Cекреты интеграции с ФГИС «Меркурий»
В 2018 году был принят федеральный закон №243-ФЗ, который обязал все предприятия, связанные с животноводством, ввести обязательную электронную ветеринарную сертификацию продукции. Идея хорошая, ведь она помогает повысить доверие потребителей к животноводческой продукции.
Как правильно организовать оформление документов в электронном виде и упросить работу предприятия?
Что такое ветеринарная сертификация и как она работает?
Закон о ветеринарном контроле действует на территории Российской Федерации с мая 1993 года. Именно ветеринарная сертификация является гарантом пищевой безопасности и здоровья граждан в России. Поэтому любая продукция животного происхождения от производства до прилавка должна находиться под строгим контролем и надзором.
Кстати, хорошим подтверждением этого аргумента стала пандемия коронавируса, ведь по одной из версий источником вируса COVID-19 стала именно летучая мышь, употребленная человеком в пищу.
Ранее ветеринарная сертификация была неудобным и монотонным процессом, который отнимал много рабочего времени у производителей. А также лишал покупателей уверенности в качестве приобретаемого товара. Бумажные сертификаты и свидетельства было очень просто фальсифицировать или потерять, что снижало доверие потребителей к продукции животноводства.
Зачем была введена система ФГИС «Меркурий»?
Автоматизированная система «Меркурий» — это решение, которое должно повысить биологическую и пищевую безопасность, установив государственный ветеринарный контроль на территории России. А ключевая задача электронной сертификации заключается, конечно же, в борьбе с фальсификацией свидетельств, вымогательством и коррупцией.
Проще говоря, оперативно отследить и проверить бумажные сертификаты практически невозможно, это огромный объем документов с неравномерным качеством заполнения. Нужна автоматизация. Автоматизированная система «Меркурий», разработанная Россельхознадзором, позволяет решить вопрос с контролем качества продукции в России и в странах Таможенного союза.
Производителей продукции сертификация защищает от подделок, которые могут быть выпущены под их брендом. Именно такой подход в контроле продукции позволит гарантировать пищевую безопасность на каждом этапе производства и реализации.
Все животноводческие предприятия должны подключаться к ФГИС «Меркурий».
Все организации, которые работают с продукцией подконтрольной ветеринарным органам обязаны работать с системой «Меркурий». В их число входят молокозаводы, птицефабрики, мясокомбинаты, фермы, производители морепродуктов, а также поставщики продукции, розничные магазины, рестораны и кафе.
Список немаленький, поэтому узнать точно, нужно ли подключать «Меркурий», можно в приказе Министерства сельского хозяйства России № 648, где приведен полный перечень товарных групп.
Как можно подключиться к ФГИС «Меркурий»?
Все довольно просто, ведь нужно выполнить всего лишь два шага:
- 1. Сначала заполнить заявление для регистрации в местном отделе Россельхознадзора, либо можете сделать это онлайн. Однако в этом случае на заявлении должна будет стоять официальная электронная подпись;
- 2. После просто зарегистрироваться в системе «Меркурий».
После этого будет доступен личный кабинет, в котором можно оформлять и «гасить» сертификаты, а также вносить правки в данные.
Работа с программой абсолютно бесплатная.
Виртуальный и прозрачный документооборот
Производитель должен открывать в «Меркурии» документооборот на каждую единицу продукции, а получатель продукции должен ставить специальную отметку о доставки товара в этой же программе.
Объясним на простом примере. Допустим ферма «Три поросёнка» произвела 200 кг живого мяса, которое будет отправлено на перерабатывающее предприятие. В этом случае на всю продукцию в ФГИС «Меркурий» заводятся сопроводительные ветеринарные документы.
После получения товара перерабатывающая компания ОАО «Главкомбинат» делает отметку в той же программе о получении продукции, и документация считается погашенной.
Далее из полученного сырья производятся полуфабрикаты и котлеты. Вид продукции иной, поэтому снова необходимо заводить документы в систему перед отправкой продукции на продажу. Торговая сеть, которая получит партию котлет для реализации, также должна будет погасить документацию и поставить отметку во ФГИС.
Этот пример показывает, как работает принцип контроля качества поставки от фермы до прилавка. А также дает возможность отследить, из какого сырья была изготовлена продукция, и какое фермерское хозяйство поставило это сырье.
Как система ветеринарной сертификации может упросить работу предприятия?
Работая с ФГИС «Меркурий», предприниматель все также должен заполнять, вести и «гасить» ветеринарные сертификаты. Только уже не на бумаге, а в системе. Ведение документов в системе быстрее, чем в бумажном виде и позволяет избежать многих ошибок. Но все равно если документы вводить вручную, то этот процесс может отнимать много времени. А еще ведь придется дополнительно обеспечивать выверку реестров с бухгалтерскими и складскими системами.
Такие временные затраты могут позволить себе только небольшие предприятия с малым объемом продаж. Крупные компании, конечно же, нуждаются в автоматизации процессов и в программной интеграции с информационными системами для упрощения работы с ФГИС «Меркурий».
Для облегчения работы предпринимателей уже было разработано несколько интересных решений по автоматизации работы с документаций. Например, интеграционное решение «Матрица. Обмен с ГИС Меркурий»
Особенности системы «Матрица. Обмен с ГИС Меркурий»
Анализ работы крупных агропромышленных холдингов показывает проблему, с которой сталкивается большинство перерабатывающих предприятий. Ведь несмотря на то, что бумажные сертификаты ушли, перед отправкой продукции все равно необходимо заполнять огромное количество документов, пусть и в электронном виде.
Это отнимает много времени, загружает ветеринарных врачей, что приводит к нарушению сроков поставки, непредвиденным расходам и штрафам.
Интеграция корпоративных систем с ФГИС «Меркурий» позволяет оформлять большое количество ветеринарных сертификатов всего за пару минут.
Да, каждый, кто хочет снизить себестоимость продукции, сократить время на монотонное заполнение отчетности и увеличить производительность своего предприятия может подключить систему «Матрица. Обмен с ГИС Меркурий». В зависимости от типа компании (поставщик, производитель или розничный магазин) разработаны три разных программных модуля.
Помимо стандартного оформления ветеринарной сопроводительной документации в электронном формате можно также:
- 1. Вести учет по всем покупкам, продажам, перемещениям и инвентаризации;
- 2. Автоматически регистрировать первичные документы;
- 3. Обмениваться справочниками с АС «Меркурий»
- 4. Автоматически формировать заявки в ГИС «Меркурий» из учетных систем;
- 5. Оформлять пришедший товар по сертификатам разных видов.
В общем, система автоматизации полностью закрывает ручную работу по оформлению сертификатов и документов на продукцию.
Да, предприятию требуется всего 1 секунда, что нажать нужную клавишу и оформить ветеринарный сертификат, что сокращает время создания сопроводительной документации почти в 50 раз.
А также система автоматизации полностью интегрируется с любой корпоративной системой предприятия, что упрощает процесс оформления партий продукции и обработку информации.
Краткие выводы
Благодаря внедренной системе Россельхознадзор контролирует основные процессы в сфере пищевой безопасности и учета продукции. А электронный документооборот позволяет отслеживать детальную информацию о производимой продукции.
Теперь любая животноводческая продукция обязана проходить сертификацию через ФГИС «Меркурий». А работать с ветеринарной сертификацией обязаны все компании, реализующие цепочку поставок: производители сырья, перерабатывающие предприятия, логистические компании и розничные торговые точки.
Электронная сертификация позволяет потребителю получать качественную продукцию, произведенную под жестким контролем со стороны предприятий и государства.
Автор: Андрей Медведев, andrey.medvedev@matrix24.ru
Компания МАТРИЦА https://www.matrix24.ru/