Сельское хозяйство нуждается в сбалансированных технологиях

Все чаще звучит среди ученых-аграриев и аграриев-практиков тема экологизации земледелия, рационального природопользования и поддержания климатического баланса на тех или иных территориях. И если пример с пересохшим Аралом уже воспринимается в массах как история из какого-то давнего прошлого, то ситуация с нехваткой воды в Волго-Ахтубинской пойме, пересыханием Дона и связанными с этим изменениями почвы, фауны и флоры на многих тысячах гектаров – предмет исключительно насущный.

Этим и многим другим смежным вопросам и была посвящена прошедшая в конце января – начале февраля в Волгоградском ГАУ Международная научно-практическая конференция «Эколого-мелиоративные аспекты рационального природопользования». В течение нескольких дней руководители региона, исследователи и сельхозтоваропроизводители обсуждали ключевые проблемы данного направления и возможные пути их решения. Как ни странно, но даже каждый рядовой фермер или руководитель крупного хозяйства может внести свой вклад в восстановление почвы и замедлить пересыхание рек. Ключ – в разумном подходе к севообороту.

 

Севооборот, лесополосы, мелиорация

Как отметил в своем докладе ректор Волгоградского государственного аграрного университета, д. с.-х. н., проф., член-корреспондент РАН Алексей Овчинников, площадь под культурами-восстановителями плодородия почвы в Волгоградской области значительно сократилась за последние десятилетия: под зернобобовыми – со 100 тыс. га до 20 тыс. га, под многолетними травами – с 296 тыс. га до 52 тыс. га. Причина очевидна: частный производитель ищет возможность извлечь из своей территории максимальную выгоду, засеять поля рентабельными культурами, к которым многолетние травы никак отнести нельзя.

– Проблема настолько актуальная, что ее необходимо срочно решать. Иначе еще несколько десятилетий такой работы в земледелии и деградация почвы в ряде мест будет носить необратимый характер, – подчеркнул Алексей Семенович. – Выход из сложившейся ситуации видится в разработке и полном переходе на почвозащитные, влаго-, ресурсо- и энергосберегающие технологии, что позволит сохранить почвенное плодородие, повысить производительность труда и конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции.

По мнению профессора А. С. Овчинникова, темпы эксплуатации природных систем нужно приводить в равенство с интенсивностью их самовосстановления – причем как на уровне регионального и федерального регулирования, так и в каждом конкретном хозяйстве. «В основе формирования систем земледелия нового поколения с учетом экологизации должны лежать нормативные показатели, и прежде всего – водопоглощение от стока и суммарная интенсивность смыва. Так, на равнинных территориях водопоглощение должно составлять 15–20 мм от стока, а суммарная интенсивность смыва почвы, рассчитанного с зяби и черного пара, при 25% обеспеченности стока не должна превышать 2,5–3,0 т/га в год», – убежден исследователь.

Константин Кулик, д. с.-х., профессор, академик РАН, директор ФНЦ агроэкологии РАН привел данные, согласно которым 80% пашни России характеризуется той или иной степенью природного засоления, эрозии и дефляции. Площадь заовраженных земель на сегодня достигает 8 млн га, а темпы оврагообразования – от 10 до 15 тыс. га в год. Ежегодная убыль гумуса на пашне России – близкие к катастрофическим 0,62 т/га: общее содержание гумуса на отечественных пашнях за 100 лет снизилось на 30–40%!

– Одно из самых эффективных средств в борьбе с водной и ветряной эрозией, со снижением гумуса – это создание защитных лесополос. Последний раз государство комплексно подходило к решению этой задачи еще в 1940-е гг., но с тех пор естественная и спровоцированная человеком убыль лесополос достигла критических значений. Средняя урожайность зерновых культур под защитой насаждений выше, чем на незащищенных полях на 18–23%, технических – на 20–26%, кормовых – на 29–41%, – сообщил исследователь.

С принятием Стратегии развития российского АПК до 2030 года, особую роль начнет играть вопрос развития мелиорации. В прошлый раз специальная мелиоративная программа действовала на территории нашей страны с 1967 года – и, как обратил внимание директор ФГБНУ «Российский НИИ проблем мелиорации», академик РАН, д. т. н., проф. Вячеслав Щедрин, дала выдающиеся результаты:

– К 1990 году в России было построено 11,3 млн га мелиорированных земель. Благодаря этому: произведено более 1,1 млн т риса, на уровне 90% продовольственной безопасности; устойчивая кормовая база позволила увеличить производство мяса КРС и молока до уровня 90% от продовольственной безопасности; производство овощей и картофеля на мелиорированных землях достигло 70% от потребности по медицинским нормам; увеличилось в 2 раза производство плодово-ягодных.

Значит ли включение мелиорации в число стратегических направлений, что в это направление будут вложены миллиарды? И да, и нет: современные веяния таковы, что деньги будут вкладываться прицельно под конкретные проекты на местах. А значит – дальновидные фермеры, живущие на мелиорируемых или потенциально мелиорируемых территориях получат хороший шанс на развитие.

 

Пойма – во главе угла

Ключевым вопросом конференции стало сохранение уникального природного комплекса Волго-Ахтубинской поймы. Вся экосистема Волго-Ахтубинской поймы, которая включена во Всемирную сеть биосферных заповедников программы ЮНЕСКО, зависит от паводка. Причем не только от паводка ближайшего по времени, но и от паводков прошлых лет. Состояние поймы напрямую влияет на рыбные запасы Волги, поскольку именно в пойме и рядом с ней, нерестятся практически все виды рыб.

– Чем дольше паводок, тем дольше нерестилища работают: тем больше малька будет, – рассказал главный ихтиолог Нижневолжского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Сергей Яковлев. – Разные виды рыб нерестятся в разные периоды времени и при разной температуре воды. Есть и так называемые «порционные» виды: густера, красноперка, карась, которые откладывают икру несколькими порциями в более продолжительный временной промежуток. Поэтому растянутый период паводка благоприятнее для нереста и пополнения рыбных запасов. От состояния ихтиофауны озер и ериков поймы во многом зависят различные компоненты пойменной экосистемы: рыбой питаются многие птицы и животные, в том числе краснокнижный орлан-белохвост, цапли, выпи и другие хищные птицы.

Но только в прошлом, 2016 году, благодаря объединению усилий волгоградских и астраханских представителей регионов в Межведомственной рабочей группе в Москве, определяющей графики попусков ГЭС, паводок в Волго-Ахтубинской пойме был приближен к естественному. А до того несколько лет подряд сброс воды с ГЭС в период нереста рыб был настолько маленьким и коротким, что икра зачастую оставалась на траве и просто высыхала. Из-за недостатка влаги происходила деградация поймы и особенно ее водоемов.

Ученые подтвердили намерение добиваться законодательного закрепления статуса Волго-Ахтубинской поймы как биосферного резервата всемирного значения.

 

При подготовке использованы материалы газеты «Мичуринец» и портала «Свободная пресса»

Поделиться
 
 
Заявка на спрос