозяйства, текущее состояние имеющейся техники и т. д.

  

Платят не все?

Есть четыре обстоятельства, которые освобождают от уплаты сбора. Первый случай – если транспортное средство эксплуатируется уже более 30 лет, все запчасти являются оригинальными, а само оно не используется в коммерческих целях. Второй момент – если техника оформлена на международные структуры, консульства и дипломатические представительства. Наконец, третий пункт предполагает освобождение от уплаты тем людям, кто ввозит технику в страну в рамках программы по переезду россиян из-за границы. Ну и, собственно, если техника приобретена до вступления в силу постановления об утилизационном сборе, никто требовать его оплаты, естественно, не будет.

Имеется, правда, еще один нюанс, но он касается непосредственно производителя. Если он берет на себя обязательства по самостоятельной утилизации своей техники после того, как она станет непригодна для дальнейшего использования, то от уплаты утильсбора он освобождается. Некоторые компании это подстегивает к строительству собственных утилизационных комплексов, другие же считают, что это сомнительная перспектива, и надеются, что в течение ближайших нескольких лет требования касательно сбора изменятся.

 

Как считается?

Универсальная формула для расчета размера утилизационного сбора очень проста. Нужно умножить базовую ставку (БС) на коэффициент (К) транспортного средства (УС = БС*К).

С первым пунктом все предельно легко – ставок всего две. Первая составляет 20 тысяч рублей и распространяется на легковые автомобили, не используемые для коммерческих целей, а вторая, применяемая для всей остальной автотехники, – 150 тысяч рублей.

А вот коэффициентов гораздо больше, и определяются они Перечнем размеров утилизационного сбора, установленных Постановлением Правительства от 06.02.2016 N 81. Величина коэффициента зависит от множества факторов, в том числе размера и веса транспортного средства, его возраста, иногда даже объема двигателя и т. д. Например, для бульдозера массой до 10 т в первые 3 года эксплуатации действует коэффициент 4, а если он старше трех лет, то коэффициент возрастает до 12. А для тяжелого самоходного крана возрастом более 3 лет, с массой более 32 т и мощностью от 250 л. с. коэффициент составляет 238,1! У тех же тракторов в зависимости от возраста и мощности он может варьироваться от 0,4 до 40. В общем и целом рассчитать сумму сбора достаточно просто, тем более что сейчас на многих сайтах появились специальные калькуляторы.

Отметка об уплате утилизационного сбора ставится в ПТС, поэтому без нее даже не получится поставить транспортное средство на учет. На то, чтобы оплатить сбор, собственнику дается 20 дней – пока действительны транзитные номера. Затем, уже после оплаты, в течение 3 дней необходимо предоставить в налоговую пакет документов, включающий расчет величины сбора, бланк техпаспорта, дубликат сертификата об отсутствии для техники обязательной оценки соответствия, ну и самое главное – дубликат квитанции об уплате сбора. Впрочем, лучше перед этим все же уточнить список документов непосредственно в налоговой – мало ли что им может еще потребоваться. И обязательно нужно хранить платежный документ в надежном месте, чтобы в случае чего всегда можно было подтвердить факт оплаты или уточнить какие-то детали.

Что до ответственности за неуплату, то по факту она отсутствует. Никаких штрафов за это законом не предусмотрено. Однако это только формально. На деле же транспортное средство без оплаты сбора попросту не зарегистрируют, а эксплуатация техники без регистрации уже карается штрафом – на первый раз до 2 тысяч рублей для физических лиц и до 10 тысяч для юридических. Но это с формулировкой «за несвоевременную регистрацию», тогда как в дальнейшем санкции могут быть более суровыми, в том числе и с лишением права управления.

Кстати, попытка хитрым образом уклониться от уплаты, собрав автотехнику собственноручно, не прокатит – в таком случае сбор тоже оплачивается, а в ФНС необходимо предоставить копию ПТС того транспортного средства, которое использовалось как прототип при конструировании собранной машины.

 

Как платить?

Физическое лицо может оплатить сбор через любой банк как непосредственно в отделении, так и переведя нужную сумму на счет. Для этого необходимо знать код транспортного средства по банковской классификации. Уточнить его можно на сайтах ФНС, ФТС или прямо в том же банке, где планируется проводить операцию.

К юридическим лицам требования чуть строже, но это и логично – они должны оплачивать утилизационный сбор именно со своего расчетного счета. После оплаты остается получить подтверждающий платежный документ, который понадобится при постановке транспортного средства на учет в ГИБДД.

Бывает, что сумма сбора рассчитывается неверно. В случае недоплаты все просто – нужно лишь доплатить столько, сколько не хватает. А вот если по каким-то причинам было заплачено больше, тогда придется писать заявление на возврат (наподобие тех, что оформляют в магазинах) и отдавать его в ФНС или ФТС. Лишние средства вернутся обратно на счет. Что касается проблем с постановкой на учет, то при переплате по сумме сбора их точно не возникнет, а вот при недоплате, скорее всего, вам откажут.

Некоторые фермеры спрашивают, а нельзя ли в случае превышенной суммы платежа не возвращать средства, а учесть их в счет будущих оплат – когда будут оформлять другое транспортное средство. Ответ однозначный – нет, эти деньги можно только вернуть обратно на счет.   

 

Что поменялось в 2018-м году?

С 1 апреля вступили в силу изменения, касающиеся повышающих коэффициентов для расчета утилизационного сбора. В среднем сумма сбора выросла на 15%. И если для грузовой техники до 2,5 т в денежном выражении рост составил 14-15 тысяч рублей, то для машин от 12 до 20 т повышение будет уже в районе 41-42 тысяч рублей, а для тяжелой техники от 20 до 50 т – целых 82,5 тысячи рублей.

Любопытно, что утилизационный сбор платят во всех странах, входящих в ВТО, вот только схемы его расчета везде разные. И как-то так получается, что в России как базовая ставка, так и общая сумма являются одними из самых высоких. Это вынуждает аграриев любыми способами пытаться продлить ресурс своей имеющейся техники, что явно не идет в плюс ни им самим, ни конечным потребителям, ни даже государству. Понятно, что так или иначе увеличившиеся затраты сельхозпроизводители будут стараться как-то компенсировать. Самый очевидный способ – увеличение цен на продажу продукции, что в итоге отразится и на розничных покупателях.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос