С надеждой на небо: солнце, дождь, самолеты

Автор: Людмила Черноносова

Д. А. Левченко, директор ООО ПО «Степное»Калачевский район Волгоградской области относится к зоне рискованного земледелия. Климат здесь засушливый, с неустойчивым режимом увлажнения и сильными ветрами. Успешно хозяйствовать в таких условиях тяжело, но сельхозпредприятия и фермеры района из года в год выращивают пшеницу, ячмень, рожь, кукурузу, горчицу, подсолнечник, овощи, и добиваются неплохих результатов. ООО ПО «Степное» работает с 2001 года, а директор предприятия Дмитрий Анатольевич Левченко трудится в сельском хозяйстве района более тридцати лет, он опытный агроном и грамотный руководитель. Рынок «АПК» приехал в поселок Волгодонской, где располагается производственная база ООО ПО «Степное», чтобы узнать, чем сегодня живет хозяйство, как готовится к посевной, какие надежды возлагает на предстоящий сезон.

В «Степном» около 2300 га земли. Выращивают ячмень и озимую пшеницу. Экспериментировали с другими культурами, но не сложилось. С этого вопроса и начался разговор.

– Озимка и ячмень – это те культуры, которые без проблем можно выращивать в нашей зоне, – объясняет выбор культур Дмитрий Анатольевич. – Плодородие скудное, осадков нет. Весной, бывает, прошли дожди, и, вроде, все отлично. А в июне начинается жара, суховеи, все горит. И остается только озимая пшеница, у нее как раз к июню самый налив идет, а в начале июля ее уже собираем. Все сгорит, а озимка останется. Конечно, если в мае жара пойдет, тогда и озимка похуже будет. У нас в районе сеют нут, но пока результатами никто не хвалится. Пробовали подсолнечник, покупали высокоурожайные гибриды. Но почва у нас для подсолнечника бедная, и генетика подсолнечника себя не проявляет, никакой отдачи нет, только перевод сил и средств. Один год занимались сафлором, получили неплохой урожай для наших мест – 8 ц/га. Выращивали на экспорт, но как раз начался период санкций, и Турция в тот год не стала покупать российский сафлор. Найти другого покупателя, да еще в сжатые сроки, нелегко. Очень много сафлора пропало. Его трудно хранить, он моментально гниет, не продал сразу – все потерял. Поэтому решили больше не рисковать, вернулись к проверенным культурам.

– К озимой пшенице и ячменю?

– Да, озимка у нас идет хорошо, до 30 га/ц доходит в удачный год, а в засушливый до 20 ц/га бывает, в накладе не остаемся. Не без риска, конечно. В январе на поле стояла ледяная корка, смотрели – задохнулась озимка или нет, корка вроде разошлась, значит, дышит, но еще февраль пережить надо. Многое от сорта зависит. Сейчас я посеял Дон 93 (семена, кстати, нашел только в Ростовской области) и Станичную зерноградской селекции. Стараюсь чаще менять сорта, смотрю у соседей – что сеют, какие урожаи. Что приглянется, покупаю и сею. Каждый год под пшеницей 1000-1100 га. Ячмень сею Волгоградский, беру элиту и потом работаю с первой и второй репродукцией, средний результат за последние пять лет – 12,1 ц/га. В прошлом году ячмень погорел, но мы получили за него компенсацию, которая на 50% покрыла прямые затраты. Ячмень раздаем пайщикам, многие держат домашний скот, такая оплата им выгодна. Сеем ячмень обычно в конце апреля, 200-250 га.

– Почему так мало земли под ячмень?

– Достаточно. У нас трехполка, озимка идет по пару, это основная культура, а ячмень сеем, чтобы поддержать экономику хозяйства. Без него была бы двухполка, озимка и пары, а держать 50% паров разорительно. Ячмень дает прибыль с той земли, которая бы пустовала под парами. В тоже время совсем без паров у нас ничего не получается. Еще когда здесь был совхоз, мы пробовали работать без паров. Но такие технологии требуют большого количества осадков, а в нашей зоне их выпадает ничтожно мало. Без паров нужно много химии, а без влаги она не работает. Урожайность тогда упала до 5-6 ц/га. Даже при большом объеме земли результат плачевный. При этом и затраты огромные, и техника изработалась, и люди. В районах, где выпадает много осадков, современные технологии без паров оправданны, а мы пока по старинке работаем, держим пары, пашем. Но перешли на отвальный способ обработки земли, это помогает сохранять больше влаги, с отвалом урожаи стали выше. Если посчитать затраты на пахоту, при отвальном способе расход ГСМ выходит 20 л/га, а при безотвальной пахоте всего 8-10 л/га. Но потом получается экономия на подготовке паров,

– К посевной уже приготовились? ГСМ, удобрения закупили?

– Насчет удобрений есть новые планы на этот год. Купили разбрасыватель, будем работать. Пока при посеве не разбрасывали никогда, но я посмотрел, как другие делают, решил попробовать. Есть, конечно, разница в урожае, но тоже – какой год, так и удобрение сработает. Нужно потратиться, внести 200 кг удобрений на 1 га, а цена за 1 т – 15000 рублей. Но даже если урожайность особо не прибавится, удобрение обязательно сработает на улучшение качества зерна. В этом году внесу по озимке аммиачную селитру, на 300-400 га, для сравнения. Вносить удобрения буду весной, по талому грунту. Азотное удобрение стимулирует всходы, закладывается колос, повышается качество зерна. Но если в этот период начнется засуха, будет обратный эффект. Поэтому, удобрения применю на небольшом участке, в качестве эксперимента. Удобрения заранее не покупаю, хотя в декабре, например, цены ниже, и можно было бы сэкономить. Но, как говорится, скупой платит дважды. Во-первых, еще неизвестно, как перезимовала пшеница, а бывает, что гибнет 30-70% посевов. Тогда земля или под пересев, или под яровые. Закупленные удобрения не пригодятся, а это уже второй вопрос – хранение. При неправильном хранении теряется азот, само удобрение комкуется и становится негодным. Поэтому заранее закупать удобрение не стоит. С февраля, конечно, цены растут на все, но зато уже покупаешь ровно столько, сколько нужно, ничего не пропадет. Все дорого, и ГСМ, и удобрения, но без этого не обойтись.

– Еще сельхозпроизводители не могут обойтись без защиты растений…

– Я стараюсь меньше обрабатывать поля химией. С трехполкой большого количества сорняков нет. Сорняк, конечно, может сидеть в земле и 10 лет, а потом при благоприятных условиях попрет, надо быть готовым. И каждый год новый вид сорняка, новые болезни. У нас станция защиты хорошо работает, специалисты приезжают, смотрят, дают рекомендации. А наше дело прислушаться и решить, обрабатывать или нет. К маю, при стадии развития озимки в 2-3 листа, сорняк уже выходит; в это время, в зависимости от нарастания температуры, уже проводим первую обработку. Химию покупаем где-то в начале апреля, чтобы уже была под рукой. Сначала запасаемся универсальными средствами, которые могут быстро обезопасить растения, притормозить развитие сорняка или болезни, а уже по факту определяем проблему и покупаем специальный препарат. На рынке много разной химии, с некоторыми средствами работаем по 10 лет и больше, с новыми средствами сложнее. Есть дешевые, по 100 р/га, есть дорогие, по 1000 р/га, но принцип «дороже, значит, эффективнее» здесь не работает, выбор труден. В нашем хозяйстве стоимость препаратов для защиты растений 150-200 р/га. Плюс 150 р/га авиация.

– К обработке полей привлекаете самолеты? Это выгодно?

– Давайте считать. Под озимкой каждый год около 1000 га, плюс-минус. Стоимость одной обработки: ядом в пределах 200 р/га и самолет или дельтаплан 150 р/га, итого 350000 рублей за одну обработку озимой пшеницы. За сезон делаем 2-3 обработки, тратим примерно миллион рублей. Авиация посевы не мнет, нет потерь. А теперь считаем, сколько нужно на самостоятельные обработки. Покупаем опрыскиватели на пневмоходу, чтобы не мяли посевы. Такой опрыскиватель стоит 5-6 миллионов рублей. На наши объемы покупать мощную технику нецелесообразно, сколько дней в году опрыскиватель будет работать у нас? Плюс зарплата специалисту, плюс ГСМ, техобслуживание. Покупка опрыскивателя и год его работы стоят так же, как 6-7 лет обработки с применением авиации. Это сейчас нам выгоднее, на авиацию деньги уже отложены с прошлого урожая, покупки опрыскивателя пока в планах нет.

– А как часто обновляете технику? Кредитами пользуетесь?

Опрыскивание при помощи сельхозавиации– Когда начинали работать, брали кредиты, без них не получалось. Все, что зарабатывали, отдавали на погашение старого кредита и брали новый. Но уже несколько лет справляемся своими силами. Урожаи и цены на зерно за последние пять лет позволяют обходиться без заемных средств. С осени откладываем средства на весенне-полевые работы, на подготовку и ремонт техники, на услуги авиации. Посевная и весь сезон только на свои деньги. Не отказываемся от помощи государства, хорошо помогает погектарная поддержка, примерно 800 р/га в зависимости от года. От кредитов совсем не отказываемся, надо будет – возьмем. Просто сейчас нет необходимости. Если покупать мощную современную технику, то нужно обеспечить ее работой – увеличить обрабатываемую площадь. В районе нет ни одного гектара свободной земли, поэтому в этом направлении развитие хозяйства пока невозможно, значит, и мощная техника не нужна. Можно купить технику под новую культуру, но и здесь тоже не видим развития: подходящей культуры для нашей зоны, дающей отличный урожай, под который не жалко потратить средства на обновление, пока не появилось. Пшеница и ячмень – это стабильность нашего хозяйства, будем на них надеяться. Без надежды в сельском хозяйстве нельзя, без нее даже в поле не выходи.

К нашей беседе присоединяется Ольга Вячеславовна, бухгалтер ООО ПО «Степное» и вот уже больше двадцати лет жена и надежный партнер в работе Дмитрия Анатольевича. Ольга Левченко по натуре оптимист и смотрит в будущее не только с надеждой, о которой говорит муж-директор, но и с уверенностью, основанной на опыте, который получен предприятием на пути развития.

«Кировцы»– Сначала у нас была совсем древняя техника, ДТ и Нивы, – вспоминает Ольга Вячеславовна, – производительность низкая, на запчасти и ремонт денег и времени немерено уходило, по 20 человек работало день и ночь, потери зерна огромные, качества никакого. Купили один «Дон», второй – уже веселее стало. Купили «Кировцы», три штуки, не новые, но сделали капитальный ремонт, отлично работают. Купили зерноочистительную машину, культиваторы, сеялки. Вся техника справляется с поставленными задачами, все мероприятия выполняем в срок, а работают у нас теперь всего 8 человек. Средняя урожайность за последние пять лет заметно выросла; озимая пшеница 23,6 ц/га. Такие урожаи дают возможность двигаться вперед. Даже при падении цен, как в 2017 году – 7 рублей давали за пшеницу, не больше, мы все равно работаем с прибылью. В 2018 году цена доходила до 11,5 рублей, и мы смогли создать хорошую подушку безопасности к новому сезону. Есть рядом хозяйства, у которых и урожаи больше, и прибыль. Но нас устраивает среднее, но крепкое положение. Можно погнаться за урожаями, купить суперэлитные семена, добавить удобрений, вложиться максимально. Но будут ли эти затраты оправданы? Не будет дождя, и все усилия пропадут. Работаем в разумных пределах, есть что продать, есть что в закромах оставить, что пустить в оборот, что отложить на потом.

– Все проблемы решаемы, – подытоживает наш разговор Дмитрий Анатольевич, – каждый день обычные ситуации, ничего критического нет. Просто не надо доводить до критического уровня, каждый сам создает себе проблемы, чтобы потом их героически решать. У нас этот период давно прошел.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос