Виктор Казаков: «Чтобы получить хороший урожай, землю нужно уважать»

Автор: Виктория Чернова

Виктор Казаков (слева) с зятемКраснодарский край во многих регионах России славится своими плодородными почвами. Только далеко не все его территории так щедры на урожай. Районы, которые находятся неподалеку от Ставропольского края, граничат уже с территорией рискованного земледелия. Почва в этих местах более капризна и требует тщательного ухода. На такой земле с 90-х годов трудится растениевод Виктор Казаков. Он начинал со скромных 30 гектаров в Белоглинском районе, а теперь его семья работает на 260-ти. История Виктора Викторовича – в новом материале журнала «Рынок АПК».

«Родной край решил все за меня»

Виктор Казаков с трудом представляет свою жизнь без сельского хозяйства. Его семья держала животных и пчел, а сам житель Краснодарского края не один год проработал в местном колхозе, где выращивали множество культур. Но в один момент начался кризис, СССР распался, и вместе с ним по всей стране со скоростью света стали исчезать колхозы.

«В тот момент нужно было скорее что-то решать. Пробовать свои силы в другой сфере, скажу честно, не собирался. Я вырос в сельской местности, поэтому и начал работать в колхозе. В какой-то степени родной край все решил за меня», – делится Виктор Викторович.

Тогда, в 1993 году, Казакову пришлось продать животных и вложить вырученные деньги уже в свое дело. Он арендовал 30 гектаров земли, приобрел советскую технику и начал работать на себя.

«Сейчас территория у меня, конечно, больше – 260 гектаров. Не могу сказать, что такого количества достаточно. Фермеру, чтобы по-настоящему развернуться, нужно около 500. Я бы арендовал еще, но все «куски пирога» уже расхватали».

За прошедшие годы изменилась не только площадь территорий хозяйства, но и набор культур, которые фермер сеет. Сейчас он занимается только четырьмя: рапсом, горохом, ячменем и пшеницей.

«Раньше сеял много культур. Со временем, когда лучше познакомился с «характером» почвы, от нескольких отказался. К примеру, подсолнечник и кукурузу уже давно не сею. Они забирают много сил у земли, после чего ей требуется немало удобрений и времени, чтобы восстановиться», – рассказывает герой материала.

 

Нужен хороший севооборот, а не пары

Минувшую уборочную кампанию Виктор Казаков оценивает как успешную. В его хозяйстве средняя урожайность с гектара была в районе 60 центнеров. Для Белоглинского района Краснодарского края такой результат с уверенностью можно назвать достойным. Этот район граничит со Ставропольским краем, где начинается зона рискованного земледелия. Поэтому показатели урожайности у Казакова несколько ниже, чем по Кубани в целом.

«Угадать, какой тебе природа подарит урожай, невозможно. К примеру, в 2016 и 2017 годах с одного гектара собирал и по 80, и по 90 центнеров зерна. Может быть, в минувшем году удалось бы достичь таких же результатов, но ударила засуха. Почти все культуры справились с ней. Все, кроме гороха. Его она буквально «продавила». В итоге на территории, где посадил горох, один гектар давал лишь 25 центнеров. Скромно, сами понимаете», – рассказывает Виктор Викторович.

По мнению кубанского агрария, для получения богатого урожая нужно хорошо знать потребности почвы, а также соблюдать несколько базовых правил. Их немного, но следовать им не всегда просто.

«Общая картина складывается из нескольких составляющих. Первое – нужно все работы на земле делать вовремя, если отложишь хоть что-нибудь на несколько дней, это тут же скажется на конечном результате. Второй момент – удобрения. Я не понимаю, как можно обходиться без такой «пищи» для земли. Посеешь пару лет, а затем почва попросту истощится и оставит фермера без урожая. Использую исключительно отечественные удобрения (только гербициды иностранного производства – прим. автора), качество меня полностью устраивает. И финальный момент – соблюдать севооборот. У меня строгая схема. Вот, к примеру, после гороха на той же территории всегда сею пшеницу, и земля не скупится на урожай», – делится опытом растениевод.

Что касается паров, которые нередко держат фермеры, Виктор Казаков полагает, что без них на небольших территориях можно обойтись.

«В колхозе, где я раньше работал, было без малого 28 тысяч гектар. Там, действительно, требовались пары для хорошего урожая. На моих же 260-ти это совсем ни к чему. К тому же сельскохозяйственные культуры сейчас настолько многогранны, что тратить столько сил и топлива, которое в наши дни стоит отнюдь недешево, на постоянное возделывание земли не нужно», – заключает аграрий.

 

Цены растут на все, кроме зерна

На своём комбайнеГоворя о выращивании сельскохозяйственных культур, фермер отметил, что нужно не только соблюдать главные правила при обработке почвы, но и следить за «здоровьем» техники. После окончания каждой уборочной кампании Казаков тщательно проверяет все свои машины – в его гараже стоят четыре трактора и два комбайна. Большая часть техники была сделана еще в советское время. Но это вовсе не мешает ей исправно работать.

«Да, были у нас и тракторы, и комбайны, которые мы списывали. Но до этого они проработали на земле не один десяток лет, поэтому «пенсия» у них вполне заслуженная», – смеется собеседник журнала «Рынок АПК».

По мнению Виктора Казакова, ухаживать за отечественной и белорусской техникой отнюдь несложно. Все детали есть в продаже, магазинов под рукой тоже немало.

«Совершенно неважно, сколько лет, к примеру, МТЗ 82 или «кировцу». Их, конечно, модернизируют, но начинка остается прежней, поэтому найти запчасти на советские тракторы можно без особого труда – железки те же самые. Нужно понимать простую вещь – без постоянного технического обслуживания машина исправно работать не будет. У меня тракторы и комбайны за все время капитально ни разу не ломались, только всякие мелочи, вроде подшипников», – отмечает житель Краснодарского края.

По словам фермера, несмотря на большой выбор запчастей для техники в магазинах, существует иная проблема – цены на них. За последние годы стоимость многих деталей подскочила в несколько раз.

«Представьте, еще лет десять назад одна из запчастей обходилась мне в две тысячи рублей, а сейчас – уже в двенадцать тысяч. При этом качество металла стало лишь хуже. Цены растут не только на запчасти. Возьмем для примера белорусский трактор. Еще до скачка доллара можно было приобрести за полмиллиона рублей новый МТЗ 80, сейчас – уже за полтора миллиона. Скажем прямо, неприятная математика. А стоимость зерна, напротив, за последние годы не увеличивается. Килограмм как стоил в районе 8-10 рублей, так и стоит», – обращает внимание растениевод.

 

20 копеек могут все испортить

Из-за скромной цены на зерно Казакову, как и многим фермерам по всей стране, приходится обращаться в банк и оформлять кредиты. Виктору Викторовичу каждый раз удается получить льготный по сниженной процентной ставке – 5% годовых (потребительский кредит чаще всего дают под 15-18% – прим. автора).

«Одно из главных условий для получения такого кредита – техника, семена и прочее, подо что сельхозпроизводитель оформляет в банке сделку, должно быть отечественного производства. Здесь ничего сложного нет. Конечно, нужно собрать документы, постоять в очередях, потратить немало времени, но это вовсе не критично», – отмечает наш герой.

Что касается семян, то Виктор Викторович получает на них льготные выплаты от государства. Чтобы вернуть часть потраченных денег, фермеру нужно приобрести элитный посевной материал российского производства. Процедура несколько сложнее, чем оформление кредита в банке. Но фермерам помогают с этим сотрудники местной администрации. Аграрии могут обратиться к ним по любому вопросу. Но иногда даже после тщательной подготовки всех бумаг, пакет документов возвращают фермерам назад.

«Бывает, что доходит до смешного. Чтобы получить субсидию, необходимо документами подтвердить, что налоги уплачены, а задолженности отсутствуют. И нередко в последний момент выясняется, что на тебе «висит» пеня копеек в двадцать. С одной стороны – мелочь, с другой – все документы готовить для отправки заново», – объясняет аграрий.

Сумма льготных выплат, по опыту Виктора Казакова, каждый год примерно одинакова. Только период, когда деньги поступают на банковский счет, по какой-то причине разный.

«Раньше выплачивали средства почти сразу после уборки урожая. В минувшем году график существенно изменился – деньги пришли только в конце декабря. Причину нам не озвучили. Главное, что пришли», – с улыбкой говорит Казаков.

Подводя итог, Виктор Викторович обратил внимание, что сейчас работать в сфере АПК отнюдь непросто. Но это вовсе не означает, что нужно жаловаться и, тем более, бросать любимое дело, когда появляются хоть малейшие трудности.

«Знаете, даже в самые непростые времена у меня и мысли не было оставить свое дело. Уже всем сердцем прикипел к земле. Вот, вы спрашивали про особый секрет богатого урожая. Наверное, ко всему вышесказанному стоит добавить еще кое-что – землю нужно уважать. Объяснить такое чувство я не смогу, это нужно понимать. В противном случае хорошего урожая точно ждать не нужно. Такого же принципа придерживается и вся семья, которая помогает и поддерживает меня. Дети пошли по моим стопам. Возможно, внуки последуют их примеру. Время, как говорится, покажет», – резюмирует Виктор Казаков.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос