Какое будущее ждет молочные КФХ в России?

imgНа этот вопрос отвечают владельцы КФХ и эксперты в области молочного животноводства.

Александр Саяпин, владелец КФХ «Саяпина», Калужская область
– Я вырос из маленькой фермы – в среднюю, и теперь хочу стать почти крупным хозяйством. По мере продвижения в эту сторону я стал понимать, что, чем больше я расширяюсь, тем менее эффективным становлюсь с точки зрения использования потенциала животных и даже экономики. Я говорю это пока только на основе ощущений, анализа у меня еще нет.

Я считаю, что точно выживут те совсем небольшие хозяйства, которые производят столько продукции, сколько сами могут продать в розницу без посредников. Им вообще ничего не грозит, у них постоянный покупатель. Никакой конкуренции в ближайшей и даже далекой перспективе не предвидится. Но это ограниченный объем производства. Если говорить о молоке – то это до 500-600 литров в сутки.

Кооперация КФХ – это сложный вопрос. Хотя я тоже участвую в кооперативе, но замечу, что, чем больше в нем участников – тем более инертной становится эта структура. Интересы у всех разные, каждый старается тянуть по чуть-чуть в свою сторону. В итоге общее движение притормаживается. Один мог бы бежать быстрее. Структура становится аналогичной любому холдингу, когда зоотехник должен две недели бегать и собирать подписи, чтобы купить что-то необходимое.

Возможна не кооперация фермеров между собой, а объединение с магазинами, сетями – что-то в этом духе, чтобы найти нишевый продукт. Фермер точно не выживет, если он будет работать в массовом сегменте. Это вообще не его путь по многим причинам. Фермер должен дойти до конечного потребителя, человека, который покупает его продукты, чтобы съесть, а не перепродать.

Я думаю, государство не должно отдельно поддерживать КФХ. Фермерское хозяйство – такой же сельскохозяйственный производитель, как любое ООО, ОАО... Разделять поддержку по категориям – в корне неправильно, потому что это заведомо неравная конкурентная среда. Я считаю, что должны быть одинаковые условия для любого сельскохозяйственного товаропроизводителя. Если решили на литр молока – то всем: и фермерам, и не фермерам. Если субсидирование инвестиционных кредитов – тоже, я считаю, всем.

Сергей Нефедов, владелец КФХ, Московская область
– Вопрос очень сложный. Так сразу и не ответишь. Проблема крестьянско-фермерских хозяйств: дети не хотят идти по стопам родителей. Наше поколение уйдет – а кто следующий?

Открыть семейный магазин и создать КФХ – это две разные вещи. Как небо и земля. Все члены семьи должны понимать, что ферма не на один сезон, не на год и не на два – а на всю жизнь. Тогда будет успех. Когда мы начинали свое КФХ, моему ребенку было около двух лет. А сейчас он пришел работать вместе со мной. В Европе фермеры обычно гордо рассказывают, что они занимаются сельским хозяйством 7-8 поколений. У нас сейчас третье поколение растет. Я думаю, что оно может быть последним.

Профессия не престижная, нет гордости в слове «фермер», как было раньше. Нет подготовки кадров. Покажите мне школу или какое-нибудь учебное заведение, где сегодня готовят нормальных фермеров!, где успешно сочетаются теория с практикой, где будущие фермеры осваивают новейшую технику и оборудование. Я так говорю, потому что полгода учился в Швеции в специальной фермерской школе, и мне есть с чем сравнивать.

Необходимо повысить престиж профессии и создать нормальные условия по налогообложению для начинающих фермеров. Государство должно корректировать и направлять фермера, защищая его интересы, определять приоритеты, чем сегодня должен заниматься фермер и что завтра будет более прибыльно для него: выращивать сою или производить молоко. Чтобы фермеры были уверены в завтрашнем дне, государство также должно решить вопросы, связанные с выделением земли, со строительством жилья на этой земле...

Фермер не может быть профессионалом в каждом направлении, он узкий специалист: растениеводство, животноводство… Я всегда учился на своих ошибках. Во многих странах для этого существуют кооперативы. Зарубежные фермеры состоят в очень многих кооперативах, где они получают не только помощь и поддержку по сбыту своей продукции, но и ответы на все вопросы по ведению хозяйства.

Вероник Агуера, консультант Gira
– Будущее КФХ в России связано с общим предложением молока: если в среднесрочной перспективе будет достаточно молока для переработки, то маленьким хозяйствам будет сложно продолжать, потому что потребление на месте и локальные продажи имеют мало (и все меньше, и меньше) потенциала в будущем. Но если будет дефицит, то почему бы нет? С учетом того, что качество молока будет на соответствующем уровне.

Правильной стратегией для маленьких ферм может быть – объединяться в кооперативы, чтобы снабжать крупные молочные комбинаты для массового рынка. Или образовывать небольшие кооперативы, специализирующиеся на каком-то региональном продукте с упором на качество. Но я не уверена, что очень маленькие фермы смогут это сделать. И, я повторюсь, в первую очередь требуется хорошее качество молока. Еще необходимы хорошие маркетинговые навыки, чтобы продавать различные продукты, повышая их стоимость из-за происхождения, например.

Исходя из того, каким я помню французский молочный рынок несколько десятилетий назад, и моего опыта здесь в горных районах, где тяжело без нескольких дюжин коров, – сделать семейную ферму прибыльной очень сложно.

Наталья Дербенева, хозяйка КФХ, Московская область, Рузский район
– Будущее крестьянско-фермерских хозяйств?! (смеется) Ну это перебор! Если будут работать – то все будет хорошо. Если работать не будут – то все будет так же, как сейчас.

Но это не работа – это образ жизни. У нас есть переработка, и растениеводство, молочное стадо, пекарня – и масса детей. А сейчас мы хотим заняться экотуризмом. У нас есть все, что нужно! Невозможно заниматься чем-то одним: оно обречено на провал. Всегда надо работать над целым комплексом направлений. И у одного человека жить и заниматься вот такими вопросами не получится. Обязательно должен быть большой и дружный коллектив, который может быть только в семье.

Мы рассматривали возможность объединения с другими КФХ и уже обсуждаем создание потребительского кооператива с фермерами, хозяйства которых расположены рядом. Их четыре человека. Сейчас мы работаем над улучшением качества сырья – над основой продукции.

Государство должно создавать все условия для того, чтобы фермер работал. Именно трудился, а не собирал бумажки и доказывал, что он работает. Самое главное, чтобы перед ним не стояло задачи показать, что он нужен. Должна существовать большая программа для работы фермерских хозяйств – в масштабах района, области, России. Каждый фермер должен найти свою нишу в этой программе. Но программа должна быть! Без программы работать невозможно.

Николай Перов, индивидуальный предприниматель, технолог по молочному и мясному скотоводству
– Я считаю, что КФХ будут не то чтобы объединяться в кооперативы, а скорее друг друга поддерживать и обмениваться информацией. У нас в регионе есть достаточно уникальный опыт Андрея Болсуновского. Он раньше абсолютно не занимался сельским хозяйством, управлял банком – ушел, занялся сельским хозяйством и организовал в Сибирском подворье что-то вроде клуба. Недавно он объединил свою ферму с двумя ЛПХ. Я думаю, что объединения КФХ будут именно такого рода: когда люди находят друг друга, основываясь на личной симпатии. Возможно, это особенность наших территорий: мы находимся далеко друг от друга и поэтому стараемся друг друга ценить.

В КФХ у людей особое отношение к животным и природе, поэтому они производят особенную продукцию. Другое дело, что им трудно соблюдать жесткие производственные стандарты: они добиваются качества тщательностью и трудолюбием.

Александр Коновалов, владелец экологической фермы «Коновалово», основатель и руководитель профессионального объединения производителей и поставщиков экологической продукции «Экокластер»
– Я считаю, что те хозяйства, которые потихоньку будут переходить на рельсы производства экологически безопасной продукции и предоставления услуг по агротуризму, – вот у них, на мой взгляд, будущее намного оптимистичней. Эта продукция и такие услуги наиболее востребованы в настоящее время и все больше и больше пользуются спросом, как, например, это происходит за рубежом.

Диверсифицировать бизнес – тоже хорошая идея. Я считаю, что чем больше есть небольших очагов получения прибыли в хозяйстве, будь то овощеводство, животноводство, переработка продукции, доставка, своя розница, – тем легче выживать.

Кооперация КФХ в России не только возможна: она уже существует, по крайней мере в рамках нашего объединения «Экокластер». В него входят в том числе крестьянско-фермерские хозяйства, которые с нами сотрудничают по поставкам натуральной продукции для наших розничных магазинов.

Если мы говорим об экофермах, то надо юридически закрепить право производства экологически чистой продукции: во-первых, принять закон, который упорядочит деятельность тех, кто придет на рельсы органического земледелия и животноводства; во-вторых, принять технический регламент; в-третьих, государство должно помочь с какой-то социальной рекламой этого вида деятельности. Люди должны понимать, в чем разница между натуральной, созданной в том числе по принципам органического сельского хозяйства, и массовой продукцией, для которой применяли пестициды, гербициды и всевозможные химикаты. Необходимо также подключать сюда научные институты, Минздрав в том числе, чтобы они сформировали научно-доказательную базу, почему в натуральном молоке намного больше аминокислот, витаминов и полезных веществ, чем в молоке, которое было получено промышленным способом и с которым неоднократно проводили различные манипуляции. Мало того – оно еще может быть сделано с использованием порошка. Обо всем этом надо говорить людям с какими-то цифрами на руках.

Источник: DairyNews.ru

Поделиться
Вильморин
 
 
Заявка на спрос