Миллиарды, зарытые в землю

Автор: Константин Смолий

Специалисты Счетной палаты выявили, что нынешняя система господдержки крестьянских (фермерских) хозяйств несовершенна. За расходованием денег нет качественного контроля. Субсидии получает лишь небольшое число фермеров, да и те не вносят заметного вклада в общий объем производства.

Счетная палата РФ решила проверить, насколько эффективно потрачены деньги, выделенные с января 2016 по ноябрь 2018 года малым формам хозяйствования – крестьянским (фермерским) хозяйствам, семейным фермам и кооперативам. Деньги эти выделялись по госпрограмме развития российского сельского хозяйства. Чаще всего – в виде грантов и возмещения части расходов хозяйств (например, на выплаты кредита или на капитальное строительство). Причем государство дает крестьянам не напрямую, а через региональные бюджеты – в виде субсидирования их расходных обязательств.

Посредничество регионов – одна из проблем всей системы господдержки. Как отмечается в докладе Счетной палаты, Минсельхоз не контролировал, как именно регионы тратят свои и федеральные деньги, кому и сколько они дают. Конечно, регионы отчитывались, но формально. Другого и не могло быть, учитывая, что даже в самой госпрограмме развития сельского хозяйства нет четких критериев оценки результативности субсидий. А приоритетные направления субсидирования и даже размеры грантов каждый год меняются, что еще больше затрудняет оценку.

В итоге получается довольно парадоксальная картина. С одной стороны, количество потенциальных получателей субсидий постоянно сокращается. На 1 января 2018 года КФХ насчитывалось всего 205 тысяч, а сельхозкооперативов – 5608 тысяч, хотя в 2016-м – 215 тысяч и 6293 тысячи соответственно. Не все просто прекращают работу: зачастую они либо меняют форму хозяйствования и превращаются в ООО или, наоборот, ЛПХ, либо сливаются друг с другом и с агрохолдингами. Но, с другой стороны, в общем объеме сельскохозяйственного производства доля фермеров увеличивается: если в 2013 году она составляла 8,9%, то в 2017-м – уже 12,7%.

Так что же, значит, это господдержка помогает им расти и увеличивать объемы производства? Но в том и парадокс, что практический выхлоп от выделенных за 2016-2018 годы 58,6 млрд рублей оказался скромным. Во-первых, в 2016 году поддержкой воспользовались только 2,1% от общего числа фермерских хозяйств, а в 2017-м – и вовсе 1,7%. А во-вторых, их доля в общем объеме сельхозпроизводства составила только 0,6% (данные по 2017 году). Счетная палата делает вывод, что господдержка не оказала существенного влияния на развитие получавших ее хозяйств. Более того, по данным РБК, в Ставропольском крае некоторые получатели грантов на развитие семейных животноводческих ферм сократили в 2017 году объем производства продукции по сравнению с 2015-м в 2,2–9,8 раза, в Башкирии – в 1,2-5,5 раза.

Результаты неутешительны. Очевидно, что отказываться от господдержки фермеров нельзя, нужно повышать качество контроля над расходованием средств и доведением их до получателей. Правда, есть опасение, что такой контроль выльется в требование от грантополучателей писать дополнительные отчеты, хотя многие отказываются от идеи получать субсидии как раз из-за нежелания связываться со всей этой «бюрократией». Поэтому, на наш взгляд, качественнее контролировать нужно не только фермеров, получающих гранты, но и в первую очередь чиновников, через чьи руки эти деньги проходят.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос