День овощевода

Автор: Константин Смолий

Праздник День овощеводаВ конце августа в Среднеахтубинском районе Волгоградской области прошел крупный сельскохозяйственный форум – День поля «Волгоградский овощевод». Его участниками и гостями стали около трехсот представителей овощеводческих и тепличных хозяйств, перерабатывающих предприятий, производителей техники, оборудования, агрохимии и семян. Гостей из нескольких регионов России на своем поле принимал глава КФХ П. В.Чердынцев.

 

Среди полей

Организационную поддержку овощеводу оказали администрация Волгоградской области, комитет сельского хозяйства региона, администрация Среднеахтубинского района, НП «Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств Волгоградской области», ВООО «Волгоградский фермер» им. В. И. Штепо, выставочный комплекс «ВолгоградЭКСПО.

Экспозиция выставки была весьма разнообразна – продукция более 50 компаний, так или иначе необходимая для выращивания овощей в закрытом или открытом грунте. Гости осмотрели расположенные поблизости экспериментальные поля овощных культур – лука, томата, перца – всего более 100 сортов, семена которых для производственных испытаний предоставили известные отечественные и иностранные бренды («Гавриш», «Японские семена», «Энза Заден», «TAKI», «ГАРАНТ АГРО», «Глобал Сидс», «СТК-Агро», «Седек», «Агросемцентр»). Представлены на полях и разработки Волгоградского государственного аграрного университета – сорта томатов «Новичок», «Подарочный», «Волгоградец», «Финиш».

Из развлекательной программы стоит выделить конкурс красочных стендов муниципальных районов Волгоградской области, а также дегустацию продукции местных производителей.

 

Кто с чем пожаловал

Мероприятие день овощеводаЧто же предлагали участники экспозиции овощеводам? Мы поговорили об этом с представителями нескольких компаний.

Владимир Пономаренко, «Евротехника»: «Головной офис нашей компании и производственные мощности находятся в Самаре. Бренд Amazone давно присутствует на рынке, мы выпускаем технику для выращивания зерна и овощей, строго по немецкой технологии. Овощеводам предлагаем, например, опрыскиватели и разбрасыватели. Саму технику в этот раз не выставляем – она весьма громоздка, поэтому ограничились стендом с брошюрами».

Антон Тихомиров, руководитель отдела автоматизированных систем, «ЛИС»: «Наша компания – «Лаборатория инженерных систем» – правопреемница известного НПО «Фита». Мы разрабатываем системы климат-контроля и автоматизации полива для теплиц. На рынке присутствуем 27 лет, и крупные тепличные комбинаты работают в основном на нашем оборудовании: покрытие – 70-75% всей отрасли. Мы сами разрабатываем оборудование и программное обеспечение для него, сами производим, продаем, затем осуществляем сервисное обслуживание. В технологичности конкурируем с мировыми производителями подобного оборудования. Кстати, у нас есть и собственные теплицы, причем урожай собираем близкий к рекордному».

Николай Сытник, директор по маркетингу, «ППУ XXI век»: «Мы строим овощехранилища. В региональных выставках участвуем нечасто, только в самых крупных типа «ЮгАгро», «Золотая осень» и т.д. Решили приехать на День поля «Волгоградский овощевод», потому что в этом регионе построили только одно хранилище и установили одну вентиляционную систему. Т.е. рынок пока не освоен. Если встречаешь заинтересованных людей, выставка оказывается весьма эффективной с точки зрения поиска новых клиентов».

Евгений Ярощук, директор по прямым продажам, «Агросемцентр»: «Наша компания – представитель концерна «Seminis», на выставке мы предлагаем семена овощных культур для открытого и закрытого грунта. Также представили рассадный комплекс «Росток» – профессиональное выращивание рассады для тепличных комбинатов. Есть и третье направление – служба клиентского сервиса: полное агрономическое сопровождение, от рекомендаций по выбору гибридов до технологий выращивания и консультирования фермеров в полевых работах. Регулярно участвуем в таких мероприятиях и сами организовываем Дни поля, где рассказываем о преимуществах выращивания гибридов, делимся технологиями, предлагаем сервисы. Уверен, что выставки очень полезны для фермеров: помимо получения новых знаний они могут посетить демонстрационные поля и увидеть результаты применения тех или иных технологий. Фермеры повышают уровень собственной квалификации, а значит, и эффективность своего хозяйства».

Данияр Губайдулин, директор по продажам, «Интертехника Трейд»: «Наша компания – волгоградская. На этой выставке мы представили экспозицию двух наших стратегических партнеров – Maschio Gaspardo и CNH (Case New Holland). Среди выставленной техники – маленькие трактора для сельскохозяйственных работ в овощеводстве, глубокорыхлитель, фреза для подготовки грядок, прицепной опрыскиватель с воздушным рукавом».

 

Эти пресловутые сети

Проведение мероприятия День овощеводаВ рамках деловой программы центральным событием стало областное совещание по вопросам развития овощеводства на территории Волгоградской области, в которой принял участие губернатор региона Андрей Бочаров. На совещании обсуждались проблемы наращивания объемов промышленного производства овощей и переработки, развития орошения и кооперации, строительства логистических центров.

А на круглом столе с участием фермеров основным вопросом стало взаимодействие с торговыми сетями. Вопреки сложившемуся у сельхозтоваропроизводителей убеждению, что пробиться на полки сетей сложно из-за многочисленных препятствий, представители ритейла заявили о наличии интереса к местной продукции и готовности сотрудничать с овощеводами. Например, представитель гипермаркета «Зельгрос» заверила, что «все, что требуется от производителя, – придти и рассказать о продукции, предоставить необходимую документацию и гарантировать объемы и сроки поставок. Затем нужно пройти аудит и подписать контракт – всего 5-6 страниц». Замначальника отдела закупок региональной торговой сети «Радеж» сообщила, что их требования – хорошее качество, доставка, документация (сертификаты и др.). По словам специалиста, любые проблемы можно решить, если есть готовность к сотрудничеству.

Однако не все присутствующие разделяли благодушие сетевиков. Более того, обсуждались альтернативные способы сбыта продукции. Например, недавно в регионе открыли торгово-выставочный комплекс «Волгоградское качество», задача которого – стать посреднической структурой, берущей на себя сбыт продукции местных производителей. Сейчас создатели комплекса заключают договора с местными фермерами на реализацию их товаров в помещениях ТВК.

 

Переработка: личный опыт

Проведение праздника день овощеводов в поляхОднако многих овощеводов волнует не только сбыт продукции, но и ее переработка: хотя организовать собственное перерабатывающее предприятие непросто – требуются инвестиции, все же продукция высокой степени передела более маржинальна. Об опыте организации успешного перерабатывающего предприятия «Рынку АПК» рассказал директор ООО «Волгоградский консервный завод» Владислав Минаев.

– Наш завод был образован в далеком 1932 году. Предыдущие собственники – а их было очень много – довели завод до банкротства: коллектив распустили, оборудование пришло в негодность, цеха находились в удручающем состоянии. Два года назад с приходом нового инвестора нам удалось вернуть завод к жизни. Мы провели дефектовку оборудования, отремонтировали здания и сооружения, вернули коллектив и пул фермеров, законтрактовали продукцию, сформировали пул заказчиков нашей продукции. И вот уже второй год активно работаем.

В первый год запустили 42 вида продукции. В этом году уже создали более 60 видов, а в общем плане производства у нас 106 позиций. Много появилось новинок за последний год – это продукция, рецептуру которой мы смогли найти, например, в закромах у наших бабушек. Некоторые рецепты с собой принесли технологи с других консервных заводов (а мы приглашаем не только местных и иногородних специалистов, но даже из-за рубежа).

Сами ничего не выращиваем. Мы авансируем около двадцати фермеров, прошедших жесткий отбор по качеству и финансовой истории, помогаем им приобретать капельное оборудование и другую технику, семена. Эти люди работают на своей земле и прекрасно разбираются в процессе производства овощей.

Что касается сбыта, то мы с самого начала удачно зашли в рынок. Завод поставляет продукцию в Санкт-Петербург, Москву, Тверь, Екатеринбург; участвует в программах северного завоза и гумконвоях на Донбасс и в Сирию. Разумеется, присутствуем в Волгоградской области и на Кубани. С сетями есть проблема только в том, что они очень неохотно пускают на полки новых игроков. Переписка с потенциальным контрагентом может длиться годами и не всегда дает желаемый результат. Очень хорошо получилось поработать с Х5 Ритейл Групп. А в некоторых сетях мы стоим под другими торговыми марками: те, кто уже попал на полки, делают заказы на нашем предприятии.

В выставках участвуем регулярно. Моя миссия здесь – поиск новых технологий и новых фермеров-поставщиков. Кстати, на этот «День поля» меня пригласил П. В. Чердынцев – он тоже наш партнер, мы перерабатываем овощи с его полей. Это образцово-показательный фермер, у которого все организовано правильно, по уму. И я с удовольствием приехал посмотреть его хозяйство.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос