Не забыть о внутреннем рынке

Автор: Константин Смолий

В середине апреля премьер-министр Д. Медведев представил Госдуме отчет о результатах деятельности правительства в 2018 г. В целом, по словам Медведева, промышленность выросла на 3% по сравнению с 2017 годом, выросли и показатели экспорта в ведущих отраслях. Среди таковых председатель правительства особо выделил АПК: рост экспорта составил 20% – до 25 млрд долларов. А отдельно сельхозмашиностроение и вовсе стало рекордсменом среди всех отраслей российской промышленности – прирост достиг 40%. Это, безусловно, значимое достижение. Но как бы теперь, увлекшись экспортом, не забыть про отечественного потребителя – агрария?

Скептики могут заметить, что процент прироста сам по себе мало о чем говорит, и важнее абсолютные цифры. А они действительно пока скромные – всего 11 млрд рублей. С экспортом продукции растениеводства не сравнить! Но все же положительная динамика тоже очень важна, ведь она свидетельствует о повышении конкурентоспособности нашей сельхозтехники. Дальнейшая задача – закрепиться на новых рынках, продолжая увеличивать качество машин. Здесь многое зависит от государственной поддержки, в частности, субсидирования расходов на НИОКР и транспортировку продукции, помощи в организации международных выставок, льготных кредитов и т.д. В общем, развитие экспорта любой отрасли машиностроения нужно всячески приветствовать, это бесспорно.

Однако при этом нельзя забывать и о внутренних потребителях – российских аграриях. По большому счету, им от экспортных успехов производителей сельхозтехники ни жарко, ни холодно. Для них главное – доступность техники и уровень оснащенности ею своих хозяйств. А что у нас сейчас с оснащенностью? Вот данные Росстата по состоянию на 2017 г. (более свежих пока нет). Итак, в 2000 году на 1000 га пашни приходилось 7 тракторов, а в 2017 г. – только 3. Соответственно, нагрузка пашни на один трактор за 17 лет увеличилась со 135 до 327 га. Что касается комбайнов, то на 1000 га в 2017 г. приходилось всего 2 комбайна, тогда как в 2000 году – 5 (рост посевов на один комбайн – со 198 до 427 га). Ситуация с комбайнами для уборки других культур аналогичная – обеспеченность ими агрохозяйств за 17 лет значительно уменьшилась.

Другое дело, что благодаря научно-техническому прогрессу увеличилась производительность тракторов и комбайнов, что позволяет аграриям сосредотачиваться на других видах техники. Неслучайно, что лучшую динамику за 2018 г. показали машины для внесения удобрений: их продажи на внутреннем рынке увеличились на 58% (644 единиц). Кроме того, положительную динамику показали опрыскиватели – 29% (1179 единиц), кормоуборочные комбайны – 19% (532 единицы), косилки – 12% (2649 единиц) и т.д. Рост продаж полноприводных тракторов тоже зафиксирован – на 18% (2276 единиц). Но все же доля отечественных тракторов в собственности аграриев – только 31,2% (по кормоуборочным комбайнам ситуация заметно лучше – 78,4%).

То есть внутренние резервы спроса для российских производителей еще велики, и всерьез говорить про то, что импортозамещение состоялось, можно будет только при значимом преобладании отечественной продукции во всех видах сельхозтехники и высокой оснащенности ею агрохозяйств. Поэтому государство должно сделать все, чтобы мы не попали в экспортную ловушку, как, например, с нефтепродуктами. Из-за того, что курс рубля благоприятен для экспортеров, возникает соблазн всю имеющуюся продукцию отправлять за рубеж, снабжая свой, гораздо менее платежеспособный рынок по остаточному принципу, или задирая цены до мировых, чтобы не упустить прибыль. А когда государство вводит ограничительные меры, требовать компенсаций за выпадающие доходы. Именно так все было, когда в прошлом году резко повысились цены на ГСМ.

Конечно, в области сельскохозяйственного машиностроения до такой ситуации еще далеко, ведь цифры пока несопоставимы: 11 млрд рублей – экспорт, 100 млрд – внутренний рынок. Но относительный рост уже намекает на будущую проблему: если экспорт, как мы уже говорили, вырос на 40%, то внутренние поставки – только на 3%. Поэтому о негативных последствиях развития экспорта для собственного потребителя-агрария стоит подумать уже сейчас. И государство, кажется, думает. Еще в конце прошлого года курирующий АПК вице-премьер А. Гордеев заявил, что увеличение доли отечественной техники на внутреннем рынке – одна из стратегических целей госполитики. А в конце апреля Д. Медведев поручил Минсельхозу, Минпромторгу и Минфину «проработать вопрос о дополнительном выделении средств федерального бюджета на предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники» по программе №1432. Ведь понятно, что без субсидий на приобретение техники этой стратегической цели не достичь.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос