Племя проблем: чем хороши волгоградские породы коз и КРС

 Автор: Евгений Шаститко

 

Растениеводство – доминирующая отрасль сельского хозяйства в Волгоградской области. На нее приходится более 70% доходов от продажи сельхозпродукции. Животноводство развито куда меньше – и за два с половиной десятилетия больше потеряло, чем приобрело. Так, в 1989 году область произвела 1,2 миллиона тонн молока, то есть по 500 литров на душу населения. За 2015 год, согласно данным федеральной службы статистики, в два раза меньше – 510 тысяч тонн. Это только 22-е место по стране. «Рынок АПК» пообщался с главами племрепродуторов и узнал, на каких животных делать ставку начинающему фермеру и с какими проблемами сталкивается отрасль.

 

«Золотая» порода: мясо, руно, молоко

Село Раздольное Николаевского района расположено в степи. Системы орошения нет, а ближайший источник воды находится в шестидесяти километрах от населенного пункта. Земля в Раздольном скудная, трава жухлая, но поголовье волгоградских овец она полностью устраивает. «Волгоградская» в данном случае – не прилагательное, относящееся к местности, а название породы.

– Овца неприхотливая, ест 98% всех трав, что у нас, в степи растут – рассказывает генеральный директор ООО «Николаевское» Александр Захаров, – да и плодовитая порода. К семи месяцам вес ягненка достигает порядка 25 килограммов. Легко наращивать поголовье, а мясо у них отличное. Мы все реализуем, причем не только в Волгоградской области, но и по России.

Волгоградская тонкорунная овца была выведена в совхозе «Ромашковский» в конце прошлого века. Селекционеры ставили задачу создать породу мясошерстного направления, не исключая при этом и молочных качеств. С десятитысячной отары в год стригали снимают порядка 25 тонн шерсти. Руно не золотое, но вполне качественное. Шерсть продают на текстильные предприятия по всей стране. Например, в Ставрополье по 150 рублей за килограмм. Есть потенциальные потребители и в непосредственной близости: на противоположном берегу Волги – крупное предприятие «Камышинский текстиль», из года в год наращивающее обороты и расширяющее ассортимент. Короткое транспортное плечо может стать важным фактором при выборе поставщика, если камышинская фабрика начнет выпускать изделия из шерсти.

Породу волгоградской овцы Александр Захаров считает перспективной, продуктивной и, что самое главное, малозатратной.

– На голову необходим ежедневно килограмм соломы или сена и 500 граммов фуража. Земли хватает, поэтому от стойлового содержания отказались. Дорого это. К тому же, овечкам нужно гулять. Не меньше пяти километров в день. Иначе отдача и по молоку, и по мясу, и даже по шерсти будет другая – хуже.

Соседствует с овцами крупный рогатый скот. Следуя традициям кочевников, в хуторе разводят калмыцкую породу. Выведенные не селекционерами, а самой эволюцией, коровы этой породы едят практически любую траву. Правда, молока дают меньше прочих, зато мясо «мраморное».

Чтобы содержать хозяйство, под корма отданы 9 тысяч гектаров земли. Остальные 6 тысяч – под зерновые культуры: пшеница, овес, просо. Из-за частой засухи подготовить кормовую базу на зиму непросто, приходится закупать. Однако вложения в овец и крупный рогатый скот окупают себя. Поэтому сегодня фермеры думают расширять поголовье – овец на тысячу голов, КРС – на сто.

 

Тотальная голштинизация

В отличие от племрепродуктора Николаевского района, акционерное общество (а в прошлом колхоз) имени Кирова Старополтавского района Волгоградской области ориентируется на молочное производство. Раньше здесь было 1200 голов крупного рогатого скота, теперь всего 600, однако надои выросли вдвое. Это результат «тотальной голштинизации», рассказывает глава хозяйства Геннадий Побоков:

– Семенной материал закупили в Краснодаре и обновили поголовье. Вымя выросло, как и количество молока. Когда я принимал хозяйство в 1992 году, мы надаивали порядка 2500 килограммов на фуражную корову. Теперь мы получаем порядка 5100 килограммов в год. Поэтому в засуху мы компенсируем потери от растениеводства прибылью от животноводства. Мировой опыт показывает, что это самая перспективная порода и вторая по популярности среди аграриев области. Большинство разводит симментальскую.

Перспективная порода заслуживает хороших условий. Шведские молокопроводы и чистое стойло – залог качественного молока, шутит фермер и тут же добавляет – племенное животноводство в регионе держится на плечах энтузиастов. Все меньше людей остается в селе. Отчасти это стало причиной сокращения поголовья – банально нет рабочих рук. Активно продолжают работать лишь те племзаводы, которые сохранили инфраструктуру колхозов с советских времен или нашли инвесторов. Например, в том же Краснодаре вложились американцы: завезли быков, семя, обновили поголовье. Сейчас провести закупку сложнее – сказываются санкции. В такой ситуации экономика и экономия выходят на первый план.

– На создание и содержание одного скотоместа нужно 220–250 тысяч рублей. Вот и считайте: чтобы построить ферму на 1200 дойных коров с нуля, нужно миллиард с лишним. Новичкам эти деньги откуда взять?

По мнению Геннадия Побокова, поддержка государства малых хозяйств и семейных ферм похвальна, но не способствует обеспечению продовольственной безопасности и развитию племенного животноводства:

– Одним знаний не хватает – кому сбывать, как сбывать? – другим опыта. В итоге многие хозяйства закрываются, не успев открыться. Тем, кто покрупнее, дотации получить сложнее, а взять долгосрочный кредит практически нереально. Процент – 18–20 годовых!

 

От худого семени не жди доброго племени

Так метафорично характеризует состояние племенного животноводства Александр Коханов, профессор Волгоградского государственного аграрного университета, донской казак, автор десятка научных работ.

«Для развития отрасли необходимо создание племобъединений, которые будут заниматься пополнением генетического банка и искусственным осеменением скота. В советское время велась подготовка специалистов этой отрасли», – рассказывает профессор Александр Коханов.

Коллективом ученых под его руководством была проведена многогранная и многолетняя работа по совершенствованию продуктивных и технологических качеств скота черно-пестрой и красной степной пород Нижнего Поволжья. Сегодня, утверждает ученый, в области нет племобъединений и, как следствие, племенное животноводство не развивается.

– В советском союзе было три предприятия, которые высоко котировались: Кубанский племрепродуктор в Краснодаре, Куйбышевское в Самаре и третье – наше Волгоградское. Более 300 быков производителей, примерно семь пород! Теперь нет ни единого быка. Весь семенной материал завозят из Краснодара, Московской области и Ленинградской.

Процесс голштинизации – двоякий: с одной стороны, он способствует увеличению надоев. К примеру, директор подмосковного племзавода «Русь» Карп Тозлиян отмечал, что за 12 лет голштинизации скота удой увеличился в 1,4 раза, содержание жира и белка в молоке – на 0,12 и 0,08%. С другой стороны, повальная гонка за показателями приводит к тому, что биологическое разнообразие пород снижается, а ещё страшнее, что выбракованный голштинский скот не пригоден для мяса. Иное дело симментальская порода – при гораздо меньшей молочной продуктивности, эти животные способны покрыть потребность страны в мясе. Однако сейчас скот работает, как конвейер, истощается и «подсаживает» производителя на иглу одной конкретной породы.

К слову, в пересчете на год расходы на содержание голштинской породы оказываются выше, чем на содержание той же симментальской – и это при том, что выбракованные особи не идут на мясо!

Поделиться
Предложения
КРС
Племенные Нетели Голштинской породы
Товарные коровы Черно-пестрой породы Голштинизированные
Товарные нетели Черно-пестрой породы Голштинизированные
Все объявления этой категории
Спрос
Закупаем телят
Закупаю бычков
Куплю телят, бычков, телочек
Закупаем КРС на забой по России
Все объявления этой категории
 
 
Заявка на спрос