Нут выходит на пик

Автор: Александр Акулиничев

 

Валерий БанькинСравнительно нераспространенная, пока только набирающая обороты культура продается по рекордным ценам и выглядит идеальным вариантом для хозяйств, готовых рискнуть. Волгоградское предприятие ООО «МАКС» готово поделиться и опытом, и высококачественными семенами.

«Привычка – вторая натура», – гласит народная мудрость. Но не всегда привычка или давняя традиция идет нам на пользу. Бездумно продолжать сеять пшеницу и ячмень, потому что так мы поступали десятилетиями, – ошибка, убежден Валерий Банькин, руководитель ООО «МАКС». Его предприятие, расположенное в хуторе Алявы (Еланский район Волгоградской области), умышленно отходит от стереотипного севооборота и делает ставку на нут. Нут – культура ближайшего будущего: прекрасно приспособленная к этой почвенно-климатической зоне, продающаяся по высокой цене, не убивающая почву.

 

Как мировой рынок влияет на нас

Еще несколько лет назад нут не выглядел культурой привлекательной: малознакомый российским аграриям, требующий внимания к технологическим процедурам, он продавался осенью 2014 года по 11–12 тыс. руб./т – учитывая более высокие затраты, чем с пшеницей или подсолнечником, это были не те деньги, ради которых руководители готовы были переучиваться. Однако сначала девальвация рубля, а затем и политические события на Ближнем Востоке резко изменили ситуацию: ровно через год, осенью 2015-го нут торговался уже по 36–37 тыс. руб./т! Сегодня, даже после того как рубль отыграл порядка 20% своей стоимости, нут продолжает дорожать, и зимой 2016–2017 гг. цены переваливали за 50 тыс. руб./т.

– Был момент, когда за нут буквально начиналась драка. Достаточно было подождать несколько часов, буквально полдня, чтобы мне позвонили и предложили на несколько тысяч рублей за тонну больше – в наших масштабах это миллионная разница! – признается Валерий Викторович.

Чем вызван такой спрос и почему цена столь высока? А главное – не обрушится ли она в следующем сезоне или через пару лет? Ответ на первый вопрос довольно прост: основные потребители нута – Турция, Индия и Пакистан, суммарное население которых составляет без малого 1,6 млрд человек. Нут там так же популярен и востребован, как в нашей стране, например, гречка – и это при объеме рынка в 10 раз большем, чем российский рынок гречки! После того, как в Сирии вспыхнула война, Индия и Пакистан лишились одного из крупнейших своих нутовых поставщиков – а потому сразу бросились искать альтернативы уже совсем по другим ценам. К слову, в 2016 году в Волгоград неоднократно приезжали делегации от министерства сельского хозяйства Ирана, они встречались с учеными ВолГАУ и практиками – а интересовали их именно районированные для Юга России сорта нута.

Немаловажным фактором, повлиявшим на рынок нута, стали и глобальные изменения в климате: культура, при всей ее засухоустойчивости, в последние десятилетия стала хуже расти на привычных для нее территориях, в той же Индии, а вывод более выносливых сортов требует времени. По сути, южные регионы России все больше подходят для выращивания нута: Волгоградская, Саратовская, Воронежская, Белгородская, Ростовская, Самарская области обладают оптимальным климатом для получения хороших урожаев. Индия остается крупнейшим производителем нута в мире, стабильно собирая по 8–9 млн т в год, и тем не менее импорт этой культуры из года в год растет – к примеру, за 2015-й он превысил 1 млн т.

Ответ на второй вопрос вытекает из сказанного выше: скорее всего, устойчивый спрос и высокая цена на нут сохранятся еще долгое время – и связано это с тем, что рынок, в который вовлечено полтора миллиарда человека, де-факто бездонный. При наличии такого спроса у производителя нет и не может быть головной боли с тем, как сбыть свою продукцию: посредники и перекупщики сами найдут его, а цены будут устанавливаться едва ли не путем аукциона.

Если все так радужно, то почему мы не наблюдаем массового перехода на выращивание нута? По мнению Валерия Банькина, тут российским аграриям мешает некоторая зашоренность мышления: многие просто привыкли гнаться за рекордными урожаями зерновых, не замечая конъюнктуры рынка и не понимая, что 120 млн т в масштабах страны означают крайне низкую закупочную цену. Еланский предприниматель видит путь в диверсификации направлений и снижении рисков – иначе говоря, в пересмотре севооборота. Севооборот как поле для творчества

За последние шесть лет стоимость фьючерса мягкой озимой пшеницы на бирже в Чикаго снизилась более чем вдвое: с 310 долларов до 140. Мировое предложение этой культуры – избыточно, а потому всякий, кто вкладывается в нее, рискует не отбить затраты, особенно, как ни странно, в урожайный год. Поэтому, считает руководитель компании «МАКС», необходимо снижать ее долю в севообороте.

Для Волгоградской, Саратовской и ряда других областей чрезвычайно значимой культурой является подсолнечник: он продается по высокой цене и вроде бы хорошо раскупается. Однако и у него, и у кукурузы есть подводный камень: необходимость сушки. Если год выдается влажным, а собственной сушилки у предприятия нет, возникает опасность попросту сгноить урожай – и этим пользуются перекупщики и переработчики, оттягивая момент закупки и сбивая цену. К тому же, подсолнечник – довольно тяжелая для почвы культура, его категорически нельзя сеять на одном поле несколько лет подряд, однако заготовители подсолнечника зачастую игнорируют технологию ради прибыли.

– Нас до последнего времени все устраивало, мы привыкли жить не напрягаясь, «по накатанной колее», когда не надо постоянно отслеживать происходящие изменения, изучать и внедрять новые технологии. Но время шло и шло. К счастью, в какой-то момент мы поняли, что если ничего не менять, когда вокруг все меняется, мы обанкротимся. Очень многие сельскохозяйственные предприятия и фермерские хозяйства сегодня уже на грани банкротства, хотя они сами об этом еще не знают, – говорит Валерий Банькин.

На предприятии решили пересмотреть подход к севообороту, опираясь на трех китов: климатические особенности местности; динамику спроса и предложения на разные культуры; рост цен на ГСМ, семена, СЗР, технику. Какие культуры подходят для конкретной почвенно-климатической зоны? Какие из них сейчас на подъеме в мировом масштабе, на какие легко найти покупателя? Для выращивания каких из их числа требуется меньше расходов, не нужно покупать специальную технику или возводить дополнительные сооружения? Подобрав на основе ответов на эти вопросы лучшее решение, важно запомнить еще одну вещь: даже эту кажущуюся сейчас оптимальной стратегию необходимо пересматривать, оптимизировать и изменять – в ежегодном режиме.

– Во-первых, надо убрать из севооборота низкопродуктивные культуры, дающие низкий выход денег с гектара: яровую пшеницу, ячмень, овес, лен масличный, сафлор и т. д. Во-вторых, надо строить севооборот так, чтобы он обеспечивал финансовое благополучие предприятия в любой год. Например, в нашей зоне в севообороте должны быть и кукуруза, которая обязательно «выстрелит» в благоприятный по осадкам год, и сорго, которое приспособлено к засушливым условиям и не оставит предприятие без денег в засуху. В-третьих, сорта и гибриды тоже надо подбирать так, чтобы они могли держать удар в засуху и давать высокий урожай в благоприятные годы. Из озимой пшеницы к таким сортам у нас относится Виктория 11 Ставропольского НИИСХ, выведенная известным селекционером Виктором Ивановичем Ковтуном, – делится опытом Валерий Викторович.

Оценивая доходность каждой культуры, Валерий Банькин всегда считает исходя из суммы выхода денег с каждого гектара. К примеру, по итогам прошлого сезона выход денег с такой культуры, как ячмень в условиях ООО «МАКС» составила всего 13 тыс. руб./га, подсолнечника – порядка 30 тыс. руб./га, а товарного нута – 84,5 тыс. руб./га. Всего в севообороте предприятия на общей площади 4965 га – семь позиций: подсолнечник – 27% территории, нут – 21%, озимая пшеница – 14%, кукуруза – 11%, люцерна на семена – 4%, сорго – 2%, гречиха – 2%. 15% площадей остается под пары. Подобраны культуры таким образом, чтобы сроки сева/уборки не совпадали, и таким образом можно было оптимизировать работу персонала и техники. Сами культуры тоже положительно влияют друг на друга: так, озимая пшеница на поле после нута дает результаты даже лучше, чем после пара.

 

Не боится ни засухи, ни мороза

Одно из самых больших достоинств нута – засухоустойчивость. Как отмечают исследователи из Волгоградского государственного аграрного университета, благодаря мощной корневой системе и экономичному расходованию влаги, нут наиболее приспособлен для выращивания в регионах, которые страдают от частых засух. Посевы этой зернобобовой культуры могут быть страховыми в экстремальных условиях, когда нут дает высокие урожаи («по книжке» – на уровне 18–22 ц/га; на полях ООО «МАКС» в 2016 году – 17,7 ц/ га), что сравнимо только с продуктивностью озимой пшеницы. В то же время включение нута как бобовую культуру в севооборот позволяет обогатить почву азотом и иметь очень хороший предшественник для всех зерновых культур. После уборки нута на каждом гектаре остается до 50 кг азота.

Другое достоинство нута – морозоустойчивостью: он выдерживает до –6…–8° C, а значит, сев можно производить в достаточно ранние сроки. Дополнительным его преимуществом в качестве предшественника для зерновых выступает способность бороться с однолетними и многолетними злаковыми сорняками: поскольку нут относится к широколиственным культурам, он оказывается эффективным с почвенным гербицидом.

При уборке нута применяется вся та же техника, что и для зерновых, а посев возможен при использовании любой технологии – классической, No-Till, MiniTill и др. Это делает нут более выгодным, чем, например, кукуруза: кукурузные жатки стоят довольно дорого, не говоря уже о затратах на сушку, которые могут достигать 25% от себестоимости. Ни в чем подобном нут не нуждается.

– У любого растения есть свой биофон, свои заболевания и так далее. У нута он таков, что его можно сеять на одном и том же поле раз в 8 лет. У нас возврат получается на шестой год. Чтобы иметь здоровые семена, это условие безоговорочное. Некоторые пренебрегают им, сеют нут по нуту, в результате растение попадает в агрофон, в котором уже заложен патоген болячек, в лучшем случае сильно теряет в качестве и количестве, в худшем, погибает, – обращает внимание на важную особенность культуры Валерий Банькин.

Как подчеркивает руководитель предприятия, результатов в случае с нутом можно добиться только при строгом соблюдении технологических процедур: при всей сравнительной неприхотливости этой культуры, она очень чувствительно к фазам обработки, и даже день-два промедления с инсектицидами могут дорого обойтись. В компании «МАКС» за годы выращивания нута – с 2012-го – выработали полноценную готовую технологию, которой готовы поделиться с коллегами-аграриями: конечно, это не 100%ный рецепт успеха, но такой вариант, который поможет среднему хозяйству обеспечить уверенное и безбедное существование. «Мы старались построить весь технологический процесс так, чтобы минимально зависеть от погоды, удачи и рыночной конъюнктуры: даже если с одной или двумя культурами что-то пойдет не так, другие смогут компенсировать потери», – комментирует Валерий Викторович.

 

Сорт на миллион

Одна из составляющих «нутового» успеха – качественные семена. В ООО «МАКС» используют сорт Приво-1, выведенный патентообладателем Василием Васильевичем Балашовым, профессором кафедры садоводства, селекции и семеноводства Волгоградского государственного аграрного университета. Хотя сорту уже более 20 лет, он до сих пор остается непревзойденным по урожайности. Кроме того, Приво-1 – самый скороспелый нут на территории России, и такая скорость оставляет предприятию пространство для маневра, помогает выдерживать довольно сложную цепочку севооборота.

С 2015 года предприятие получило право реализовывать семена нута Приво-1, первой репродукции и элиту. За годы работы специалисты ООО «МАКС» изучили все особенности этого сорта в почвенно-климатической зоне севера Волгоградской области, добились стабильных урожаев (от 17 до 20 ц/га против 6–10 ц/га у соседей), нашли эффективные средства борьбы с болезнями и вредителями. Фактически, компания продает не просто семена, а готовую технологию выращивания, технологию, дающую определенные гарантии – Валерий Банькин убежден, что даже небольшие крестьянско-фермерские хозяйства выиграют, если введу в севооборот нут.

– Одно из основных направлений нашей опытнической работы – поиск ответов на часто задаваемые вопросы. Мы хотим, чтобы каждый клиент, купивший у нас семена и получивший от нас рекомендации по техническому возделыванию культуры, смог реализовать потенциал сорта у себя в хозяйстве. Мы выстраиваем долгосрочные и доверительные отношения с нашими клиентами с целью получить максимальный урожай у них в хозяйствах, – говорит руководитель ООО «МАКС».

Сегодня на предприятии из хутора Алявы нут – самая доходная культура, опережающая даже подсолнечник (урожайность в 2016 году составила 21,5 ц/ га), кукурузу (61,6 ц/га) и озимую пшеницу (57,4 ц/га против средних по Волгоградской области 30,4 ц/га). Цены на нут продолжают расти, а значит, в среднесрочной перспективе ничто не должно поставить под угрозу выработанную ООО «МАКС» модель. И тем не менее, здесь знают: необходимо заранее готовиться к переменам, чтобы они не стали для тебя неожиданностью, и никогда не почивать на лаврах. Следующая культура, на которую Валерий Банькин хочет обратить внимание – это сорго, уже введенное в севооборот и показывающее неплохую доходность. А чем выше доходность – тем больше зарабатывают сотрудники: так, средняя годовая зарплата механизаторов на предприятии уже приближается к 804 тыс. руб., а у агрономов давно перевалила за миллион. Будет и больше, уверен предприниматель, главное – не бояться изменений и экспериментов, не становиться рабами стереотипов, двигаться к новым достижениям и ставить смелые цели.

 

ООО «МАКС»
Волгоградская область, Еланский район, х. Алявы, ул. Степная, 41.
Тел.: +7 (995) 418-88-88