Фермер нового типа: с гаджетом, интернетом и вниманием к людям

 Автор: Алиса Серебрянская

 

Александр Ткачев На Петербургском международном экономическом форуме эксперты агропромышленного сектора обсудили, что делать для увеличения урожайности при уменьшении ресурсов, как заниматься образованием кадров на селе, а также – как новые технологии в агрокультуре влияют на трудоустройство.

Главный спикер – министр сельского хозяйства Александр Ткачев – признал, что рабочей силы в АПК все еще не хватает. Так, с 2005 года число занятых в сельхоз-секторе снизилось более чем на 1 млн человек. Однако озвучил он и более обнадеживающую статистику: за последние 10 лет урожайность зерновых выросла на 40%, конверсия кормов в свиноводстве понизилась в 1,5 раза, а в птицеводстве – на 18%. Рост производства сельхозпродукции с 2000 года составил 64%, что ставит перед агрокомплексом новые задачи.

Важной тенденцией Ткачев назвал потребность в квалификации сельских кадров. Он анонсировал Стратегию развития аграрного образования до 2030 года, где будет прописано увеличение финансирования развития учебно-лабораторной базы вузов и приобретение современной сельхозтехники для обучения студентов. Аграрные вузы будут тесно взаимодействовать с наукой и бизнесом, пообещал Ткачев. В современных условиях процесс получения образования должен быть постоянным, пояснил он. «Не так, что закончил университет, получил диплом и забыл на следующий день», – привел министр расхожий пример.

Говорил он и о важности улучшения условий жизни на селе, потому что, по его словам, туда переезжает все больше горожан. «Сегодня норма для бывших финансистов заниматься сельским хозяйством», – сказал Ткачев. Он добавил, что за последние 10 лет площадь земель, используемых фермерами, выросла на 20% – до 18 млн гектаров Поддержку нужно осуществлять с помощью грантов для начинающих фермеров, а также льготного кредитования.

Наращивает обороты и органическое земледелие, заметил министр. Так, за последние 15 лет рынок органических продуктов вырос почти в пять раз – с 18 до 82 млрд долларов. Сегодня он составляет 10% от общего объема мирового рынка продовольствия. А к 2022 году он превысит 200 млрд долларов.

 

Погоня за объемами продолжится?

Владимир РахманинС тем, что нужно наращивать оборот продукции для обеспеченного населения, согласился и Владимир Рахманин, заместитель гендиректора и региональный представитель по Европе и Центральной Азии Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. А потому важен закон об органическом земледелии. Рахманин считает, что сельскому хозяйству нужно в первую очередь ориентироваться на то, как максимально эффективно прокормить возрастающее население с учетом ограниченности ресурсов. «К 2050 году население Земли составит 9,7 млрд чел, а это значит, что производство сельхозпродуктов нужно будет увеличить на 50%», – подчеркнул он. Потому важны только устойчивые технологии, позволяющие, ко всему прочему, максимально сберегать ресурсы. Как сохранить желание людей работать на земле? По мнению Рахманина, в первую очередь необходимо страхование, социальная защита, помощь в выходе на рынки, хорошая инфраструктура хранения и доставки продукции, а также модернизация финансовых услуг.

Более оптимистичен относительно ресурсов был настроен помощник президента Андрей Фурсенко. Он заметил, что запасы воды и пространства в России одни из самых лучших, а изменить необходимо запросы общества относительно продовольствия. “Мы должны формировать преференции здорового питания», – говорил он.

Косвенно затронули и тему охраны окружающей среды. Ив Пике, руководитель дивизиона Crop Science компании Bayer в России и СНГ, отметил, что устойчивое развитие и повышение производительности невозможно без защиты интересов производителей и ресурсов окружающей среды. Идеальным решением для этих задач может быть точное земледелие, которое уже меняет облик сельского хозяйства.

Олег Гощанский, председатель правления и управляющий партнер КПМГ в России и СНГ, представил свое видение будущего АПК. Он назвал три основных тренда, которые будут наиболее активно развиваться.

Главный – это роботизация, то есть, использование автономных или полуавтономных транспортных средств, которые могут передвигаться по запрограммированному усмотрению и решать те или иные задачи. Ряд японских производителей в 2016 году начал серийное производство беспилотников и полуавтономных транспортных средств. КамАЗ также имеет амбиции в этом направлении, у него к 2025 году есть программа по развитию беспилотников, сказал Гощанский.

Второй тренд, выявленный КПМГ, – селекция и генетика. Тут важна роль государства, отметил эксперт, потому что это «длинные деньги» и большие исследования. Правда, с точки зрения регистрации патентов, лишь 1% патентов делается в сфере селекции и генетики.

Третий тренд – это информатизация, интернет вещей. В качестве иллюстрации Гощанский привел фитнес-трекеры, которыми многие из нас уже давно пользуются каждый день. В Японии еще в 2012 году 40 тысяч коров функционировали с подобными приборами. Это влияет на регулярность сна, доения, и в целом заметно меняет способ получения продукции.

О важности постоянного образования на селе в той или иной форме сказали практически все. Михаил Котюков, руководитель федерального агентства научных организаций (ФАНО России), добавил, что необходимо не забывать и о кооперации с наукой, подключать ведущих ученых со всех ее отраслей. «Несколько лет назад у нас аспирантов практически не было, теперь появились, и прием нарастает», – порадовался Котюков. Однако, чтобы дать качественное образование, нужно иметь серьезный контакт с производителем, большой научный потенциал и инфраструктуру, признал он.

 

Кадры не поспевают за технологиями

Что касается трудоустройства, то здесь у каждого было свое мнение. Так, Мишель Шарук, вице-президент по глобальным операциям и трансформации компании IBM, как глава IT-компании, не боится, что технологии негативно повлияют на занятость людей в АПК. Наоборот, он считает такой переход эволюцией. Фермам необходимы переобучающие программы и дополнительные кадры в виде программистов и разработчиков, и если это все комбинировать, получится оптимальный фермер, считает Шарук.

Кристофер ПиссаридесКристофер Писсаридес, лауреат Нобелевской премии по экономике и профессор Лондонской школы экономики, беспокоится о молодых кадрах. Он считает, что именно они ввиду своей любви к гаджетам способны быстро научиться технологиям, однако по факту на земле работает больше людей старшего возраста и проблема состоит в том, чтобы научить любить новые технологии и их.

А Вадим Мошкович, председатель совета директоров ООО «Группа компаний «Русагро», и вовсе представил фантастическую точку зрения: он заявил, что само тело человека – неэффективная и вредная оболочка. Нужно ее поменять, уверен он. «В недалеком будущем мы увидим идеи, где душа может существовать отдельно от оболочки», – считает Мошкович. Он признал, однако, что его компания уже с трудом поспевает за технологиями: «Глядя на отчетность за первый квартал 2017 года, мы впервые за много лет увидели убытки. Компания не в состоянии успевать за изменениями в современном мире, и это наш самый большой вызов», – говорил он.

Наибольшим прагматиком относительно трудоустройства на фермах был Дмитрий Снесарь, руководитель департамента по работе с клиентами рыночных отраслей банка ВТБ: «Я как банкир не вижу проблемы в том, что компания становится более эффективной. Конечно, это несет социальную нагрузку на регионы, однако в конечном итоге все выигрывают». Корова, конечно, остается символом России, говорил Снесарь, однако времена изменились, и содержание одной или двух коровы – больше хобби, нежели обязательство. А местные власти, конечно, должны помогать тем, кто хочет содержать или разводить коров.

 

Все фермы могут выглядеть одинаково

«Главное, чтобы все технологии дошли до всех фермеров – неважно, маленьких или больших», – именно этот вопрос беспокоил Эрика Фирвальда, главного исполнительного директора компании Syngenta, производящей семена и средства защиты растений.Он сказал, что главная для них задача – как компании вроде Syngenta доставят технологии до людей. По его мнению, все фермы не будут выглядеть одинаково. Финансовые и цифровые сервисы нужно адаптировать к размеру и масштабу фермы. «Все технологии должны появляться в нужный момент. Не у всех ферм одинаковые нужды», – напомнил Фирвальд.

Озвучили на форуме и реальные примеры высокотехнологичных ферм. Так, финн Пекка Вильякайнен, советник президента фонда «Сколково» и председатель Aii Capital, рассказал, что в 2018 году в Финляндии откроется полностью роботизированная рыбная ферма, где будет работать только 19 человек. Вильякайнен признался, что он и сам занимался фермерством, и эта тема его очень волнует. Он назвал два типа бизнесменов в этой сфере – «фермеры», кто использует, что им дано, и «охотники», постоянно желающие нового. Он признал, что после путешествий по 35 регионам России он не встретил там настоящих «охотников» – тех, кто действительно желает системно использовать нечто новое. Он назвал главной проблемой отсутствие творческого потенциала в фермерстве.

Если сделать краткую выжимку из того, что эксперты назвали самым важным для фермера, то это будет качественное образование, и – что даже важнее – постоянное самообразование, использование технологий. В то же время фермер не должен самоустраняться от процесса, просто он займет другое место. Это будет человек, сидящий у компьютера и обладающий навыками в самых разных областях. Все эксперты сходятся в том, что начинающий фермер должен получать помощь от государства хотя бы единовременно. Но, пожалуй, главное, чем фермеру стоит обзавестись, чтобы добиться успеха – это неугасающее любопытство к тому, чем он занимается.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос