Российский рынок – один из самых крупных для производителей семян

Владимир ЧеревкоПавильон «Растениеводство» на выставке «ЮгАгро» напоминал теплицу: так жарко здесь было и от проникающих внутрь солнечных лучей, и от обилия посетителей. Возле стенда французской компании «Маисадур Семанс» очереди собирались уже в первые минуты после открытия очередного дня экспозиции, не исчезая до самого закрытия. Тем не менее, менеджер компании по региону «Юг» Владимир Черевко нашел время дать обстоятельное интервью журналу «Рынок АПК», рассказав о сегодняшнем состоянии рынка семян двух культур: подсолнечника и кукурузы.

– В каком состоянии, по вашему мнению, пребывает российский рынок семян тех культур, которыми занимаетесь вы, по состоянию на конец 2014 года?

– Занимаемся мы двумя культурами, подсолнечником и кукурузой, поэтому сосредоточусь на них. По подсолнечнику рынок сегодня процентов на 80 зависит от поставок из-за рубежа, потому что Россия существенно отстает в деле выведения новых гибридов: утрачены разработки, не развиты инструменты продвижения собственной продукции. Возникший в свое время вакуум быстро заполнился импортными гибридами – и это неудивительно, ведь Россия в наши дни является самым крупным производителем подсолнечника в мире.

С популярностью подсолнечника связаны две ключевые проблемы. Из-за высокой рентабельности этой культуры – недаром многие называют ее новым «черным золотом» – велик соблазн засевать поля подсолнечником, пренебрегая севооборотом. В результате сельхозпроизводители очень серьезно повлияли на фитосанитарное состояние российских земель, из-за чего нам, производителям семян, пришлось поставлять на рынок продукцию, более устойчивую к паразитам и болезням. Государство пытается законодательно ввести обязательную ротацию этой культуры, но на масштабе посевных площадей это пока не сказывается.

Вторая проблема этого рынка связана с необходимостью иметь очень широкий ассортимент гибридов. Опять-таки, из-за растущей популярности подсолнечника и его высокой адаптивности к самым разным погодным условиям, сегодня посевные площади под этой культурой расширяются в сторону Центрально-Черноземной зоны и доходят даже до самого Алтая. При этом традиционно выращивавшие подсолнечник южные регионы – Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская и Волгоградская области, – тоже не отказались от этой культуры. Спрос огромен, и в ассортименте должны быть представлены гибриды, которые способны давать высокую урожайность фактически на всей территории России.

– А каково положение на рынке семян кукурузы?

– По кукурузе в целом ситуация похожая. Если традиционно она выращивалась на юге и, исторически являясь тропической культурой, никак не шла на север, то теперь мы можем выращивать гибриды с максимально короткими периодами вегетации, адаптированные под низкие температурные старты, и поэтому площадь под кукурузой в России заметно выросла. Конечно, российский рынок не самый крупный и приоритетный в мире, но, во всяком случае, под зерновой кукурузой сегодня солидные 2,5 млн га, и в течение двух-трех лет эта цифра должна вырасти до 3 млн га.

– Речь идет только о зерновой кукурузе?

– Да, потому что силосная кукуруза – более сложный момент для иностранных производителей: животноводством у нас, как правило, занимаются по остаточному принципу, применяя недорогие сорта кормовых культур. По зерновой кукурузе «Маисадур» имеет гибриды от самых ранних до среднепоздних, ФАО от 180 до 480, то есть территориально мы закрываем регион от Сибири до Центрально-Черноземного региона и Поволжья, а также, конечно, ЮФО и СКФО. При этом мы получаем хорошие результаты.

Кредо нашей компании: мы не просто продавцы-посредники, а производители семян. Мы не просто фасуем гибриды, а создаем их, оцениваем их перспективы в тех или иных условиях. Прежде, чем продать клиенту что-то, мы анализируем те условия, в которых гибриду предстоит расти, и предлагаем оптимальный вариант.

– Какое место «Маисадур Семанс» занимает среди других компаний в России?

– В селекции по подсолнечнику и кукурузе сегодня лидируют две страны – США и Франция, семена из этих государств наибольшим спросом пользуются и в России. Мы не «гранды» и не транснациональная компания, но в России занимаем четвертое место по объемам продажи семян подсолнечника среди иностранных компаний. Аналогичная позиция у нас и по кукурузе, хотя еще до 2014 года по этой культуре мы пятыми. В этом году мы суммарно продали без малого 300 тыс. посевных единиц обеих культур, на будущий год у нас еще более амбициозные планы, несмотря даже на санкционные преграды. Мы не занимаемся прямыми продажами, только через дистрибьюторскую сеть, но маркетинг ведем напрямую, лично общаясь с хозяйствами. Стараемся давать верные рекомендации, которыми, увы, часто пренебрегают.

– Один из ваших производственных комплексов находится в украинском Могилеве, и политическая ситуация не может не сказаться на вашей компании…

– «Маисадур» – французская компания, начавшая селекционную работу после Второй мировой войны, когда Франция была разорена, а семенной материал во многом был утрачен. Многие вынуждены были заниматься разработкой собственных гибридов, чтобы можно было восстановить хозяйство. В 1949 году мы вывели первые гибриды кукурузы. В 1970-е гг. специалисты компании увидели потребность в подсолнечнике, начали заниматься и им, взяв за основу советские наработки. Третья культура, по которой мы ведем самостоятельную селекцию, – это озимый рапс. В Европе сравнительно мало сеют подсолнечник и не употребляют подсолнечное масло – там эти ниши занимает рапс.

Сегодня у нашей компании три завода: на юго-западе Франции, неподалеку от городка Мон-де-Марсан, в Испании и в Украине. Последний проект – самый новый, его появление связано с ростом рынков Центральной и Восточной Европы, а также СНГ. Этот завод на настоящий момент является, пожалуй, самым современным и технологически оснащенным производством в нашем бизнесе по общеевропейским меркам. Предприятие настроено на производство семян кукурузы и подсолнечника, и после того, как в 2014 году мы увеличили его мощности вдвое, его потенциал достиг 1,2 млн посевных единиц кукурузы и 400 тыс. подсолнечника ежегодно. К сожалению, из-за введенных Россией санкций, предполагающих полный запрет на ввоз продуктов растительного происхождения из Украины, мы теперь не можем завозить семена из Украины, поэтому вынуждены заменить все гибриды на произведенные во Франции и Испании.

– Это приведет к удорожанию?

– Нет, на цене данный фактор не скажется, но есть один гибрид, производившийся в основе своей именно на украинском заводе, и весьма популярный в России, прежде всего, в Черноземье и Волгоградской и Ростовской областях – по нему ожидается дефицит. Но мы уже подобрали аналоги, способные его заменить, так что сильно на урожайности ситуация не отразится. У нас единая ценовая политика, независимо от страны происхождения.

– Многих фермеров, наверное, наоборот обрадует тот факт, что вместо украинских семян им предложат французские или испанские за те же деньги.

– К сожалению, существует давний стереотип о том, что украинские семена – заведомо некачественные. Полагаю, сложился он 15–20 лет назад из-за деятельности сомнительных мелких фирм, действительно поставлявших некачественную продукцию, и теперь это клеймо ложится на всех. Но предмет нашей особой гордости – единое качество продукции, независимо от завода-производителя. Все наши предприятия соответствуют одним и тем же стандартам, оснащены лучшими лабораториями и работают на одном и том же материале, вплоть до того, что кварцевый песок, на котором проращиваются семена, развозится из одного и того же карьера. К настоящему моменту, уже четыре года торгуя семенами украинского происхождения, мы ни разу не получили информации об их неэффективности или каких-либо жалоб.

– Чего вы ждете от наступающего 2015 года и нового сезона?

– Надеемся, что экономическая ситуация стабилизируется, прежде всего, это касается скачков валютных курсов – они сильно влияют на выбор покупателей. К сожалению, поставка семян происходит с отсрочкой: контрактуется клиент в валюте, а к моменту поставки семян с нынешней динамикой валютных рынков ему приходится платить совсем другие деньги. Ситуация бьет и по «Маисадур Семанс». Коммерческая политика, которую ведет MaisadourSemence, всегда позволяет быть гибкой и лояльной к конечному потребителю. Даже в этом сезоне, несмотря на серьезный рост евро, мы предлагаем некоторые преференции относительно курса, а также скидки. Мы не исключаем, что рано или поздно вынуждены будем выращивать гибриды в России, получая себестоимость в рублях и затем уже адаптируя семена к отечественным условиям.

– Есть ли у российского семеноводства ресурс, чтобы догнать 20-летнее отставание от западных конкурентов?

– Знаете, на самом деле такого катастрофического отставания, о котором часто приходится слышать, нет. Даже мы много взаимодействуем с российскими семеноводами, недавно разработали один гибрид совместно с институтом масличных культур (ВНИИМК, Краснодар – прим. ред.), в 2015 году он начнет продаваться.

– Каковы для вас итоги «ЮгАгро»?

– В растениеводческом павильоне мы, как всегда, имеем один из самых популярных стендов. По моему мнению, «ЮгАгро» – самая популярная агровыставка в России, причем особенно важно, что ее посещают не только представители южного региона, но и специалисты из самых разных уголков страны. К нам подходили производители из Центральной России, Поволжья, с Урала и даже из Красноярского края. Наверное, это связано с тем, что на юге сейчас самая активная жизнь в аграрной отрасли, и поэтому люди из других регионов рвутся увидеть все это собственными глазами, перенять опыт своих коллег. Эта выставка – единственная в России, где «Маисадур» участвует всегда, и для нас это очень важный инструмент продвижения и обратной связи с клиентом.

 

Беседовал Александр Акулиничев

Поделиться
 
 
Заявка на спрос