Не валежником единым: Госдума может разрешить сбор и других видов древесины

Автор: Константин Смолий

Вслед за валежником россиянам могут разрешить собирать сухостой и ветровал. Соответствующий законопроект уже рассматривается Госдумой.

Автором законопроекта выступил Олег Нилов из «Справедливой России». Депутат полагает, что в связи с принятием в прошлом году закона о разрешении сбора валежника для собственных нужд возникла правовая неопределённость. Что, собственно, относится к валежнику? Как отделить его от других категорий – ветровала, снеговала, бурелома, сухостоя и т.д. Теоретически у собирающих валежник граждан могут возникнуть проблемы с правоохранителями, если те посчитают собираемую древесину не валежником, а, допустим, ветровалом. Поди потом докажи в суде, что действовал по закону, если в законе толком не отграничено само понятие валежника. Поэтому новый закон должен сначала определить эти понятия, отделив одно от другого, а затем разрешить россиянам собирать и ветровал с сухостоем.

Между тем, после принятия законопроекта могут возникнуть новые сложности. Как известно, закон о валежнике, о котором было столько разговоров в прошлом году, был принят ещё в прошлом апреле, хотя вступил в силу только в начале 2019 года. За это время закон должны были ратифицировать регионы, точнее, внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты. И большинство регионов уже сделало это. Однако многие местные варианты закона содержат важное ограничение, призванное уточнить, что же конкретно могут собирать в лесу граждане. Так, к валежнику чаще всего относят древесину, которая не только отделена от корня (т.е. валяется на земле), но и которая добыта без применения пилящих, рубящих и режущих инструментов. Логика в этом есть: если у вывезенного из леса дерева есть спил, то как доказать, что это был именно валежник, а не здоровое дерево, которое гражданин варварски уничтожил? Эдак и молодые сосенки можно спилить, выдав за валежник, а потом продать на новогодние праздники.

Так в чём же проблема с этим ограничением? С понятием ветровала всё понятно – это деревья, которые ветром повалило на землю (хотя и после этого отломанная часть может не полностью отделиться от ствола и корней). Это понятие можно юридически отождествить с понятием валежника. А вот с сухостоем сложнее: энциклопедии определяют его как усохшие и погибшие, но всё ещё стоящие на корню деревья. А значит, без пил или топора их никак не унести домой. Получается, что если Дума примет законопроект Нилова, он вступит в противоречие с принятыми за последние месяцы региональными нормативными актами, запрещающими пользоваться металлическими инструментами для добычи леса.

Но даже если региональные законы снова подкорректировать и разрешить инструменты, останется важная правовая коллизия: как в каждом конкретном случае доказать, что человек выносит из леса именно сухостой, а не нормальное дерево, которое он срубил, прикрываясь законом? Не всегда, мягко говоря, есть возможность отправить дерево на экспертизу, чтобы выяснить, является ли дерево погибшим или ещё вполне здоровое. Да и сколько нужно полицейских и работников лесного хозяйства, чтобы контролировать всё то, что граждане тащат из леса? У каждого дерева бойца Росгвардии не поставишь. Теоретически, новым законом смогут пользоваться недобросовестные лесодобытчики, чтобы пилить и вывозить лес в обход законодательства, регулирующего промышленную добычу древесины.

Так что вся та ирония, что мы наблюдали за прошедший с момента принятия закона год, не имеет под собой основания. Не нужно усмехаться – вот, мол, милостивая власть разрешила нам сучки и палки в лесу собирать. С валежником действительно много сложностей, которые при неаккуратном законодательном регулировании могут перерасти в настоящие проблемы. Именно поэтому далеко не во всех странах мира разрешен свободный сбор валежника, притом что свежий валежник представляет немалую опасность для леса – из-за него увеличивается пожароопасность, в нём развиваются вредители и т.д.

В России, кстати, этот закон на региональном уровне оброс рядом ограничений. Про металлические инструменты мы уже говорили, а вот ещё одно: в ряде регионов нужно за сутки уведомлять лесничества или другие уполномоченные органы о своём намерении отправиться на сбор. Отсутствие уведомления уже само по себе нарушение, которое станет поводом присмотреться к вам внимательнее – действительно ли вы валежник собираете или за ценными породами пришли.

Другая мера: в некоторых регионах власти будут рекомендовать конкретные участки для сбора валежника и/или устанавливать определённые временные границы для сбора. Другое ограничение – нельзя использовать некоторые виды техники для вывоза, в частности, трелёвочные трактора (это специальный трактор для лесозаготовительных работ). Будут ли такие меры предосторожности соблюдаться, и будут ли приняты дальнейшие поблажки, покажет время. А ещё оно покажет, не вырастет ли со временем незаконная лесодобыча, из-за которой снова обогатятся мошенники, а простым людям даже сучка на растопку печки не останется.

 

Поделиться
 
 
Заявка на спрос