Краудфандинг в помощь

Фермеры из Новгорода собрали 6,5 млн рублей по краудсорсингу. На эти деньги они открыли магазин в Петербурге и строят птичник. Владельцы новгородского фермерского хозяйства «Чистинский продукт» (ООО «Чистый продукт», магазин на Кирочной улице в Петербурге) собрали 1,5 млн рублей на портале Constart на строительство нового птичника и должны получить еще 1 млн рублей за победу в конкурсе бизнес-идей, который организовал портал.

 

Народные инвесторы

Вместе с привлеченными в 2016 году средствами на открытие собственного магазина объем народных инвестиций в компанию превысил 6,5 млн рублей. При этом компания продала народным инвесторам долю в бизнесе – 49%, а 400 тыс. рублей собрали по рублю, без вознаграждения. «Осенью прошлого года с помощью краудфандинга мы собрали 4 млн рублей и открыли первый магазин в Петербурге, – рассказывает совладелица компании Марина Елькина. – Теперь построим птичник с автоматическими поилками и кормушками, что позволит увеличить поголовье птиц до 5 тыс. кур и 20 тыс. перепелок».

В планах собственников – выход на ежемесячную выручку 3 млн рублей, запуск доставки продукции, собственная переработка мяса и молока, развитие сети торговых точек, где будет представлена продукция и других фермеров. Сейчас компания собирает 590 тыс. рублей на запуск небольшого пельменного производства, продавая скидки на будущую продукцию. Уже собрано 78 тыс. рублей.

Основные конкуренты «Чистинского продукта» в Петербурге – магазины фермерских продуктов «Поспело Созрело», «ЭкоГармония», «Клевер», «Лосево», «Фруктовая лавка» и другие. Объем рынка приближается к 1 млрд рублей в год, и среди его участников немало производителей – это, к примеру, Великолукский мясокомбинат, «Лосево», компания «Это у нас семейное», владеющая фермой на 1800 голов скота и хозяйством, которое производит 16 т форели в год.

 

Ферма или лавка

Наталья Скаландис, управляющий директор PropertyManagement NAI Becar в Петербурге, рассказывает, что спрос на помещения под фермерские магазины в городе небольшой. Фермеров больше интересует производство продуктов, а не ведение торговли. «Им проще реализовывать свою продукцию частным образом в населенных пунктах за КАД, чем заниматься развитием торговли, сталкиваться с проверками и сложностями», – рассказывает она, добавляя, что в городе есть площадки, которые собирают вместе фермеров или их представителей, но продукты, реализуемые на этих площадках, не всегда качественные и натуральные. Так что конкуренция среди тех, кто все–таки решился на собственный магазин, сравнительно небольшая.

Зато конкуренцию фермерским магазинам составляют «фермерские полки» обычных продуктовых супермаркетов. В этом случае ритейлеры берут на себя сложности по оформлению и продвижению, еще одно их преимущество – распространенность и транспортная доступность.

 

Убедить дать денег

Краудсорсинг – это привлечение через Интернет широкой аудитории для решения той или иной задачи. Он включает в себя уже прижившийся в России краудфандинг (сбор денег за вознаграждение), а также краудинвестинг (продажу долей в бизнесе), краудлендинг (займы) и др. В России уже есть несколько бизнес–проектов по производству еды, которые успешно собрали стартовый капитал с помощью краудфандинга. Среди них, к примеру, проект по производству кремового меда CoccoBello, перепелиная ферма в Орловской области и др. Краудсорсинг многие считают привлекательным инструментом для бизнеса, в том числе фермеры, но в этом методе тоже есть сложности. Самое трудное, рассказывают предприниматели, – продвинуть свой проект, выделить его на фоне остальных и убедить людей вложиться именно в него.

Получается не у всех. Например, петербургский предприниматель Иван Кузнецов вложил 400 тыс. рублей в производство иван-чая и планировал собрать еще 860 тыс. через краудфандинг, но в итоге набралось 7 тыс. рублей, а обычно сайты для краудсорсинга позволяют использовать сумму, когда набирается больше половины от запроса.

 

Источник: «Деловой Петербург»