Агрохимия: ключевые тенденции 2019 года

Автор: Александр Акулиничев

По меньшей мере 50 вариантов минеральных удобрений, 700 действующих веществ в пестицидах и около 5000 различных препаратов — таков объем мирового агрохимического рынка. Причем растет он стремительно: поскольку почти любой химпрепарат есть сочетание нескольких различных ингредиентов, из новых комбинаций стремительно рождаются новые СЗР. Возможно, пока вы будете читать эту статью, на рынке появится еще один-два новых препарата — и не исключено даже, что среди них будет революционный.

Но что считать «революцией» в современной агрохимии? В каких направлениях она будет развиваться в ближайшие годы — скажем, в ближайшие пять лет? «Рынок АПК», опираясь на российские и зарубежные исследования, пытается выделить ключевые тенденции на этом непростом для анализа рынке.

 

Азот останется в лидерах минеральных удобрений

В 2000–2010-е гг. в структуре мирового потребления на долю азотных удобрений приходилось порядка 60%, фосфорных — 25% и калийных — 15% рынка. Спрос на азотные удобрения доминирует не только благодаря их качественным характеристикам (азот является основным составляющим важнейших белков), но и относительной доступности и распространенности сырья. Как следствие, производство данного вида удобрений более фрагментировано и рассредоточено по 60 странам — и в этом плане едва ли что-то изменится в обозримой перспективе.

Для сельхозтоваропроизводителей это означает наличие большей, чем в случае с другими типами удобрений, свободы в выборе поставщика. Вариантов цен, условий поставок, «настроенности» под конкретные растения и сорта — множество. При этом риски от экспериментов относительно небольшие.

Устойчивым спросом будут пользоваться калийные удобрения, однако в большей степени это касается стран Латинской Америки и Азии, где на таковые наблюдается дефицит. И хотя крупнейшая в Европе добыча калийных солей располагается в России (а именно в Котельниковском районе Волгоградской области), существенного влияния на отечественный рынок этот факт не окажет.

Производство минеральных удобрений — вообще одна из наиболее экспортоориентированных отраслей российской экономики. Правда, спецификой национального рынка является популярность комплексных удобрений: азотно-фосфорные, азотно-калийно-фосфорные — все вместе они составляют без малого 60% рынка, и в этом смысле мало что изменится в ближайшее время. А значит, сельхозтоваропроизводителям по-прежнему будет выгодно такими «комплексными» вариантами пользоваться: производители оттачивают технологию на столь конкурентном поле, и совместно накопленный опыт дает все лучшие результаты.

 

Окно применения СЗР распахнется шире

Климатические изменения, о которых трубят на каждом углу уже несколько десятилетий, в 2010-е гг. наконец-то перестали восприниматься как миф хоть кем-либо. Всякий фермер, работающий больше 10–15 лет, приведет примеры того, как изменился климат в пределах его территории: какие вредители, прежде незнакомые, появились на тех или иных культурах, и как новое общегодовое количество влаги спровоцировало болезни, прежде обходившие его поля стороной.

Это означает, что выбор средств защиты растений (пестицидов, фунгицидов, инсектицидов) теперь приходится пересматривать каждые несколько лет, а то и вовсе каждый сезон. А еще лучше — выбирать такие СЗР, которые позволят работать «на стыке» климатических зон — «как раньше» и «как сейчас». Без необходимости проводить дополнительные обработки, конечно, причем не только из-за дороговизны, но и из желания сохранить высокое качество и безопасность сельхозпродукции.

СЗР с более широким, чем прежде, окном применения — решение, которое уже сейчас выбирают многие успешные предприятия, и которое рынок предлагает все активнее. Возможно, в тех зонах, где климат установился более-менее стабильным на несколько лет кряду, это и не актуально, но вся Центральная Россия, Сибирь и Дальний Восток сейчас как никогда нуждаются в защите растений, которая подходит для разных типов погоды и может производиться в разные временные промежутки.

 

Биопестициды найдут место на рынке

Биопестициды — это разновидности пестицидов, полученные из животных, растений, бактерий и некоторых видов полезных ископаемых. Они менее вредны для окружающей среды, чем традиционные химические СЗР, а их действие направлено исключительно на определенную группу вредителей и не оказывает влияние на других насекомых, птиц и млекопитающих. Популярность они набирают довольно быстро, однако взрывному росту мешает тот факт, что идеально настроенных и досконально изученных биопестицидов пока не так много: по сути, каждый фермер, решающийся их применять, пускается в большой и сложный эксперимент.

Тем не менее, российский рынок биологических СЗР растет вслед за мировым. В 2016 году рост в объемном выражении составил на 35% к предыдущему году и достиг 5,8 тыс. т. В быстро растущем сегменте биологических СЗР представлены свыше 30 производителей, треть из них — отечественные компании. Российские производители полностью нацелены на выпуск дженериковых препаратов. Зарубежные компании, напротив, ориентированы на продвижение оригинальных молекул, а также развитие направлений селекции и семеноводства.

При этом российский сегмент биологических СЗР полностью независим от зарубежных поставщиков. Лидером рынка с показателем 34% является НВП «БашИнком», далее с показателем 23% идет «АгроБиоТехнология», следом — филиалы ФГБУ «Россельхозцентра» (14%) и «Сиббиофарм» (13%). Основные проблемы рынка — узкий спектр препаратов, технологическое несовершенство большинства микробиологических препаратов (в сравнении с ХСЗР), некорректная система государственной регистрации и наличие на рынке большого количества контрафакта. Скорее всего, в ближайшие несколько лет в этом плане мало что изменится, тем более что законодательных инициатив, которые помогли отрегулировать рынок, пока не видно.

 

Агрохимия может быть запрещена или ограничена

Еще одним важным трендом можно назвать экологические войны в ЕС. В Европе активно обсуждается возможность запрета многих средств защиты растений, которые теоретически наносят вред человеку и окружающей среде. Не так давно закончились споры о продлении регистрации препаратов на основе глифосата. В споре финальную точку поставила Германия, которая проголосовала за продолжение регистрации — лицензия на использование глифосата действует до 2022 года, но что будет дальше — пока неясно. Учитывая членство России в ВТО, нельзя исключать того, что уже через три года сельхозтоваропроизводителям придется искать альтернативу популярнейшему глифосату.

Также не забывают в Европе и про неоникотиноиды: споры и прения об этой группе пестицидов продолжаются до сих пор и, вероятно, эту группу пестицидов не решатся реабилитировать в ЕС. На сегодня в ЕС действует временное ограничение определенных типов неоникотиноидов для применения с целью защиты популяций пчел — впрочем, связь между снижением пчелиной популяции и применением неониктоноидов отнюдь не очевидна. Несмотря на действующие с 2013 г. ограничения, в ЕС не наблюдается положительная динамика по восстановлению популяции пчел.

Россия, правда, пока довольно далека от этих острых для Европы споров, и на нас большее влияние окажет, скорее, Восток: так, если Китай ужесточит экологические требования к импортируемым СЗР, финансовые потери производителей агрохимпрепаратов могут быть переложены на отечественных аграриев. Как говорится, ничего нового: довольно часто именно российский фермер — тот, кто несет ответственность за себя и за «того парня».

Поделиться
 
 
Заявка на спрос