Себестоимость: ищем пути снижения

Константин Смолий

Прибыль – одна из главных целей функционирования любого предприятия. Именно она позволяет компании расширяться, развиваться, обновлять основные фонды и т.д. Прибыль – это разница между выручкой и затратами, и увеличить ее можно, либо нарастив выручку, либо сократив затраты, т.е. себестоимость продукции. И текущие рыночные условия складываются таким образом, что второй способ оказывается предпочтительнее.

При стабильном объеме производства нарастить выручку можно только путем увеличения отпускной цены, что аграриям на практике сделать крайне сложно. Если вы сдаете товар переработчикам, то, скорей всего, сами не определяете цену – ее вам навязывают покупатели. То же самое с торговыми сетями. А если даже вы непосредственно реализуете товар конечным потребителям, то цены и без того приближаются к пределу покупательской способности населения, и поднимать их сверх рыночной равновесной цены опасно – можно и без клиентов остаться.

Выходит, лучше поработать с себестоимостью, тем более что для конкурентной среды это – сущностная необходимость. Стало быть, владельцам сельхозпредприятий стоит разложить себестоимость своей продукции на составляющие и подумать, какой из получившихся пунктов можно оптимизировать.

Прежде всего, отметим, что затраты делятся на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объема выпускаемой продукции: зарплата руководителей и специалистов, амортизация техники, арендная плата за землю, содержание построек и т.д. Стоит посчитать, какой способ взаимодействия с каждым элементом постоянных затрат выгоднее. Например, держать своих бухгалтеров или отдать эту сферу на аутсорс? Покупать землю или арендовать? Содержать свою технику или брать в прокат? Держать зерно в собственных зернохранилищах или на элеваторе? Наконец, сколько человек держать в штате и какую зарплату им платить? Каждый из подобных пунктов нуждается в финансовом анализе. В конце концов, сколько бы вы ни посадили зерна и какой бы урожай ни собрали, нести постоянные расходы придется в любом случае, и однажды они могут опустить вас ниже пределов рентабельности.

Среди основных путей снижения постоянных затрат – совершенствование организационной структуры хозяйства, повышение производительности труда, модернизация сельхозтехники и оборудования. При этом недостаточно добиваться минимально допустимой численности работников и сокращения непроизводительных потерь, нужно еще снижать трудоемкость продукции. Здесь на помощь приходит технический прогресс, который автоматизирует и механизирует труд, заменяя людей машинами, а старые машины – новыми. Хотя сначала стоит посчитать, покупать ли зарубежную технику и оборудование либо отечественную. Этот вопрос не так однозначен, как кажется. Но каким бы ни было оборудование, нужно добиваться его максимальной загрузки и уменьшения расхода материалов и сырья – это важнейшие ориентиры на пути снижения себестоимости.

Переменные расходы, напротив, зависят от объема производства. И здесь тоже нужно следить за новыми технологиями и новинками рынка. Например, регулярно появляются новые, более урожайные гибриды сельхозкультур, да и сортообновлением не стоит пренебрегать. Совершенствуются технологии ресурсосберегающего земледелия, в частности, за счет отказа от пахоты и др.

Повышайте плодородие земли путем использования удобрений. Подумайте о структуре посевов: может быть, стоит двигаться по пути специализации или, наоборот, диверсификации выращиваемых культур? Другой важный вопрос – сколько сажать? Ведь существует так называемая предельная себестоимость – это себестоимость каждой последующей единицы продукции. Понятно, что при увеличении объема производства удельный вес постоянных затрат в себестоимости единицы продукции, как и предельная себестоимость, будут снижаться.

Еще один совет: посмотрите, насколько ваш нынешний налоговый режим оптимален? Может, удастся изменить его за счет изменения организационной формы хозяйства? Или, может быть, в вашем регионе есть какие-то налоговые льготы и преференции? Другое направление оптимизации – вертикальная и горизонтальная интеграция. Может, вам стоит создать или купить смежное предприятие одного с вами производственного цикла, чтобы сократить переменные расходы на сырье или увеличить выручку от переработки? А точно ли территориальное размещение вашего хозяйства отвечает особенностям производственного процесса?

«Правильных» вопросов можно задать множество, и отвечать на них придется каждому, кто озабочен проблемой снижения себестоимости. Потому что это – один из главных путей повышения рентабельности сельхозпроизводства. Игнорировать эту задачу и работать «по привычке» – путь в никуда.

 
Настоящее Пользовательское соглашение регулирует отношения между Администрацией сайта (Администрация) и Пользователем сайта www.rynok-apk.ru (Рынок АПК), на указанных в Пользовательском соглашении условиях.
Принятием данного предложения Администрации в адрес Пользователя о заключении договора оферты является совершение Пользователем действий, направленных на использование сайта Рынок АПК.
Независимо от факта регистрации или авторизации Пользователя на сайте Рынок АПК, означает согласие Пользователя с настоящим Пользовательским соглашением.
Пользователю необходимо внимательно ознакомиться с условиями настоящего соглашения, которое рассматривается Администрацией как публичная оферта в соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Настоящая Оферта считается акцептованной Пользователем, а Договор между Администрацией и Пользователем заключенным, с момента использования Пользователем услуг сайта.
Договор может быть заключен только с Пользователем, являющимся дееспособным физическим лицом либо юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возраст Пользователя 16+.
Пользовательское соглашение может быть изменено Администрацией в любое время без какого-либо специального уведомления об этом Пользователя. Новая редакция Пользовательского соглашения вступает в силу с момента ее размещения на сайте Рынок АПК.
Использование сайта после вступления в силу новой редакции Пользовательского соглашения означает согласие с ней Пользователя.

Пользовательское соглашение