Сельхозкооперация призвана стать национальным приоритетом

Вячеслав ТелегинНаступивший год должен стать переломным в сфере развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. Более того, по мнению руководства Минсельхоза России, вектор развития этого важного направления сельского хозяйства должен быть возведен в ранг национального приоритета.

Что сегодня конкретно тормозит объединение крестьянского сообщества в кооперативы? Какие меры государственной поддержки могут стимулировать эффективное и качественное функционирование потребкооперации в сфере АПК? На эти и другие актуальные вопросы специально для нашей газеты отвечает председатель совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) России Вячеслав Телегин.

– Вячеслав Владимирович, в своем выступлении на последнем Всероссийском съезде сельхозкооперативов, который проходил в Москве в конце 2016 года, вы подчеркнули, что «участие в кооперативе представителей крестьянского сообщества не сокращает, а только увеличивает число проблем, которых и без того выше крыши». Можно вас попросить конкретизировать свое суждение в этой части?

– В первую очередь это двойное налогообложение и дополнительные административные барьеры, в том числе двойное сертифицирование продукции. Вторая проблема связана с кредитами. Мы имеем достаточно примеров, когда учредителям сельхозкооперативов отказывают в кредитах именно за то, что они – учредители.

– Это порождает в свою очередь и проблемы финансового плана.

– Бесспорно. Простой пример: среднее фермерское хозяйство в прошлом году получило доход порядка трех миллионов рублей. Из этих денег на кооператив фермер может выделить в лучшем случае несколько сотен тысяч. Это подтверждается и реальной практикой получения гранта на развитие кооператива.

Согласно требованиям в СХПК может объединиться не менее десяти хозяйств. Средний размер гранта на СХПК составляет восемь миллионов рублей. Примерная доля собственных средств – 40 процентов, или порядка 3-4 миллионов. А это в расчете на одно кооперативное хозяйство составляет около 300 тысяч рублей, что является для большинства фермеров непосильным вкладом.

Мы считаем исключительно важным оказание сельхозкооперативам грантовой поддержки. Но, несмотря на то, что ее объемы увеличиваются и растет количество регионов – участников программы, кооперация на селе по-прежнему носит очаговый характер.

– Глава страны определил, что всемерное развитие фермерства и сельхозкооперации является важным государственным приоритетом. Государственную поддержку сельхозкооперации необходимо усиливать, ведь большая часть кооперативов, целые направления по-прежнему ее не имеют.

– Вы знаете, сегодня на гранты не могут рассчитывать те из них, кто занят переработкой, хранением, фасовкой и реализацией зерновых и зернобобовых культур, подсолнечника, кормовых и технических культур, сахарной свеклы, сельхозкооперативы по совместному использованию техники и другие.

– Но ведь эти направления, о которых вы говорите, предусмотрены Концепцией развития сельхозкооперации и должны быть обеспечены господдержкой.

– Мы в АККОР России считаем необходимым поддерживать все виды кооперации. Прежде всего потому, что они взаимодополняют друг друга, помогают в эффективном развитии.

К примеру, у нас в приоритете сельхозкооперативы, которые специализируются на молоке и мясе. Но без надежной кормовой базы не будет эффективного роста производства: молоко у коровы на языке. А кооперативы, производящие корма, не получают господдержку. И это сдерживает развитие как одних, так и других.

В то же время по молочной кооперации заложен целевой показатель 10 процентов ежегодного прироста сбыта и переработки молока. Показатель существенный, но его можно достичь, если подходить к развитию кооперативного движения системно и комплексно.

– То есть реалии дня сегодняшнего требуют в корне изменить правила государственной поддержки кооперативов.

– Это аксиома. Во-первых, нужно изменить соотношение средств гранта. Сегодня средства федерального и регионального бюджетов в нем составляют 60 процентов, а собственные средства крестьян – 40. Ситуация требует перейти к формуле в процентном соотношении 80 на 20.

Во-вторых, имеет смысл увеличить сроки освоения гранта до 24 месяцев, так как есть высокотехнологичные цеха, требующие значительного времени для строительства и запуска.

В-третьих, нужно разрешить направлять средства гранта на подключение кооперативных объектов к инженерной инфраструктуре, уплату первоначального взноса по договорам лизинга, на строительство, реконструкцию или модернизацию подъездных путей к кооперативным объектам и т.д.

Также необходимо разработать дополнительные меры господдержки, стимулирующие развитие кооперации, в виде субсидий из расчета на одну тонну мяса и молока, закупаемого у членов кооператива – КФХ и ЛПХ, для переработки в кооперативных цехах, на производствах.

– Вячеслав Владимирович, не считаете ли вы, что сегодня крайне низкий уровень информированности и знаний сельских предпринимателей, крестьян о потребительской кооперации и ее преимуществах. И в этой части высока востребованность информационно-консультационных центров. К сожалению, это важное направление также не имеет господдержки. И это просчет.

– Так и есть на самом деле. Создание таких центров не требует особых затрат – много на них не сэкономишь, а польза будет значительная.

В последние годы в наш оборот входит понятие «опорный фермер». К нему тяготеют малые подворья: они получают от опорного фермера помощь техникой, транспортом, сеном, зерном. Он дает работу соседям-односельчанам, расширяет производство.

Стихийная, теневая, начальная кооперация решает текущие проблемы, помогает выживать крестьянству. Ключевая задача – поддержать на старте эти ростки кооперации, обеспечить их развитие, переход в новое качество. Кроме того, мы считаем, что меры господдержки должны быть распространены на вновь создаваемые сельскохозяйственные кооперативы.

– Особая тема – сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы. Проблема в том, что для любого кооператива (в том числе получившего грант), для всех малых форм хозяйствования главный вопрос – где брать деньги на текущие нужды и развитие.

– Вы очень верно подметили. Ситуация сверхкритическая. Если в 2011 году малым формам хозяйствования – а это КФХ, ЛПХ, СХПК – было выдано субсидированных кредитов на 63 миллиарда 400 миллионов рублей, то в 2015-м – только на 4 миллиарда 700 миллионов рублей, то есть в 13 раз меньше. Соответственно доля малых форм хозяйствования в общем объеме за этот период сократилась с 13,5 до 0,6 процента – в 22,5 раза.

В 2015 году на компенсацию процентных ставок планировалось в госпрограмме выделить 4 миллиарда 800 миллионов рублей, а реально выплачено субсидий 130 миллионов, в том числе кооперативам – только 56 миллионов рублей.

Добавим к этому тот факт, что банки сворачивают филиальную сеть. Только за три последних года она сократилась с 42 до 35 тысяч, а за следующие десять лет, по прогнозам экспертов Банка России, уменьшится еще в два раза.

Как понимаете, ситуация для малых форм хозяйствования не самая радужная.

– Главная надежда на ее спасение связана с развитием сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации.

– Мы в АККОР России считаем необходимым включить кредитную кооперацию в госпрограмму и обеспечить ее достойными финансовыми ресурсами. Иначе крестьянское сообщество останется вообще без средств на поддержание и развитие своих хозяйств и кооперативов.

Надо понимать, что сегодня по объемам выданных кредитов – около 12 миллиардов рублей – сельскохозяйственная потребительская кредитная кооперация в числе лидеров среди кредиторов малых форм хозяйствования, а потому заслуживает всемерной поддержки.

В связи с этим в первую очередь предлагаем поддержать Фонд развития сельскохозяйственной кредитной кооперации, предоставив ему долгосрочный целевой беспроцентный государственный займ на развитие кредитных кооперативов в размере не менее 2 миллиардов рублей сроком на 20 лет с погашением равными долями после пяти лет освоения.

– Государственная поддержка развития сельскохозяйственной кооперации – это не только финансовый вопрос. Серьезным сдерживающим фактором является несовершенство законодательной базы.

– И здесь проблем немало. Остановлюсь на трех наиболее значимых.

Во-первых, в статье 123.1. Гражданского кодекса РФ необходимо исключить сельскохозяйственные потребительские кооперативы из организаций, которые не распределяют полученную прибыль между участниками, и закрепить порядок распределения доходов между членами СХПК, который предусмотрен в другом федеральном законе – «О сельскохозяйственной кооперации», положительно зарекомендовавшем себя на протяжении двадцати лет.

Во-вторых, в Налоговом кодексе РФ нужно предусмотреть снижение удельного веса оказываемых услуг СХПК для своих членов с 70 до 50 процентов, как это записано в законе «О развитии сельскохозяйственной кооперации», а также изменить другие нормы Гражданского кодекса, которые не учитывают специфику сельскохозяйственной потребительской кооперации.

В-третьих, в Кодексе об административных правонарушениях РФ значительно снизить штрафные санкции для потребительских кооперативов и их руководителей в соответствии с принципом пропорциональной ответственности.

Правовых проблем очень много, по некоторым требуется согласование позиции внутри кооперативного сообщества и с государственными органами.

Сельхозкооперация является магистральным путем развития сельского хозяйства и прежде всего малых форм хозяйствования. Очевидно, что центральная фигура в кооперативном движении на селе – это фермер. Чем прочнее он стоит на земле, тем действеннее фермерское движение, тем увереннее идет развитие кооперации. Сильная кооперация – важнейшее условие благополучия и развития фермерских хозяйств, реального подъема сельских территорий, а значит, повышения качества жизни людей, живущих в сельской местности.

Именно поэтому сельхозкооперация на деле должна стать стратегически значимым направлением нашей аграрной политики.

 

Записал Борис Бербеков, Москва – Нальчик
Источник: «Крестьянская правда»

 
Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление «Рынок АПК» любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в «Рынок АПК»). Пересылая в «Рынок АПК» свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.