Экспортеры шарят по карманам

Правительство РФ выделит 3,1 млрд рублей на продвижение товаров российского агропрома за рубежом, чтобы нарастить экспорт в 2,5 раза, до $50 млрд. Промышленники утверждают, что господдержка экспортеров в основном сводится к пустым декларациям.

Деньги на продвижение продукции отечественного агропрома будут выделены через Фонд развития в 2020–2024 годах. Минсельхоз создаст на эти средства сеть атташе в разных странах, которые и займутся развитием экспорта сельхозпродукции, пишут «Ведомости». В 2017 году объем экспорта этого вида товаров составил $20 млрд, к 2024 году благодаря господдержке он должен вырасти до $50 млрд.

Представители других отраслей промышленности, которые уже пытались получить обещанную государством поддержку в продвижении экспорта, отмечают, что она либо настолько мизерная, что ничем не помогает предприятию, либо власти вообще ее не оказывают, несмотря на данные обещания.

Игорь Климашевский, директор по развитию ООО «Акустическая заморозка»: «Наша компания развивает экспорт за свой счет. Никакой поддержки от государства мы не получаем. Меры, которые декларируются, не выполняются. Нам обещали оплатить патент на весь мир – не оплачивают; обещали оплатить сертификацию на Европу – не оплачивают; обещали оплатить выставки за рубежом – не оплачивают. «Сколково» чуть-чуть помогает, а Российский экспортный центр – нет. Главная проблема экспортеров – все дорого. Это касается и сертификации в ЕС и США, и регистрации патентов по миру. За свой счет из дырявых карманов достаем последние рублики».

Александр Семенов, совладелец завода «Активный компонент»: «Мы работаем с экспортным центром в Минпроме, который, как бы мягче сказать, помогает или должен помогать экспорту лекарственных средств за рубеж. Надеемся, что до конца года из нашего диалога что-то получится. Но пока обратная связь обрывочна, и мы сами решаем все вопросы, связанные с экспортом.

В 2011 году принята программа «Фарма-2020». В ней обозначены ориентиры, как развивать отечественную фармпромышленность. Что-то получилось, что-то нет. Программа близится к концу. Сейчас Минпром создает следующую программу – «Фарма-2030». В ходе обсуждения программ фармпроизводители, в том числе и наша компания, отправляли пакеты предложений по стимулированию экспорта.

Уже десять лет подобные меры применяет Индия. Если индийский производитель собирается отправить на экспорт фармсубстанцию, лекарственное средство или медизделие, он получает преференцию в размере от 5% до 15% суммы отгрузки. На эту сумму он может снизить свою налоговую нагрузку. Масса индийских предприятий этим пользуется, получая огромное конкурентное преимущество. Мы предлагаем внедрить схожую схему в России. Но пока особой поддержки нет. Мы отправляем субстанции на экспорт в страны ближнего зарубежья, Сербию, Германию, но без преференций. Пока экспорт обеспечивает лишь 5-10% выручки компании».

Андрей Голохвастов, гендиректор группы компаний «Агриконсалт»: «Во всем мире есть сельскохозяйственные атташе, и у нас в стране работают атташе от крупных аграрных государств. Они должны продвигать агропродукцию за рубеж и собирать информацию о мировой торговле. Недавно прошла конференция «Мелькомбинат», на которой обсуждались вопросы экспорта муки. Наши крупные предприятия говорили: мы не понимаем, какая мука нужна потребителям, например, в Иране. Может, подешевле, может, получше, может, определенных сортов. Будут ее покупать конечные потребители или там принята торговля через оптовиков? Нужно ли вести переговоры с государством или с частными компаниями?

У наших мельничных комбинатов такой информации нет. Естественно, нужны выставки, конференции, обмен бизнес-делегациями. Российский экспортный центр ведет большую работу по поддержке экспортеров. Конечно, это госструктура. Поэтому трудно ожидать, что она сделает все за вас. Но она предоставляет возможности, которыми компании должны уметь пользоваться».

Вячеслав Канатов, гендиректор ООО «Мется Свирь»: «Российская лесопродукция лучше известна на Западе, чем продукция сельского хозяйства. Наш рынок – простой, на нем все друг друга знают. Россия, с ее 20% мировых ресурсов, – один из главных поставщиков леса, российские компании себя утвердили. Но эти ресурсы надо превращать в продукт с высокой добавленной стоимостью. Главное, чего сегодня не хватает, – финансовых инструментов, инвестиций в обновление. Необходимо долгосрочное кредитование и низкая процентная ставка».

Татьяна Шарыгина, гендиректор ООО «Идаванг Агро»: «Наша компания продает живых товарных свиней, которых нельзя экспортировать. Однако считаю, что развитие института атташе – это здорово. Кроме зерна надо поддерживать экспорт другой агропродукции. Свиноводы надеются на открытие китайского рынка. Сейчас Китай импортирует свинину из Европы, но мы – ближе. Восемь лет ведутся безуспешные переговоры. Надеюсь, появление атташе подстегнет этот процесс».

Автор: Иван Овсянников, провэд.рф



Поделиться
 
 
Заявка на спрос