Тепличное овощеводство: снизить издержки, чтобы выжить

В Волгограде прошло совещание для руководителей тепличных предприятий. Его темой стали «Итоги и перспективы эффективного развития тепличного овощеводства, грибоводства и цветоводства в современных экономических условиях». Организаторы совещания – ассоциация «Теплицы России» и ООО «Овощевод», крупное тепличное хозяйство из г. Волжский Волгоградской области. Среди участников – около 150 руководителей и специалистов тепличных предприятий и фирм, работающих в защищенном грунте.

 

От насыщения к пресыщению

Тепличное овощеводство в нашей стране динамично развивается – это признали все участники совещания. Внедрение современных технологий, в частности, так называемой светокультуры, позволило за последние десятилетия существенно увеличить урожайность: если в 1990-м она составляла в среднем 15-18 кг на квадратный мер, то в 2016-м – уже около 36 кг. Двукратный рост урожайности, напрямую влияющей на рентабельность, и сам по себе неплохое основание для инвестирования в отрасль. А тут еще и политическая конъюнктура в последние годы благоприятствует овощеводству, в том числе в закрытом грунте, – эмбарго на поставки овощей из некоторых стран и заметное удорожание импорта из-за ослабления рубля в последние годы. Все это привело к сокращению импорта овощей как в денежном, так и в физическом выражении и появлению товарных ниш, которые начали заполнять отечественные сельхозпроизводители. В итоге, по словам заместителя начальника департамента растениеводства Министерства сельского хозяйства РФ Артема Коровина, «за последние 6 лет производство овощей в закрытом грунте увеличилось почти в 2 раза – с 500 тыс. т практически до миллиона, а в 2018 году планируется произвести около 1,1 млн т. К апрелю текущего года уже получено 226 тыс. т, что на 25% выше собранного за тот же период прошлого года».

Поспособствует выполнению плана, по мнению чиновника, прежде всего господдержка. Кстати, Коровин отметил важное следствие из столь бурного развития отрасли: «В ближайшие три года рынок будет насыщен, особенно это касается томатов и огурцов. Поэтому уже сегодня надо начинать думать, как снижать затраты на производство, используя более эффективные технологии. Запретительные меры все равно рано или поздно будут отменены, поэтому всем производителям нужно позаботиться о своей конкурентоспособности».   

Конкретные примеры насыщения рынка овощей путем импортозамещения и роста производства привел Аркадий Муравьев, гендиректор «ТК «Белореченский» и президент Ассоциации «Теплицы России»: «Если в 2012 году мы производили 19% от потребления томатов, то в 2017 году – 61%. Импорт огурцов в 2013 году составлял 65%, а в 2017 году – 12%, и он стремится к нулю». Дмитрий Лашин, гендиректор НПФ «Фито», вице-президент Ассоциации, полагает, что «2-3 года осталось до тех пор, пока запланированные сейчас 1000 га построятся, и на этом рынке начнется жесткая конкуренция».

 

Трансформация господдержки

Что же делать? Разумеется, в первую очередь – искать новые ниши. Из перспективных направлений назывались грибоводство, выращивание перца, баклажанов и т. д. Здесь и до замещения импорта далеко, и рынок не насыщен продукцией – потенциал роста велик. Но есть и другие меры. Практически все участники совещания сошлись на том, что каждое тепличное хозяйство должно работать над снижением себестоимости продукции, это – важнейший фактор повышения конкурентоспособности. На рыночные цены надеяться не стоит: «Между себестоимостью продукции и ценами на рынке существует перекос, – говорит А. Муравьев. – Несколько лет между ними наблюдался относительный паритет, но с 2018 года это равновесие начало резко разрушаться. Произошел буквально обвал цен на рынке, и пока объективных предпосылок изменения ценовой ситуации не видно». Поэтому президент ассоциации считает, что одним из направлений государственной компенсации оперативных затрат, идущей на смену компенсации капитальных вложений, может быть покрытие разницы между себестоимостью и рыночной ценой. «Если сейчас предприятия, в создании которых участвовали огромные государственные деньги, оставить без поддержки, мы их можем потерять». В целом, по мнению Муравьева, необходимы планирование развития отраслей и оптимизация системы льготного кредитования: «Часто кредиты и другие меры господдержки достаются предприятиям, более, скажем так, приближенным к центрам принятия соответствующих решений».

Таким образом, в модернизации производства, которая должна стать основным фактором повышения конкурентоспособности в новых рыночных условиях, важную роль играет господдержка. В этом пункте сошлись практически все. А. Коровин сообщил по ходу дела, что вскоре пройдет первый кредитный транш – 5,2 млрд рублей, а сразу за ним последует второй. Так что всех, кто претендует на льготное кредитование, попросили поторопиться: до конца мая оба транша будут распределены.

Причем важно то, что в апреле перечень направлений использования льготных кредитов был расширен. Об этом рассказал вице-президент ассоциации Александр Александров: если раньше речь шла в основном о компенсации части процентной ставки, то благодаря новому приказу Минсельхоза на льготные деньги можно обзавестись техникой и объектами инфраструктуры. В частности, инвестиционные кредиты на срок до 8 лет теперь могут дать не только на строительство и реконструкцию самих тепличных комплексов, но и на объекты малой энергетики (котельные, подстанции, объекты внешнего энергоснабжения и т. д.).  Это энергетическое направление в мерах поддержки позволит многим старым тепличным хозяйствам, не оснащенным системами досветки, создать новые энергетические центры.

 

На государство надейся, а сам – оптимизируй

Этот момент с точки зрения снижения себестоимости имеет важнейшее значение. Без технологий светокультуры тепличное хозяйство обречено на неконкурентоспособность из-за низкой урожайности, а со светокультурой – на высокую энергозависимость. Приходится искать решение энергетической проблемы, и льготный кредит на эти цели может помочь. Ведь, как отмечали участники совещания, строительство собственной подстанции позволит снизить затраты на электроэнергию практически в 2 раза.

На это направление оптимизации, в числе прочих, обратил внимание в своем выступлении один из организаторов мероприятия – гендиректор ООО «Овощевод» из Волжского Юрий Сударев. Предприниматель рассказал, что пришел в тепличное овощеводство из ритейла: «В 2004 году родилась идея – купить за долги тепличное хозяйство – совхоз «Овощевод», выращивать овощи и продавать в своих магазинах. Но то, что казалось простым на бумаге, в реальности оказалось намного сложнее. Потребовались огромные инвестиции, новые компетенции… В начале результаты были не очень хорошими. Но постепенно все менялось, и в 2014 году, когда государство сделало поворот к замещению импорта, мы стали инвестировать в строительство больших комплексов с досветкой».

В то время на предприятии был разработан бренд «Ботаника», модернизированы технологические процессы, проведено обучение персонала. В итоге на сегодняшний день ООО «Овощевод» располагает тепличным комплексом на 25 га. Ю. Сударев подчеркивает, что планирует стоить новые тепличные комплексы – современные и максимально высокотехнологичные, другие в условиях роста конкуренции бессмысленны. К 2021 году в развитие будет инвестировано более 25 млрд рублей. Сейчас закладывается фундамент под новый цех площадью 10 га, его ввод позволит увеличить урожайность до 30 тыс. т овощей в год. Всего до 2021 года будет введено в эксплуатацию 75 га новых современных теплиц, общая площадь составит 110 га (90 тыс. т овощей в год).

Уже в планируемых объемах строительства кроется фактор снижения себестоимости – эффект масштаба. «Чем больше комплексы, тем меньше инвестиций на 1 кв. м, а при эксплуатации – меньше затрат на обогрев», – говорит Сударев. Важной также оказывается инфраструктура: «У нас есть энергоцентр мощностью 33 мегаватта, рассадное отделение и собственный логистический центр, оснащенный новейшим сортировочным и упаковочным оборудованием фирмы Aweta». Итак, рецепт Юрия Сударева – высокие технологии, масштаб, энергетическая обеспеченность, снижение логистических издержек.

В последнем пункте ему на основе собственного опыта вторит Д. Лашин из ООО НПФ «Фито»: «В отпускной цене заложены транспортные расходы: приходится везти далеко к точкам сбыта, часть теряется при фасовке, часть при транспортировке. Поэтому у нас есть несколько логистических центров, ведь развести во все сети товар из одного места невозможно». В целом, Лашин рекомендует начинать работать над оптимизацией: производителям – своих бизнес-процессов, государству – мер операциональной поддержки, которая, по мнению предпринимателя, должна оказываться «из расчета на единицу произведенной продукции».

Поделиться
 
 
Заявка на спрос