Животноводство без антибиотиков: за и против

Наверное, даже самый пожилой зоотехник, давным-давно вышедший на пенсию, подтвердит: споры о том, можно ли (и нужно ли) применять антибиотики в животноводстве идут бесконечно долгое время. Не меняются ни острота таких дискуссий, ни убежденность каждой из сторон в своей правоте. Однако постепенно смещается баланс сил: если десять-пятнадцать лет назад против антибиотиков выступали сравнительно немногие, то теперь противников так много, что с ними уже нельзя не считаться.

«Рынок АПК» пытается структурировать ключевые аргументы и контраргументы обеих сторон этого длительного спора.

 

За отказ от антибиотиков:

По данным Роспотребнадзора, около 50% антибиотиков, производимых в мире, используются в сельском хозяйстве. При этом большая часть используется в качестве превентивных мер защиты от болезней, в профилактических целях. Попадая в организм человека через продукты и окружающую среду в небольших количествах, антибиотики запускают механизм привыкания к ним, и когда они действительно необходимы для лечения болезней, антибиотики перестают действовать. В больницах России появляются микробы, устойчивые абсолютно ко всем антибиотикам.

В 2011 году ВОЗ провозгласила темой всемирного дня здоровья устойчивость к лекарствам, отмечая, что «лекарства становятся бесполезными значительно быстрее, чем создаются лекарства-заменители». С тех пор ситуация лишь усугубилась.

 

Против отказа от антибиотиков:

Заменить антибиотики в животноводстве, фактически, нечем, а отказ от них будет означать колоссальное снижение эффективности. Разработка «специальных» антибиотиков, которые применялись бы только в животноводстве, но не использовались бы в лечении людей, тоже выглядит маловероятной — учитывая, что даже в отрасли здравоохранения скорость выхода новых препаратов далека от идеальной.

 

За отказ от антибиотиков:

С 2005 год Всемирная организация здравоохранения публикует и регулярно пересматривает перечень противомикробных препаратов, критически важных для лечения человека, в целях его использования в качестве основы для содействия их рациональному применению. В этом перечне все антибиотики, используемые в настоящее время среди людей и животных, сгруппированы в три категории — «важные», «высокой важности» и «критически важные», — исходя из их важности для лечения человека.

В пятом пересмотре перечня, опубликованном в апреле 2017 года, в качестве самых высокоприоритетных антибиотиков среди критически важных противомикробных препаратов указаны хинолоны, третье и последующие поколения цефалоспоринов, макролиды и кетолиды, гликопептиды и полимиксины (известные также как колистин). Эти антибиотики являются «последней надеждой» для лечения инфекций человека с множественной лекарственной устойчивостью: ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы у микробов выработалась резистентность по отношению к ним.

 

Против отказа от антибиотиков:

Животноводы и ветеринары могут ориентироваться на ВОЗовский список и строить графики лечения животных исходя из него, однако в ситуациях эпидемий применение любых антибиотиков становится насущной необходимостью. Даже если это препараты из «критически важного» списка: в конце концов, мы недавно были свидетелями грандиозной эпидемии африканской чумы свиней, и потери от ее распространения по всей Европе настолько масштабны, что любое средство для ее остановки было бы за счастье.

 

За отказ от антибиотиков:

Мировая практика отказа от антибиотиков в животноводстве уже настолько богата, что обратиться к опыту соседей не представляет трудности. В 2017 году Еврокомиссия приняла новый план действий по преодолению противомикробной резистентности, из-за которой ежегодные потери EC составляют до 1,5 млрд евро. Руководство Евросоюза считает вред от антибиотиков реальной политической угрозой, связанной с повышением заболеваемости и смертности, которые превышают коммерческую выгоду от применения этих медикаментов. Данные европейских исследований в этой области говорят о том, что в случае бездействия к 2050 году показатель смертности от противомикробной резистентности может быть выше, чем от рака. На сегодня известно, что огромное количество кормовых антибиотиков, на которые наложен запрет в Европе, поступает на российский рынок, потому что у нас пока разрешено их использование.

«ФАО выступает за то, чтобы антибиотики и другие противомикробные препараты применялись только для лечения болезней. Лишь при определенных обстоятельствах их можно использовать для предотвращения непосредственной угрозы заражения», — заявил Жозе Грациану да Силва на недавнем заседании Межведомственной координационной группы по борьбе с устойчивостью к противомикробным препаратам, которое прошло во Франции.

 

Против отказа от антибиотиков:

Добровольное ограничение применения противомикробных препаратов приведет фермера N к ситуации, когда он проигрывает конкурентную борьбу фермеру X, который продолжает использовать антибиотики. Никто не хочет оказаться в арьергарде, и до тех пор, пока не будут выработаны правила игры, единые для всех, любая попытка отказаться от антибиотиков обрекает животновода на вымирание.

Поэтому начинать нужно с законодательных инициатив, с Минсельхоза и Минздрава. И подвижки уже есть: в августе 2017 года глава Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что его ведомство усилит контроль над содержанием антибиотиков в мясной продукции российских производителей. При этом проверки коснутся всех без исключения.

 

За отказ от антибиотиков:

Существует три класса антибактериальных препаратов — это непосредственно сами антибиотики, нитрофураны и сульфаниламиды. Однако на производстве в основном применяются антибиотики, хотя как доказывают и научные труды, и сама хозяйственная практика, эффективность медикаментозного лечения повышается в разы, если нитрофураны или сульфаниламиды сочетаются с антибиотиками или сульфаниламиды с нитрофуранами, тем более сейчас уже выпускаются комплексные препараты. Но почему-то они пока не находят должного внимания у наших ветеринаров. Есть более щадящие, йодсодержащие препараты, и хотя они и попадают в сырое молоко, но не вызывают привыкание микроорганизмов.

Соответственно, если пересмотреть сам формат использования тех или иных препаратов, можно существенно снизить риски, не отказываясь от применения препарата на 100%.

 

Против отказа от антибиотиков:

Как и многие другие прекрасные идеи в сельском хозяйстве, благое начинание такого рода разбивается о простейшую проблему — нехватки кадров. Где взять толковых специалистов-ветеринаров, которые готовы принять волевое решение и взвалить на себя ответственность по пересмотру всей структуры лечения и профилактики заболеваний? Как застраховаться от потенциальных ошибок такого пересмотра, от издержек первого времени?

Такое станет возможным только тогда, когда ветеринарное образование окажется в тесной связке с реальным производством. Тут вопрос не только к профильному министерству, но и к крупным и богатым предприятиям: готовы ли он вкладывать средства в дополнительную подготовку молодых специалистов-ветеринаров? Есть ли у них ресурсы предоставить вчерашним студентам некое пространство для экспериментов и поиска новых путей в применении антибиотиков?

Чем чаще руководители животноводческих холдингов будут отвечать на эти вопросы утвердительно, тем быстрее и безболезненнее пройдет неизбежный отказ от большинства противомикробных препаратов. Ведь если животноводы не возьмутся за дело сами, рано или поздно их ждет предписание Минсельхоза — уже в ультимативной форме. И опыт других сфер, равно и опыт прошлых лет, подсказывает, что безболезненной стремительная перестройка не будет.

 

Справка

По прогнозу Всемирной организации здравоохранения, к 2050 году ежегодная смертность из-за антибиотикорезистентности составит в Азиатском регионе — 4 730 тыс. человек, Африке — 4 150 тыс. человек, Европе — 390 тыс. человек, Южной Америке — 392 тыс. человек, Северной Америке — 312 тыс. человек, а суммарные потери ВВП — 8%, или около $100 трлн.

Несмотря на всемирную озабоченность по поводу чрезмерного использования антибиотиков, их применение в сельском хозяйстве к 2030 году увеличится на две трети: с 63 200 тонн в 2010 году до 105 600 тонн в 2030 году.

Подготовил Александр Акулиничев

Поделиться
 
 
Заявка на спрос