Актуален ли для аграриев мораторий на банкротство?

Автор: Михаил Наумов, юрист Коллегии адвокатов Волгоградской области, аспирант/магистр права, michael_naumov@mail.ru

С начала марта этого года многие отечественные предприниматели в той или иной степени ощутили на себе последствия «антисанкционного» законодательства, краеугольным камнем которого стал «банкротный мораторий». Исключением не стали и субъекты АПК.

Банкротный мораторий – это специальный правовой инструмент, предусмотренный ст. 9.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», цель которого – обеспечить стабильность отечественной экономики в исключительных случаях. В современной истории России банкротный мораторий применялся всего два раза: первый раз – в период пандемии коронавируса для защиты наиболее пострадавших отраслей (застройщики, туроператоры, гостиницы и т.д.), а второй – в связи с недружественными действиями иностранных государств в отношении предпринимателей почти всех отраслей, в том числе и АПК.

Сфера применения моратория 2022 года оказалась куда более широкой, чем предполагалось. Большинство предпринимателей-кредиторов не только не смогли инициировать процедуры банкротства в отношении должников, но и взыскать в судебном порядке суммы задолженности по сделкам, в связи с приостановлением исполнительных производств. При этом подобные ограничения распространились абсолютно на всех участников  оборота вне зависимости от наличия у них признаков неплатежеспособности.

К числу значимых правил моратория следует также отнести запреты на выделение долей в организации, зачет встречных однородных требований, выплату дивидендов, доходов участникам, обратный выкуп акций, начисление неустоек.

Такая ситуация породила многочисленные вопросы и возмущения среди многих предпринимателей. Довольно проблематичной ситуация представляется в аграрной сфере, характеризующейся сезонной предпринимательской активностью. Как отмечала Федеральная налоговая служба России, датой окончания моратория 2022 следует считать 01.10.2022, что для многих аграриев ознаменовывает окончание текущих работ и подготовку к новому сезону.

В связи с этим особенно актуальным выглядит вопрос о том, как сейчас вести себя агробизнесу и какие действия необходимо предпринять для наиболее оптимального приготовления к окончанию моратория.

Анализируя опыт предыдущего коронавирусного моратория, следует отметить, что по его итогам, опасения различных экспертов не оправдались, и всплеска банкротств компаний не было замечено.

Вместе с тем, многие эксперты полагают, что применить по аналогии итоги первого моратория к нынешнему нельзя: слишком разные политические и экономические ситуации. Пожалуй, такая неопределенность будет висеть над всеми нами до самого конца года.

Вместе с тем, заметим, что в некоторых случаях есть оптимальные модели поведения при любых исходах моратория.

Например, всем без исключения компаниям аграрного сектора, мораторий предоставил возможность для «передышки» и переосмысления модели бизнеса в новых условиях. Возможно, компании стоит искать новых поставщиков, заготовителей, дистрибьюторов или исполнителей. Особое внимание при этом следует обратить на «заново» открытые и перспективные торговые связи со странами Средней Азии, Ближнего и Дальнего Востока. Или же оптимизировать сделки с торговыми представительствами зарубежных компаний из недружественных стран.

Следует обратить внимание на государственную поддержку аграрного бизнеса. И хотя зная из личного опыта, что вся процедура государственной поддержки бизнеса невероятно забюрократизирована и сложна, для наиболее перспективных предприятий такой шаг явно не окажется лишним. Так, например, Правительство России создаёт особые условия по субсидированию разработок селекционных достижений агробизнеса, что для многих может стать подспорьем к продвижению собственного бренда и развитию деловой репутации.

В то же время, если перспективы бизнеса не столь оптимистичны, затягивать с процедурой банкротства и недобросовестно пользоваться защитными правилами моратория не имеет смысла. Практика свидетельствует, что суды неизбежно задаются вопросом о том, когда возникли основания для обращения с заявлением о банкротстве: до, во время или после моратория. При установлении недобросовестных требований (а это обязательно случится) существуют большие риски привлечения должностных лиц и участников к субсидиарной ответственности по долгам предприятия. Такой сценарий мало кому покажется приятным.

Для кредиторов по сделкам введение моратория не означает прекращение деятельности по «формальному» взысканию долга. Суды также активно принимают заявления и выносят по ним решения. В таком случае лучше заранее пройти все процедуры урегулирования конфликта, поскольку вероятность «заваливания» судов исками по истечению срока моратория остаётся высокой.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос