Первый бастион: ветеринары оценили свою роль в глобальном масштабе

Автор: Александр Акулиничев

В Москве прошел VIII Международный ветеринарный конгресс, тема которого звучала исключительно масштабно: «Единый мир – единое здоровье». В полном соответствии с названием, масштабным был и уровень обсуждаемых проблем, и список гостей: по сути, в Доме союзов на Большой Дмитровке 23-25 апреля 2018 года собрался весь цвет ветеринарной науки России, Европы и Азии.

 

Крупные эпидемии рождаются на фермах

Как стало очевидно в ходе ключевой конференции мероприятия, едва ли не главной фундаментальной проблемой, стоящей сегодня перед ветеринарией всего мира, является проблема распространения вирусных заболеваний, которые могут передаваться человеку. Практически все громкие вирусы последних лет – гриппы H1N1 и H5N1, лихорадка Зика, Эбола и др. – имеют животную и даже, если быть точным, сельскохозяйственную природу. Когда вирусу удается прорвать первый бастион – ветеринаров на небольшой африканской, азиатской, европейской ферме, – он получает такую свободу для распространения по всему свету, которая несет реальную угрозу человеческой популяции.

Иначе говоря, современный ветеринар должен понимать, что на нем лежит ответственность не только за сохранность стада, привесы и, в конечном счете, прибыль хозяина – именно его, ветеринара, качественная работа способствует безопасности человечества. Это может прозвучать несколько пафосно, однако из трех крупнейших эпидемий в истории (черная чума, испанка, СПИД – каждая унесла почти столько же жизней, сколько и Вторая мировая война) две были вызваны вирусами животного происхождения.

Как подчеркнул в своем обширном докладе заслуженный профессор, руководитель отдела молекулярной и клеточной биологии Национального центра биотехнологии (Мадрид) Луис Энхуанес, существуют три кита, предупреждающие распространение любых вирусных заболеваний: тщательный мониторинг, ранняя детекция, быстрая реакция. Глобальные изменения начинаются с малого: если каждая ферма отладит систему мониторинга заболеваний, выявляющую вирусы на ранних стадиях, и сразу же будет реагировать на них, мировые эпидемии будут случаться реже. Не говоря уже об эпидемиях у животных, вроде Африканской чумы свиней, которая фактически перевернула весь европейский рынок мяса в 2010-е годы.

Линда Сайф, академик Национальной академии наук США, почетный профессор Государственного университета штата Огайо, рассказала о наиболее опасных коронавирусах – опасность их в первую очередь заключается в чрезвычайном разнообразии и уникальной способности модифицироваться и мутировать. По ее словам, первой крупной эпидемией среди животных в XXI веке стал именно коронавирус SARS, известный также как атипичная пневмония. «Нулевым пациентом», напомнила профессор, был фермер из китайской провинции Гуандун – однако меры по уничтожению очага инфекции и изоляции его не были приняты, а власти Китая скрывали информацию о том, что патоген передался человеку и привел к смертельному исходу, что в итоге вылилось почти в 1000 смертей.

Как отмечает Линда Сайф, новые коронавирусные эпидемии случаются с тех пор каждые несколько лет, практически по расписанию, и к ним в известной степени можно подготовиться каждому фермеру. Для этого, правда, необходимо следить за самой актуальной научной литературой, где подробно расписывается природа заболеваний и методы борьбы с ними – увы, непозволительная роскошь для большинства российских животноводов, не говоря уже о том, что львиная доля исследований не переведены на русский язык. Последняя крупная коронавирусная эпидемия произошла в 2017 году – вирус диареи свиней SADS, уничтоживший порядка 25 тысяч животных в Китае. По меркам эпидемии АЧС в России – детский лепет; однако же китайская наука, умудренная горьким опытом атипичной пневмонии, направила огромные ресурсы на борьбу с этим патогеном, тогда как в России вот уже семь лет попросту уничтожаются большие и малые свинофермы.

 

«Меркурий» отследит все

Если возвращаться к менее глобальным вещам, то другой важной темой Ветеринарного конгресса стала обязательная ветеринарная сертификация. Заместитель министра сельского хозяйства России Евгений Непоклонов провел совещание с руководителями региональных органов исполнительной власти в первый же день конгресса, первым же мероприятием – и это показательно с точки зрения значимости законодательного новшества.

– Электронная ветеринарная сертификация – это не просто перевод бумажной сертификации в электронный вид, это целый комплекс мероприятий, который является основой для отслеживания продукции при ее перемещении внутри страны, – отметил Евгений Непоклонов.

О ситуации с подготовкой к полному переходу на электронную ветеринарную сертификацию в разрезе регионов рассказал заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Николай Власов. Он назвал лучшие регионы по темпам оформления электронных ветеринарных сопроводительных документов. Среди них – Челябинская, Орловская и Ярославская области.

 

Грядет разделение на благополучных и не очень

Участники совещания с заместителем министра затронули также тему регионализации. 20 января 2017 года было утверждено решение Россельхознадзора о проведении этой процедуры. Согласно этому решению, запрещено, к примеру, перемещение сырого молока из неблагополучных регионов в благополучные без пастеризации – и это может существенно сказаться на тактиках и стратегиях ведения бизнеса многих маленьких ферм и крупных холдингов.

Проведение регионализации предполагает присвоение определенному региону или части территории какого-либо статуса. Присвоение региону определенного статуса влечет за собой регулирование товарных потоков из региона и в регион. В целом регионализация представляет собой инструмент разделения опасных и безопасных товаропотоков и перевозок, это один из методов обеспечения биобезопасности.

Регионализация – это статус региона по опасным заболеваниям животных. Статус может быть благополучным, неблагополучным и неопределенным. Учитывается не только наличие или отсутствие заболеваний, но и общественные преграды для их проникновения, а также вакцинация. В приказе, подписанным Минсельхозом РФ, есть перечень заразных болезней, по которым проводится регионализации. Всего в приложении к приказу перечислен 141 вид заболеваний, в том числе ящур, АЧС и лейкоз КРС.

Границы регионов и зоны с разным статусом определяются службами ветеринарного надзора. Границами зон могут быть реки и леса – все, что мешает распространению заболеваний. При этом в регионализации «регион» не обязательно означает «субъект федерации». Границы могут отличаться, если так решат ветеринарные службы.

Статусы регионов можно найти онлайн в системе «Цербер»: https://cerberus.vetrf.ru/cerberus/regionalization/pub Статус меняется автоматически при появлении заболеваний и сменяется через определенное время после отсутствия новых случаев заболеваний.

В 2017 году закончено проведение регионализации территории страны по всем болезням крупного и мелкого рогатого скота, оленей, свиней, лошадей, птиц, собак, кошек, пушных зверей, пчел, земноводных, рыб и других гидробионтов. Сейчас проводится мониторинг статусов регионов и отслеживание ситуации по восприимчивости животных к болезням.

Пока что строгость нового закона, как водится, компенсируется необязательностью его исполнения, однако когда «теоретическая» часть регионализации – а именно присвоение первоначальных статусов разным регионам – будет завершена, можно ожидать ужесточения по всем фронтам. И фермерам, чьи предприятия находятся на границах зон с разными статусами, вероятно, придется серьезно изменить свои подходы к ведению дел. Это дополнительный повод, чтобы изучить особенности нового закона уже сейчас.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос