Депутат придумал ответ на проблему «десятого яйца»

Автор: Константин Смолий

История с появлением в продаже упаковки с девятью яйцами вместо традиционного десятка прогремела неожиданно громко. Одним из возможных ответов на проблему стала инициатива депутата Госдумы Михаила Дегтярева, предложившего установить четкие стандарты фасовки продуктов питания.

Шумиха, которую в интернете вызвала упаковка с девятью яйцами, кажется довольно парадоксальной, учитывая, что и раньше в продаже появлялись упаковки меньше чем на 10 яиц. Ведь, в конце концов, не каждому покупателю нужен сразу десяток яиц, зачем же он должен переплачивать за то, что имеет большие шансы пропасть? Однако резонансной эта история стала из-за ее символического значения: на фоне стагнирующих доходов населения и недавнего подорожания яиц упаковка с девятью яйцами превратилась в символ того, что самые простые продукты питания становятся для россиян все менее доступными.

При этом каждый из нас и раньше сталкивался с тем, что производители продуктов питания уменьшают объем продукта – например, вместо литра молока продают упаковки по 900 грамм. Такие действия обычно менее заметны и чувствительны, чем повышение цены. Но так было до нынешнего случая с яйцами. Видимо, именно из-за общественного негодования в ситуацию с фасовкой продуктов решило вмешаться государство. Правда, пока только в виде инициативы глава комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаила Дегтярева, который направил министру промышленности и торговли Денису Мантурову письмо с предложением рассмотреть возможность введения четкой системы стандартов фасовки.

Может показаться, что такая инициатива – чистой воды популизм, имитация заботы государства о народе. Ведь эта мера не способна остановить рост цен: ну да, будет в упаковке молока снова литр, а в упаковке яиц – десяток. Но тогда просто вырастет цена за упаковку, а доступность товаров отнюдь не повысится. Т.е. это борьба со следствием, а не с причиной – ростом цен. И к тому же кажется странным, что государство диктует частным предприятиям, упаковку какого объема использовать – этот вопрос всегда был уделом службы маркетинга производителей.

Однако есть в предложении М. Дегтярева и положительное зерно. Во-первых, четкие стандарты фасовки помогут многим покупателям не остаться обманутыми. Ведь понятно, что уловки продавцов больше всего бьют по людям, которым бывает трудно разобраться в таких нюансах. Например, по пожилым, которые могут просто не увидеть мелкую надпись «900 грамм» вместо привычного «1 литр». Да и молодые люди часто второпях не смотрят на такие подробности, и нередко обманываются. Наверное, наличие стандартов всем очень бы облегчило процесс покупки – не нужно было бы тратить время на тщательное изучение всех особенностей фасовки.

А во-вторых, предложение Дегтярева вовсе не предполагает один-единственный объем продаваемого товара, оставляя и продавцам, и покупателям возможность маневра. «Например, яйцо куриное – фасовка кратно 10 штук; молоко – кратно 0,25 л; крупы – кратно 0,5 кг и т. д.», – поясняет депутат. В общем, предполагается введение своего рода коэффициентов кратности объема. При этом Дегтярев признает, что для реализации этой меры нужна серьезная нормотворческая работа, которая и без того усилит бюрократическое регулирование предпринимательской деятельности. Стоит ли игра в «заботливое государство» «административных свеч» – вот в чем главный вопрос, от которого зависит, пройдет ли эта инициатива или будет отвергнута.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос