Австрийский Семен на кореневской ферме
– Сегодня можно вполне успешно развиваться, – эту мысль высказывает кореневский фермер Александр Набойкин, когда мы приезжаем в деревню Обуховку посмотреть на его молочное стадо, пасущееся на лугу с сочной зеленой травой.
– Так вы со временем, может быть, и переработкой молока займетесь?
– А почему бы и нет! Это входит в мои планы. Поголовье же увеличивать будем – объем продукции тоже вырастет.
На сегодняшний день в крестьянско-фермерском хозяйстве Набойкина 250 голов крупного рогатого скота. Трудности становления Александр Иванович, можно сказать, уже преодолел. Его трудовая биография, в общем-то, похожа на сотни других: после сельскохозяйственного техникума пришел в местный колхоз в качестве зоотехника, а с его развалом стал размышлять над тем, где бы нашлось применение имеющемуся у него опыту работы. Но поскольку в известное время коллективные хозяйства «падали» одно за другим, а в образовавшихся разного рода акционерных обществах, инвестиционных компаниях животноводство рассматривали как некую второстепенную отрасль, трудоустроиться Александру оказалось непросто.
– Тогда каждый выживал как мог, цеплялся за любую работу. И я поначалу пошел по такому же пути. Но, наверное, свою роль сыграла моя верность избранной профессии: решил заниматься тем, что мне хорошо знакомо. Так поначалу образовалось личное подсобное хозяйство, в котором было около 20 голов крупного рогатого скота. Постепенно увеличивая поголовье, я пришел к выводу, что ставку все-таки нужно делать на молочное животноводство. В 2011 году зарегистрировал крестьянско-фермерское хозяйство, а в 2013 уже получил грант – 2 миллиона рублей – по программе, предусматривающей поддержку начинающих фермеров. Грант получен на развитие мясного животноводства, – уточняет Александр. – И у нас уже стоят бычки на откорме – довольно упитанные.
– Сколько в сутки прибавляют в весе?
– В пределах килограмма. Но это немного. Поголовье пока в основном доморощенное. Сейчас вот вплотную начинаем заниматься племенной работой. Купили симментала австрийской породы – Семена.
– ?!
– Это наши животноводы так его на русский манер окрестили. А вообще-то, бычка зовут Слендером.
Ежедневно КФХ Набойкина реализует тонну молока, хотя производит больше – 300 литров его идет на выпойку телятам: хозяин считает, что молодняк, независимо от того, готовят его на племя или на откорм, должен быть крепким. Безусловно, немаловажное значение имеют хорошие условия содержания животных. И в отсутствии таковых фермера никак не упрекнешь. Когда проходишь через животноводческие помещения (отреставрированные бывшие заброшенные колхозные) и построенные уже хозяином КФХ, искренне восхищаешься их видом: все фермы вычищены и выбелены, хорошо проветриваются. Словом, хозяйская рука чувствуется повсюду. Строительством Александр Иванович планирует заниматься и впредь: нужно еще одно помещение для телочек, склад для хранения зерна.
Кстати, фермер несказанно рад, что теперь у него будет собственное зерно. Правда, получит он его только в будущем году, посеяв озимые в конце нынешнего лета. Пашню – 180 гектаров – Набойкину выделили совсем недавно, так что ту же кукурузу ему пришлось сеять уже в третьей декаде мая. Земельный участок расположен далековато от его фермы – за 17 километров, да и тот дали с трудом, потому что свободной земли в районе уже нет. А ведь хозяин КФХ просил землю давно, но прежняя районная и сельская власть почему-то отказывали ему в ней, что, по словам Александра, лишало его возможности расширить свое хозяйство – «покупные корма обходились дорого». Теперь же фермер настроен оптимистично и говорит, что дальность расстояния пашни от базы хозяйства (кроме животноводческих помещений, есть еще машинный двор) его не огорчает:
– Главное, что у нас есть необходимая техника: для обработки почвы, внесения удобрений, уборки культур, заготовки сена. Кстати, в прошлом году мы припасли его тысячу тюков по нескольку центнеров каждый. Еще и сейчас, после зимовки, сено осталось. У нас есть 100 гектаров лугов, за которыми мы ухаживаем, удобряем – вот они только и выручали. И сейчас, как видите, животных пасем. Пока среднесуточный надой молока от коровы– около 14 килограммов, животные ведь только перешли на сочный корм. Но в самое ближайшее время он будет выше.
По словам начальника управления аграрной политики Зои Матюховой, вместе с нами приехавшей в КФХ, в последнее время в Кореневском районе увеличилось поголовье крупного рогатого скота в целом и дойного стада, в частности. Разумеется, увеличились и объемы молока: ежедневно его получают 33 тонны. Неплохо обстоят дела в этом плане в некоторых довольно крупных сельхозпредприятиях. Что касается фермерских хозяйств, то разведением молочного животноводства занимается только Александр Набойкин. Конечно же, мы поинтересовались у Александра Ивановича, насколько фермер чувствует поддержку и государства, и региона.
– Конечно, поддержка ощутима, – уверенно отвечает он. – Если бы, например, не грант, кто бы дал мне 2 миллиона, которые не надо возвращать, да еще не облагаемые налогом?! Просто эти средства нужно использовать по целевому назначению. Плюс к тому субсидии на реализацию молока: в прошлом году мы получили около 200 тысяч рублей – да, не так много, как хотелось бы. Но ведь мы сейчас будем пополнять дойное стадо племенными телочками, увеличится и улучшится кормовая база, естественно, что и продуктивность станет иной. Кстати, уже за первый квартал нынешнего года мы произвели молока на 10 тонн больше, чем за этот же период в прошлом году. И выручка от реализации его увеличилась на 160 тысяч рублей.
– Причем Александр Иванович – единственный, кто в нашем районе за прошлый год получил субсидию, – включается в разговор Зоя Леонидовна. –У него и поголовье большое, и сохранность молодняка стопроцентная.
– Развиваетесь в основном за счет собственных средств, Александр Иванович?
– Своих денег маловато. А кредиты брать накладно – проценты большие. Но не зря ведь говорят, что безвыходных положений не бывает. Мы в некоммерческом партнерстве «Областной центр поддержки малого и среднего предпринимательства» взяли заем под пять процентов, то есть переплачиваем совсем немного. Но есть, конечно, проблемы, с которыми нам самостоятельно не справиться – это пресловутые закупочные цены. На мясо они немного подросли, а вот на молоко…
Изначально мы сдавали свою продукцию (причем охлажденное молоко – купили специальное оборудование) на «Рыльский сыродел». Но удовлетворения от такого сотрудничества как-то не испытывали: все время нам указывали на то, что якобы качество нашей продукции оставляет желать лучшего. Теперь мы работаем с рыльским ООО «Молплюс», и выясняется, что наше молоко – первосортное. Все нас с этими партнерами устраивает, кроме цены: 16,5 рубля за литр.
Между тем известны факты, когда частники скупают продукцию у фермеров вроде меня, потом реализуют ее перерабатывающим предприятиям по 21 рублю. То есть на поверку выходит, что производитель остается в накладе, а перекупщик бывает в фаворе. Это не только несправедливо, но и просто даже нелогично. Вот во многом по одной этой причине некоторые фермеры и не хотят заниматься развитием молочного стада или останавливаются на полпути. Мы сворачиваться не намерены. Более того, именно складывающая ситуация в основном и заставляет нас вплотную задуматься над тем, как скорее наладить переработку молока.
– И рынок сбыта уже просматривается?
– Думаю, с этим как раз проблем не будет. Во всяком случае, у нас имеется свой небольшой магазинчик, где работает моя жена. Так что на первых порах, пока объем продукции будет небольшим, сможем реализовать ее на месте.
О том, что глава КФХ «сворачиваться» не собирается, свидетельствуют и его планы, которые он собирается воплотить в жизнь уже в ближайшие год-два. Александр намерен увеличить количество животных до 300 голов, а следовательно, напомним, расширить комплекс животноводческих помещений. Будут строиться также складские помещения. Не так давно пополнили тракторный парк новым МТЗ-82, приобрели оборудование для мельницы, планируют купить КамАЗ.
В хозяйстве работают 15 человек – животноводы и механизаторы. Это совсем неплохо, если учесть, что, кроме как у Набойкина, да еще одного фермера, занимающегося растениеводством, трудоустроиться в Обуховке особенно-то и негде. По словам Александра Ивановича, все работающие вовремя получают зарплату. Причем он платит ее и зимой, когда, например, у механизаторов фронт работ сужается или вообще сводится к нулю – говорит, что не хочет упустить хорошие кадры, которых сегодня не так уж и много в деревне.
– Как таковой прибыли мы пока не видим, – замечает фермер. – Все средства направляются на развитие хозяйства. Но зато как приятно осознавать, что оно растет, расширяется… Люблю я животных, всех своих коров, как говорится, «знаю в лицо».
Похоже, и буренки тоже «с первого взгляда» узнают своего хозяина – они устремились ему навстречу, едва только мы появились на лугу. Свежий майский ветерок доносил запах душистых луговых трав. Умный Рекс превозмог полуденную дремоту, и, видимо, желая показать свою преданность хозяину, стал помогать пастуху Юрию Зазуле подгонять стадо.
– Какое приволье! – воскликнула Зоя Леонидовна и добавила: – Наша русская деревня всегда будет жить, потому что трудятся здесь хорошие хозяева, люди с доброй душой…
Источник: «Курская правда»