Молочная отрасль России: чем ниже цена, тем больше потребление

Автор: Екатерина Климовичус

Сегодня молочная отрасль находится в сложной ситуации. С одной стороны, большой объем фальсификата, поступающий и из-за границы и производимый отечественными аграриями, с другой – маленький доход населения, которое не способно покупать хоть и качественные, но дорогие молочные продукты. При этом государство пытается урегулировать ситуацию, но, как выясняется, не идеальными методами.

 

Спрос падает, производство растет

На современном рынке молока отечественные продукты занимают всего 65–70%. Среди импортной продукции 80% составляют белорусские продукты, которые в скором времени не смогут попадать на прилавки российских магазинов благодаря новому государственному проекту электронной ветеринарной сертификации. Такая ситуация складывается из-за большой доли фальсификации, обнаруженной в белорусской продукции. Сейчас примерно 3 млн т проходит в Россию по «серым» схемам через Беларусь, в том числе и украинская продукция. В 2017 г. Беларусь поставила в Россию примерно 93 229,7 т сухого обезжиренного молока, а импорт сухого цельного молока составил 2173,2 т. Сухая сыворотка попала в Россию из Беларуси в объеме 46 011,9 т.

Добавлением пальмового масла в молочные продукты занимается не только Беларусь, но и многие отечественные производители, желая снизить себестоимость молока и сделать его более доступным для потребителя. По данным Россельхознадзора, в 2017 г. уровень фальсификации на молочном рынке составил 19,4%. Национальный союз производителей молока не согласен с такими данными: «Мы оцениваем долю фальсификата в молочной продукции по итогам прошлого года в среднем на уровне 4−5% – так же, как и Роспотребнадзор».

Глава Минсельхоза России Александр Ткачев утверждает, что государство будет активно бороться с жировыми заменителями. Ожидалось, что можно будет увидеть специальные пометки о том, что продукт содержит «пальму», но пока что официальных заявлений и распоряжений не было. По данным Минсельхоза, потребление молока и молокопродуктов в расчете на душу населения в 2017 г. составляет 233,4 кг при рациональной норме 325 кг. При падении спроса населения наблюдается растущее производство молока. На сайте Минсельхоза можно найти информацию о том, что валовой надой молока в 2017 г. увеличился по сравнению с 2016-м: от 13 791 тыс. т до 14 295,4 тыс. т.

Ежегодный прирост молока в последние годы составляет 2–3%, да и переработка молока растет по всем основным пунктам, но молока все равно не хватает, потому что все произведенные продукты не востребованы.

 

Без господдержки не выжить

Однако некоторые эксперты считают, что в 2018 г. предложение молока может превысить спрос. Спрос на сырое молоко будет двигаться вниз, что будет способствовать снижению цен на молокопродукты и, соответственно, развитию сектора.

– Все дело в цене, – считает Алексей Сергеевич Мохов, главный зоотехник «СП “Донское”» (Волгоградская область). – Государству необходимо регулировать цены на конечный продукт, как в Европе. У них молоко не может стоить больше, допустим, 3 евро, у нас не так. Цену на молоко определяют сами переработчики. Они закупили молоко-сырье, пытаются окупить затраты и уйти в плюс. Кто-то в небольшой плюс, а кто-то побольше.

По данным Минсельхоза, цены на молочные продукты продолжают уверенно расти. На конец 2016 г. литр молока стоил 51 руб., 1 кг масла – 480 руб., а 1 кг сыра – 462 руб. К концу 2017-го цены поднялись на молоко до 53 руб., 1 кг масла стал стоить 528 руб., а 1 кг сыра – 478 руб. Сегодня литр молока стоит 53 руб., 1 кг сливочного масла – 535 руб., а 1 кг сыра – 479 руб. И при этом цена на сырое молоко по сравнению с 2017 г. снизилась с 25 до 23 руб./кг!

В 2017 г. отмечался общий рост рентабельности и цен. Средняя доходность в производстве готового молока варьировалась от 10 до 35%, в зависимости от уровня компании и используемых на производстве технологий.

Многие эксперты считают, что самостоятельно обеспечить себя молоком Россия если и сможет, то очень нескоро. Алексей Сергеевич с этой точкой зрения не согласен и утверждает, что Россия сможет выйти на самоокупаемость через 10 лет, но только с государственной поддержкой:

– Допустим, мы снимаем помещение, закупаем оборудование, скот и на все это мы тратим большие средства. Сейчас государство возмещает только 30% всех затрат, что, конечно, помогает на первых порах, но не настолько сильно, чтобы молодой предприниматель мог, не боясь разорения, заниматься своим бизнесом, не заботиться об окупаемости предприятия и не завышать цены. Если бы удалось поднять процент господдержки до 50%, картина бы в корне изменилась. Предприятия могли бы сделать основной упор именно на совершенствование продуктов, дело развивалось бы равномерно и шло в гору. А уж если до 70% поднять, то производство развивалось бы семимильными шагами: были бы и спрос, и производство.

Проблема производства отечественного молока заключается в том, что вкладываться приходится сегодня, а выгоду удается получить только через несколько лет. Не все производственники способны на такие масштабные денежные вложения.

 

Новые правила – новые трудности

К сожалению, сейчас государство не балует предпринимателей субсидиями, а стремится еще больше контролировать процесс производства, мучая и себя и производителей большим количеством проверок.

Одним из нововведений станет электронная ветеринарная сертификация, которая позволит контролировать ввоз импорта на границе, так как у большинства заграничных производителей будут лишь бумажные сертификации, которые на таможенных пунктах не будут приниматься. Под контроль попадут и отечественные производители, которые страдают любовью к различным жирозаменителям. Одни эксперты опасаются новой сертификации, которая возможно станет причиной еще большего повышения цен на молочные продукты, другие считают это отличной инициативой, которая сможет выровнять ситуацию на молочном рынке. Вообще, введение обязательной электронной ветеринарной сертификации планировалось уже давно, но все время откладывалось.

Еще одна беда отечественных производителей – нехватка кадров. Сейчас молодежь стремится быть менеджерами и экономистами, сидеть в комфортных офисах с кондиционерами в центре городов, а не работать на селе, хоть и на развивающимся и перспективном, но молочном производстве. И все равно, что зарплата будет та же самая. Дело вовсе не в деньгах, все решает престиж. Из-за этого многим производителям приходится закрывать хозяйство и распродавать скот, несмотря на то, что производство молока, по их мнению, отрасль довольно перспективная.

Ко всем бедам добавилось еще и то, что сейчас были введены новые правила для кредитования аграриев: компенсацию ставки рефинансирования государство стало направлять уполномоченным банкам, а те напрямую принимают заявки от сельхозпредприятий. У госбанков нет интереса работать с аграриями, а коммерческие банки вовсе не хотят связываться с сельским хозяйством.

Нельзя забывать и про политическую составляющую. Рано или поздно санкции будут сняты, и отечественным производителям придется конкурировать как на внешнем рынке, так и на внутреннем. Для стимулирования конкурентоспособности государство намерено финансировать начинания молодых производителей для открытия более 800 молочных ферм.

В 2018 г. на поддержку сельского хозяйства предусмотрено 242 млрд руб. Кроме того есть надежда, что будет выделена дополнительная сумма, с помощью которой можно было бы закрыть обязательства государства прошлых лет. Государству необходимо стимулировать спрос на молочную продукцию, но при этом учитывать все факторы, не бросаясь сразу же на решение одной проблемы, забыв про все остальные. Современный рынок можно сравнить с клубком из сплетенных проблем и требований. Нельзя просто потянуть за конец и клубок быстро распутается. На это нужно много времени, сил и финансирования.

 
Настоящее Пользовательское соглашение регулирует отношения между Администрацией сайта (Администрация) и Пользователем сайта www.rynok-apk.ru (Рынок АПК), на указанных в Пользовательском соглашении условиях.
Принятием данного предложения Администрации в адрес Пользователя о заключении договора оферты является совершение Пользователем действий, направленных на использование сайта Рынок АПК.
Независимо от факта регистрации или авторизации Пользователя на сайте Рынок АПК, означает согласие Пользователя с настоящим Пользовательским соглашением.
Пользователю необходимо внимательно ознакомиться с условиями настоящего соглашения, которое рассматривается Администрацией как публичная оферта в соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Настоящая Оферта считается акцептованной Пользователем, а Договор между Администрацией и Пользователем заключенным, с момента использования Пользователем услуг сайта.
Договор может быть заключен только с Пользователем, являющимся дееспособным физическим лицом либо юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возраст Пользователя 16+.
Пользовательское соглашение может быть изменено Администрацией в любое время без какого-либо специального уведомления об этом Пользователя. Новая редакция Пользовательского соглашения вступает в силу с момента ее размещения на сайте Рынок АПК.
Использование сайта после вступления в силу новой редакции Пользовательского соглашения означает согласие с ней Пользователя.

Пользовательское соглашение