Голос фермера: цены на продукты тормозят покупку новой сельхозтехники

Животновод Иван ХромыхПосевная кампания в России идет полным ходом. Успех фермера складывается из нескольких составляющих. Один из компонентов хорошего урожая – качественная сельскохозяйственная техника. Стоит ли выкладывать деньги на импортную технику или сэкономить и приобрести отечественную? На чье мнение нужно ориентироваться во время выбора «машины» для вашей фермы? И готовы ли выкладывать сельхозпроизводители миллионы на новую технику после падения цен на зерно? На эти и другие вопросы ответили опытные аграрии, которые работают с землей и животными не первый год, в традиционной рубрике журнала «Рынок АПК» «Голос фермера».

 

Глава одноименного КФХ Иван Хромых, Ставропольский край

– Я держу молочную ферму (15 дойных коров, 1 бык-производитель, 10 особей молодняка), в год делаем 30-35 тысяч килограмм «белого эликсира». Из основной сельскохозяйственной техники – советский трактор Т-40, польская роторная косилка, турецкий аппарат для доения коров фирмы «BARBAROS». Трактор «родился» еще в прошлом веке, косилку приобрели всего год назад и в первый же сезон она сломалась. Ее качество, конечно, оставляет желать лучшего. В этом году ее пока не использовали, но, думаю, ситуация не изменится. К мельнице отечественного производства претензий нет, второй год работает как часы.

аппарат из молочной фермы И. ХромыхОтдельная история – аппарат для доения коров. Могу сказать, что далеко не всегда импортная техника дороже отечественной. Если брать в пример не американскую и европейскую, а турецкую, то стоимость почти одна и та же. За свой аппарат я три года назад отдал около 40 тысяч рублей. На тот момент он был самый мощный  (может доить сразу две коровы).

Но после покупки траты только начались. Запчасти и расходные материалы стоят почти в 10 раз дороже, чем на российскую сельхозтехнику. Например, раз в полгода, а то и чаще, мне приходится покупать сосковую резину. На российский доильный аппарат одна штука стоит около 40 рублей, на турецкий – 400 рублей. Конечно, по качеству они отличаются. На отечественный ставят плотные и черные, а на зарубежный – более тонкие и прозрачные. Понятное дело, что со вторыми удобнее работать. С турецкими аппаратами есть еще одна нестыковка. В линейке их несколько, от самых простых до наиболее продвинутых. И все детали у них абсолютно разные. Да и заказать запчасти непросто. Ждать минимум месяц, а часто этого времени попросту нет.

С отечественными машинами в этом отношении проще. Одна и та же запчасть подходит сразу на разные аппараты, на крайний случай, можно самому ее подогнать под нужные параметры, с импортными «железными конями» такой номер не пройдет.

Конечно, хотелось бы приобрести еще несколько единиц техники. Но после того как закупочная цена за литр молока опустилась до 15 рублей (в зиму была 22 рубля), в ближайшее время такое вряд ли произойдет. Будем выжимать старое.

 

Заместитель по механизации в КФХ Шальнева Н. С., Андрей Шальнев (Воронежская область)

– Мы выращиваем зерновые культуры на 700 га. Техники у нас немного, всего четыре единицы, но этого сейчас вполне хватает. В гараже стоят только белорусские сельскохозяйственные машины. Отечественная техника не дотягивает до их соотношения «цена-качество», а на товары импортных производителей смотреть страшно. К примеру, на одну и ту же сумму я могу купить три трактора фирмы «Полесье» (Беларусь) или один от американского производителя John Deere. Речь идет примерно о 13 миллионах. Выбор очевиден.

Андрей Шальнев за рулем трактораС точки зрения технических характеристик они примерно одинаковы. Но работать намного комфортнее на тракторах, которые произвели за океаном. Вот, у нас два трактора «Полесье». Первый (модель МТЗ-15.23) купили около 10 лет назад, второй (модель МТЗ-2022.3) – 2 года назад. Оба мощные в своем сегменте, у более «опытной» машины – 150 лошадиных сил, у той, что помоложе – 212. И что 10 лет назад, и что 2 года назад нам приходилось менять кресло для водителя. О комфорте белорусы, к сожалению, не думают. У нас еще есть маленький трактор модели МТЗ-80, в нем только 80 «лошадок», он и по размерам он намного меньше, чем его мощные «собратья». Только кресло во всех белорусских машинах одинаково и по размеру, и уровню комфорта, точнее, некомфорта. Благо, в последних моделях тракторов «Полесье» есть кондиционер, правда, на салоне стали экономить, все оббито дешевым пластиком. Хочу сказать, что качество техники за 10 лет не значительно, но упало.

Когда мы покупали уже второй трактор этой фирмы, то столкнулись с одним вопросом. По рекомендациям коллег взяли машину не отечественной сборки (делает череповецкий литейно-механический завод), а минской. О своем решении нисколько не пожалели. Знакомые фермы приобрели трактор, который собирали в России. Он сломался в первый же сезон в момент посевной кампании. Для фермера подобное – настоящее катастрофа.

Если сельхозпроизводители ратуют только за российскую технику, то как вариант можно рассмотреть машины, которые производит в Санкт-Петербурге Кировский тракторный завод. За последние два-три года они сделали большой шаг вперед. Их тракторы более мощные. Последний в линейке «держит» в двигателе уже не 212, а 240 лошадей. Из-за этого и масса трактора увеличивается. У «Полесья» вес 7 тонн, а «кировец» уже  10 тонн. Далеко не для всех видов почв такое подходит. Трактор Кировского завода приобрели наши соседи. Он пока совсем новый, посмотрим, как будет работать. Возможно, тоже задумаемся о покупке именно этой машины.

 

Директор ООО «КХ Колос» Александр Верблюдов (Волгоградская область, Киквидзенский район):

– Общая территория нашего хозяйства – 1000 га. Мы выращиваем подсолнечник, озимую пшеницу, ячмень и несколько других культур. В этом нам помогает девять сельскохозяйственных машин (тракторы моделей МТЗ-82 и Т-130) – семь обрабатывающих и два зерновых комбайна. Знаете, за все время работы мы никогда не использовали иностранную технику, если не считать белорусских производителей. Была разная «мелочевка» импортная. Например, разбрасыватель удобрений польского производства. Но кардинальных отличий от отечественных «собратьев» я не увидел.

Последний раз решил разориться на новую сельскохозяйственную машину год назад. Ряды нашей техники пополнил зерновой комбайн фирмы «Полесье». Он обошелся примерно в 6,5 миллионов рублей. Импортная машина с теми же техническими характеристика стоит минимум в два раза дороже. Кстати, этот комбайн «Полесье» не первый у нас. Лет 10 назад мы уже приобрели подобный. Он до сих пор работает, ни разу нас не подводил. Хочу сказать, что мне везло с техникой. За годы работы мне не попадались машины, которые приходилось бы постоянно чинить и отдавать за это круглые суммы. Конечно, менять запчасти, проверять и устранять неполадки периодически нужно, но без этого никак. Если хозяин в хороших отношениях со своей техникой, то она вряд ли подведет.

Пока сельскохозяйственных машин в хозяйстве хватает. Покупать что-то еще в ближайшее время не планирую. Из-за неудачного урожая в прошлом году, думаю, мало кто сможет выложить несколько миллионов на новый трактор или комбайн.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос