Страсти по программе

Автор: Константин Смолий

Новость об отмене программы №1432 прозвучала громом среди ясного неба. Всего полгода назад президент В. Путин дал распоряжение выделять на субсидирование производителей сельхозтехники 8 млрд рублей ежегодно. Однако 7 мая из правительства просочилась информация, что программе осталось жить до 2020 года. Споры по этому поводу не утихают уже месяц: участники рынка надеются, что смогут повлиять на планы власти.

Решение правительства выглядит достаточно нелогичным, ведь программа 1432 зарекомендовала себя как одна из наиболее эффективных форм поддержки аграриев. Заработала она в 2013 году. Поначалу субсидировалось 15-20% стоимости отечественной сельхозтехники, а с 15 августа 2018 года скидку увеличили до 25%. Причем в отличие от многих других мер господдержки, программа №1432 не была сильно забюрократизирована: аграрии отмечают, что не нужно собирать кучу бумаг и затем долго отчитываться. Достаточно приобрести технику участвующего в программе производителя, и скидка предоставляется автоматически – вычитанием из стоимости на ценнике. Это позволило многим сельхозпроизводителям обновить парк техники.

Да и производителям от программы была сплошная выгода. В ассоциации «Росспецмаш» приводят такие цифры: за годы действия субсидии объем выпуска российской сельхозтехники увеличился в 3 раза. Стали наращиваться инвестиции в производство – в 10 раз. Количество рабочих мест в отрасли увеличилось на 40%, а средняя зарплата – на 30%. При этом на каждый выделенный рубль субсидий в бюджеты всех уровней возвращалось 1,82 рубля налогов. Теперь же эксперты ассоциации прогнозируют, что ситуация откатится на 5 лет назад, и доля российской техники на рынке сократится примерно в 2,5 раза.

В общем, против отмены программы участники рынка выступили широким фронтом. С одной стороны, в борьбу активно включились производители сельхозтехники. С другой стороны, не остались в стороне и аграрии. За несколько дней с момента публикации новости об отмене программы в адрес правительство поступило более 700 писем, и их число продолжает расти. Причем пишут сельхозпроизводители со всей России: например, в коллективном письме, подписанном руководителями 20 хозяйств Амурской области, предлагается не только сохранить программу, но и увеличить размер скидки до 30%.

С третьей же стороны против решения правительства выступили и некоторые представители российской власти. Так, депутаты Госдумы посвятили этой теме заседание экспертного совета по законодательному обеспечению сельскохозяйственного, пищевого и специализированного машиностроения при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Выступление представителя Минсельхоза о новых механизмах поддержки не нашло поддержки у парламентариев. Все сходятся на том, что программу нужно сохранить. Поступают негативные отзывы и от региональных властей. Так, глава Удмуртии Александр Бречалов направил в правительство письмо, в котором попросил не торопиться с отменой программы. По мнению Бречалова, это решение негативно скажется как на технической оснащенности региона, так и на производстве сельхозпродукции в целом.

Что же касается предложенной правительством альтернативы, то основным механизмом поддержки станет лизинг. Речь идет о беспроцентной рассрочке сроком на 5 лет при условии оплаты аванса в 20%. Руководители российского АПК полагают, что благодаря этому механизму обновить парк техники смогут даже малые хозяйства, у которых не хватало денег на покупку сельхозтехники даже с существенной скидкой по программе 1432. В общем-то, участники отрасли не против введения такого механизма, но сходятся на том, что его нужно запустить не вместо, а наряду с программой, и посмотреть на эффективность. А такая поспешность и тем более кулуарность замены одного механизма на другой, не испытанный в деле и не успевший доказать работоспособность, вызывают недоумение и отторжение. Хотя, конечно, есть и такие представители отрасли, которые поддерживают отмену программы, указывая на ее несовершенства – неравномерное распределение финансов, ущемление честной конкуренции и т.д.

Борьба за программу продолжается. Вероятно, одна из причин надежды на успех кампании – молчание Путина, который пока публично не поддержал реформаторов. Действия членов правительства выглядят идущими вразрез с недавними поручениями президента и его общей оценкой эффективности программы, и ставят Путина в двусмысленное положение. Так что до официальных заявлений руководителя страны судьба программы не выглядит предопределенной. А значит, борьба будет продолжаться.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос